И методики правового обучения и воспитания
Возникновение и становление правовой педагогики в России.
Понятие и содержание правовой педагогики.
Правовая педагогика как вид отраслевой педагогики. Правовая педагогика как наука о юридическом образовании человека и ее место в системе педагогических и гуманитарных наук. Правовая педагогика как учебная дисциплина.
Объект, предмет и задачи правовой педагогики. Структура педагогической деятельности. Основные категории правовой педагогики. Методология и методы правовой педагогики. Аксиологические основы правовой педагогики.
Методика правового обучения и воспитания: понятие, сущность. Подходы к определению понятия.
Тема 4.
Особенности конструирования и осуществления
Педагогического процесса
Сущность и методическая система обучения юристов. Организационные формы обучения профессии юриста. Технология конструирования и осуществления педагогического процесса. Педагогические технологии в учебном процессе. Педагогические технологии обучения профессии юриста. Типы современных педагогических технологий.
Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования. Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.
Студент юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Работа студента по овладению профессией юриста.
Педагогическое взаимодействие преподавателя и студента.
Тема 5.
Правовое воспитание:
Понятие, формы, цели
Понятия «воспитание», «обучение», «образование», «культура». Их взаимосвязь с понятиями «правовое воспитание», «правовое обучение», «правовое образование», «правовая культура». Цели, задачи, сущность правового воспитания.
Формы правовоспитательного процесса: правовая пропаганда, правовое обучение, профессиональное правовое обучение, юридическая практика, самообразование, издание литературы по юридической проблематике, наглядная правовая информация, влияние произведений литературы и искусства. Формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с проводимыми конституционными мероприятиями (референдумами, выборами и т.д.). Роль и значение организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию (школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста»).
Методы правовоспитательной работы как способы разъяснения политико-правовых идей и принципов (педагогические, эмоциональные, логико-гносеологические).
Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, вы работка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей. Внешний и внутренний механизмы правового воздействия и правового регулирования.
Социальные институты и организации, выполняющие функцию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь.
Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.
Тема 6.
Правовое обучение
Как форма и средство правового воспитания
Правовое обучение и воспитание как часть духовного формирования личности. Понятие ценностей как основы правового воспитания. Понятие идеала.
Основные этапы правовой социализации личности: овладение правовой информацией, личностное усвоение правовых ценностей, «перевод» сформированных установок, правовых идей, принципов в реальные поступки личности. Когнитивная и коммуникативная функции правового образования.
Важнейшие результаты правового обучения: умение выпускника использовать возможности правовой системы государства, отстаивать свои права, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Система правовых знаний на уровне школы, на уровне вуза.
Тема 7.
Проблемы правового
образования и воспитания
Некоторые проблемы правового образования: определение места и роли правового образования в школе; выявление приоритетности в понятиях обучения и воспитания; создание модели правового образования; установление ценностей, на которые ориентируется содержание правового образования; соотношение правового и гражданского образования; формирование действенных методик правового воспитания и обучения; подготовка учителей к преподаванию основ права. Принципы обучения праву: вариативность и альтернативность моделей правового обучения; личностно- и культуроориентированный подходы; дифференциация и интеграция обучения праву; активизация познавательной деятельности в процессе обучения праву; создание положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса обучения праву; многоступенчатый характер правового воспитания и обучения; организация исследовательской деятельности обучаемых; использование современных методов, технологий обучения праву.
Тема 8.