Фасилитация собраний медиаторов
Существует много параллелей между фасилитацией собраний и процессом медиации.
Как медиаторы, так и фасилитаторы собраний ведут процесс (определяют способ
взаимодействия группы, кто и когда говорит, время, отводимое каждому пункту повестки) с
тем чтобы помочь участникам справиться с существом дела (обсуждаемые предметы,
принимаемые решения, предоставленные материалы). Опытные медиаторы уже обладают
многими из навыков, необходимых фасилитаторам, и ваш инструктор наверняка
продемонстрировал большую часть из них при прохождении базового тренинга. Приведем
несколько предложений по фасилитации собраний:
• Выработайте для каждого собрания повестку дня, определяющую ваши цели, и
время, отводимое каждому из вопросов. Пусть в этом примут участие и школьники-
медиаторы; перед началом каждого собрания убедитесь, что повестка дня является
для них приемлемой.
Постоянно и неуклонно стремитесь к тому, чтобы собрание вовлекало всех
участников. Планируйте занятия, использующие самые разнообразные способы
обучения (дискуссии, ролевые игры, письменные работы, работу в парах и небольших
группах). Пусть расположение стульев участников соответствует вашим целям
(например, круг способствует групповому общению). Там, где это необходимо,
прибегайте к перерывам, дающим заряд дополнительной энергии (игры, вручение
наград, прохладительные напитки).
Всегда обращайте пристальное внимание на групповой процесс. Если учащиеся
отклоняются от заданной темы, "верните" их к предмету дискуссии. Если их
поведение не способствует доверию и работе в команде, укажите им на это. Если вы
Полезно организовать совместный прием пищи на каждом собрании, независимо от времени дня. Это
помогает создать среди медиаторов теплую, семейную атмосферу.
138 1
видите, что они не вовлечены в процесс, выясните у них причину и соответственно
измените повестку дня. Лучше не проводить собраний вообще, чем проводить их
скучно и охлаждать энтузиазм учащихся.
• Когда это представляется возможным, дайте учащимся право воздержаться от участия
в том или ином занятии собрания. Тогда они почувствуют себя комфортно,
почувствуют, что их уважают.
' Направьте свою работу на то, чтобы учащиеся сами фасилитировали свои собрания.
Немного тренировки и помощи - и они сами смогут очень эффективно проводить свои
собрания.
ИТОГИ ГЛАВЫ
Пели вы тщательно отработаете на практике все, о чем рассказывалось в этой главе,
шансы на создание сильной и эффективной программы медиации ровесников достаточно
велики. В будущем медиация ровесников и подход-сотрудничество станут неотъемлемой
частью систем образования во всем мире. Вы станете одними из лидеров этого направления,
не только демонстрируя потенциал медиации ровесников, но и, что является более важным,
предоставляя ребятам возможность продемонстрировать их потенциал.
ГЛАВА 9
12 уроков разрешения конфликтов
Введение
Следующие уроки разработаны для двух целей:
1. Чтобы дать возможность учителям в классе начать обучать своих учеников навыкам
разрешения конфликтов.Если вы научите своих учащихся навыкам, достаточным для того,
чтобы они эффективно разрешали свои собственные конфликты, обстановка в вашем классе
станет более благоприятной для учебы и развития.
2. Чтобы послужить вступлением к разрешению конфликтов, которое можно передать
всему школьному коллективу до осуществления программы медиации ровесников.Эти
уроки будут воспитывать навыки разрешения конфликтов у всех учащихся школы, создавая
общий «язык» разрешения конфликтов, который лежит в основе программы медиации
ровесников.
Создание формата уроков
В ходе представления этих уроков разработайте стандартный формат, который
отличает их от обычного школьного дня. Формат, который вы будете использовать,
отличается в зависимости от контекста, в котором проходит обучение: знают ли уже
школьники друг друга; будут ли эти уроки отдельными или они являются частью
академического предмета? В идеале вы должны
1. Начать с игры или другого развлекательного мероприятия.
Это соберет группу вместе иустановит позитивную оживленную тональность.
2. Повторить важные моменты с предыдущих уроков.
Обзор предыдущих уроков позволяет школьникам составить единое целое и сознательно
воспринимать то, что они уже узнали.
3. Перейти к повестке дня следующего урока.
Это означает: сказать школьникам, что они могут ожидать от вас и что ожидается от них.
Информируйте учащихся о целях урока, даже если это не стыкуется с методикой обучения.
4. Провести урок.
5. В заключение сделать обзор или дать оценку происходившему.
Это помогает учащимся вынести то, что они узнали, за пределы классной комнаты. Это
также обеспечивает обратную связь с тем, что школьники изучают и что они чувствуют по
поводу уроков.
Другие предложения для усиления воздействия этих уроков:
· Создавайте обстановку, в которой школьники почувствуют себя безопасно, давая оценку
учащимся, которые пошли на этот риск (улыбнитесь, поблагодарите, хлопните в ладоши),
поддерживая учащихся, которые делают ошибки, поощряя тех, кто выражает мнение
меньшинства, и позволяя учащимся, которым сложно преодолеть дискомфорт и
заставить себя сделать упражнение, «пропустить» его и не участвовать в таком
упражнении.
· Усиливайте материал, который рассматривается на этих уроках, в ходе школьного дня.
Используйте предмет, который преподаете (то, как ведут себя персонажи романа,
например), и проблемы управления классом (применяя «я-заявления»), чтобы попросить
школьников обратить внимание на существующие связи. Чем больше вы сможете
моделировать эти навыки в своем взаимодействии со школьниками, тем лучше.
· Ведите уроки в соответствии с обратной связью, которую вы получаете от школьников.
Возможно, вы захотите убрать некоторые разделы из-за очевидного отсутствия интереса
и расширить другие разделы.
· Вместо ответов на вопросы школьников поощряйте .их поломать голову и самим ответить
на свои же вопросы.
· Делайте уроки более личностными, добавляя анекдоты из своей жизни и примеры,
которые увлекут ваших учащихся.
• При делении школьников на небольшие группы постарайтесь, чтобы группы были по
" возможности более разнородными.
· Когда учащиеся работают небольшими группами, проводите время с каждой группой,
чтобы наблюдать и предлагать помощь.
· Обратите внимание на то, как сидят школьники в помещении: это не должно снижать
уровень их интереса и участия. Обычно лучше всего рассаживать школьников в кружок.
Это позволяет всем учащимся установить зрительный контакт со всеми остальными
школьниками и способствует участию в групповом обсуждении.
· Веселитесь и применяйте юмор, где это уместно. Ваш энтузиазм будет заразителен!
· Прежде чем вы начнете обучать этим урокам, прочитайте главы 2 и 3. Многое из того,
что здесь рассматривается, объясняется глубже в тех главах.
Помните, что эти уроки - это только начало. Вы можете оказывать больше влияния на
своих учащихся, участвуя в тренинге по разрешению конфликтов, медиации или
предотвращению насилия. Растет число учебных программ в этих областях, которые можно
получить.
Урок 1.
Создание группового договора
Цели: дать учащимся возможность разработать свои собственные нормы поведения в классе;
начать создавать безопасную и творческую обстановку в классной комнате
Материалы: газетная бумага (newspaper) и маркеры
Время: 15 мин
1. Объясните, что вместе со своими учащимися вы собираетесь начать интересную серию
уроков по разрешению конфликтов.
2. Объясните, что для того чтобы учиться вместе, школьникам необходимо обращать
внимание не только на то, что они изучают, но и на то. как они делают это, т.е. как на
процесс, так и на содержание. Для того, чтобы их работа была успешной, они должны
чувствовать себя комфортно друг с другом.
3. В качестве одного из вариантов начала этого процесса вы предложите следующее
упражнение. Попросите школьников подумать про себя об одном секрете; о тайне, которую
• большинство людей в этой комнате не знает. Она должна касаться того, что они сделали, во
что они верят, что им нравится, что с ними произошло или чего-либо, связанного с их
личностью. В идеале эта тайна должна касаться не самого положительного, что в них есть.
{Не упоминайте о том, будут ли школьники рассказывать своп секрет остальным членам
группы!). Дайте им минуту подумать об этом, в течение которой они почувствуют
беспокойство относительно того, что это придется рассказать остальной группе.
4. Сообщите школьникам, что им никому в группе не придется рассказывать свои секреты,
им просто нужно подумать про себя о самих себе. Подождите, пока все не подумают об этом.
5. Спросите школьников: «Если бы вы собирались рассказать этот секрет в этом классе, что
бы вы хотели от них? Как бы вы хотели, чтобы они себя вели?» Объясните, что нет
правильных или неправильных ответов. Они должны высказать все, о чем подумают.
.6. Напишите их ответы на бумаге. Ответы могут быть такими:
хранить это в секрете, не смеяться надо мной или не дразнить меня, постараться понять,
внимательно выслушать, поставить себя на мое место, попытаться помочь мне, не судить
меня, мне бы нужно было доверять им, быть добрым, вы тоже расскажете мне свой
секрет и т. д.
7. Когда запас идей у школьников будет исчерпан, попросите их отложить в сторону свои
секреты и подумать о том времени, когда они были частью группы людей, хорошо
работавшей вместе. Это может быть спортивная команда, религиозная группа, семья, класс и
т.д. Спросите их, благодаря каким качествам этих групп они так хорошо работали. Составьте
список этих качеств на бумаге. Среди ответов может быть: общая цель, помощь друг другу,
каждый добавлял свои сильные стороны, мы упорно работали, у нас был хороший лидер, мы
веселились, мы доверяли и уважали друг друга и т.д.
8. Спросите учащихся, хотели ли бы они составить списки группового «контракта»: то, с чем
они бы постарались считаться в ходе уроков по разрешению конфликтов. Пусть школьники
выскажут свои опасения по поводу списка и вместе разберутся вместе с вами, действительно
ли они смогли бы выполнять каждый пункт. Могут ли они доверять друг другу, не зная
хорошо друг друга? (Они могут прийти к этому). Могут ли они держать в секрете все, что
происходит в классе? (Они умеют держать в секрете личные тайны людей). Думают ли они,
что это будет работать? Что может помешать этому?
9. Обсудив возражения учащихся, попросите каждого подписать список в знак его/ее
согласия постараться соответствовать ему. Скажите им, что подписывать необходимо только
тогда, если они собираются вести себя согласно этим нормам. В этот момент все школьники
должны подписать документ. Вы можете также дать им время украсить документ рисунками
и т.д.
10. Поблагодарите школьников за работу над договором. Спросите их, какие у них
ощущения после того, как они уделили внимание процессу, связанному с тем, как они
собираются работать вместе. Есть ли другие сферы в их жизни, где они, возможно, захотели
бы сделать это?
11. Показывайте документ и напоминайте о нем школьникам в начале каждого урока. Или же
пусть висит постоянно в классной комнате. .
В дополнение:
· Спросите учащихся, хотели ли бы они оставаться верными договору в течение всех
занятий, а не только в ходе уроков по разрешению конфликта.
· Вместе со школьниками разработайте наказания, которые могли бы налагаться при
нарушении договора. (Ученики, которые дразнят кого-нибудь, не будут допускаться к
участию в играх, а тот, кто опаздывает, должен будет убирать комнату после занятий, и
т.д.).
Урок 2.
Конфликт - это нормально
Цели: обучить школьников тому, что такое конфликт; обучить школьников тому, что
конфликт - это нормальная часть жизни; дать учащимся возможность лучше узнать друг
друга
Материалы: газетная бумага и маркеры, персональный раздаточный лист для каждого
школьника
Время: 30 мин.
1. Поставьте восемь прочерков на доске и сыграйте в игру «Виселица» со словом
«конфликт».
2. Поздравьте учеников и скажите им, что это слово - «конфликт» - ключ ко всей работе,
которую вы собираетесь делать вместе.
3. Попросите учащихся дать определение слова «конфликт». Школьники обычно используют
синонимы «драка» (борьба), «несогласие», «спор» и т.д.
4. Предложите такое определение: «Конфликт возникает в любой момент, когда люди, идеи
или силы находятся в оппозиции или работают друг против друга».
5. Спросите школьников, сколько людей требуется для конфликта. Большинство скажут -
двое, а некоторые предположат, что один человек может иметь конфликт сам с собой.
6. Подчеркните, что люди могут иметь конфликты даже сами с собой. Спросите школьников,
с чем связаны их внутренние конфликты. Вероятные ответы: делать ли домашние задания,
что одеть, впротивовес давлению ровесников, слушать ли родителей и т.д.
7. Спросите, люди какого типа чаще попадают в конфликты. Предложите несколько
примеров: учителя и ученики, родители и дети и т.д. Школьники могут ответить: учителя с
учителями, учителям родителями, соседи, мужья с женами, сестры и братья, начальники и
подчиненные, учителя и директора школ, хозяева магазинов и покупатели, политические
партии, государства.
8. Попросите учащихся поднять руки, если они участвовали в конфликте сами с собой или
еще с кем-то в своей жизни (родителями, друзьями, родными братьями или сестрами,
учителями) в прошлом месяце? на прошлой неделе? сегодня с утра? Большинство
школьников поднимет руки.
9. Спросите, справедливо ли сказать,, что конфликт является нормальной составной жизни.
Напишите на доске: «Конфликт - это нормальная составная жизни».
10. Раздайте листок персонального конфликта. Попросите школьников вписать большинство
конфликтов, которые у них были недавно с участием по меньшей мере двух сторон. Они
должны написать раздел о каждом. Скажите им, что не нужно показывать вам этот листок,
но их попросят обсудить один из конфликтов небольшой группой сверстников.
11. Когда школьники закончат писать, разделите их на группы из четырех человек.
Попросите каждого в течение трех минут описать один из его/ее конфликтов; небольшой
группе. Другие школьники слушают, фокусируясь на говорящем. Они должны использовать ■
вопросы в конце листа персонального конфликта, чтобы помочь говорящему.
12. Сведите школьников в большую группу. Попросите трех волонтеров поделиться одним
из его конфликтов с большой группой. Постарайтесь, чтобы были представлены конфликты
трех категорий (с ровесниками, с родителями, с учителем).
13. Спросите, какое у них было впечатление от того, что они поделились своим
конфликтом с другими. Было ли это облегчением, или же рассказать кому-то еще о своем
конфликте было нелегко? Спросите школьников, заметили ли они что-то в процессе этого
упражнения . Были ли конфликты других людей похожи на их собственные?
14. Сделайте вывод о том, что конфликт - нормальная составная жизни. Большинство людей
в комнате, в школе, в мире регулярно участвуют в конфликтах. Подытожьте также другие
мысли, возникшие в результате данного упражнения.
Листок персонального конфликта
Опишите недавний конфликт, который у вас был с кем-то, из двух следующих категорий
1. Конфликт с одноклассником или другом:
2. Конфликт с родителем или опекуном:
3. Конфликт с учителем или хозяином:
Вопросы, которые следует задать, когда вы слушаете о конфликте другого человека:
Кто эти люди, участвующие в конфликте?
Когда он начался?
Как долго он продолжался?
О чем этот конфликт?
Почему он произошел?
143Как вы чувствуете/чувствовали себя из-за него
Как себя чувствует/чувствовал из-за него другой человек?
Что вы делали, чтобы попытаться разрешить конфликт?
Что бы вы сделали по-другому, если бы конфликт начался снова?
Конфликт разрешен, или же он еще продолжается?
Урок 3.
Конфликт может быть позитивным
Цели:научить школьников, что конфликт может быть позитивным; представить концепцию
мозгового штурма
Материалы:газетная бумага, правила мозгового штурма на бумаге
Время:15 мин.
1. Познакомьте учащихся с концепцией мозгового штурма. Мозговой штурм - это прием,
используемый для того, чтобы группа генерировала широкий круг ответов или информацию.
Он особенно полезен, когда люди пытаются разрешить конфликт. В ходе мозгового штурма
вы высказываете все, что вам приходит в голову. Правила для проведения мозговой атаки
таковы:
· Высказывайте всё, что приходит в голову.
· Нет правильных или неправильных ответов.
· Не оценивайте ответы; количество гораздо важнее качества
· Вы можете говорить то же, что и кто-то другой.
· Вы можете говорить вещи, которые кажутся безумными. (Это может привести к
. отличным идеям).
2. В течение минуты попрактикуйте мозговую атаку. Попросите школьников высказать,
первое, о чем они думают, когда слышат слово «лето» (или зима, школа, выходные дни,
сестры, родители и т.д.).
3. Напишите на газетной бумаге слово «конфликт». Попросите школьников высказать, какие
мысли у них вызывает это слово. Среди ответов могут быть:
боль, смерть, друзья, страх, оружие, гнев, решения, братья, дети, война, Гитлер, расизм,
нормально, фрустрация, наркотики, банды, насилие, давление ровесников, компромисс,
тупоголовые люди, девочки/мальчики.
4. Как только у вас набралось около 30 слов, остановитесь и спросите учащихся, заметили ли
бы они, если бы только что вошли в комнату, что-то необычное в этом списке. Есть ли у всех
этих слов всех что-то общее? Возможно, кто-то скажет, что большинство слов имеет
отрицательное значение. Это именно то, что вам нужно. Если они не скажут этого,
предложите сами.
5. Спросите школьников: «Должен ли конфликт быть отрицательным?» Попросите их
назвать все, что, по их мнению, может быть позитивным в конфликте. Напишите это на
доске. Учащиеся могут сказать:
становишься ближе к людям, больше узнаешь о том, с кем споришь, узнаешь новые способы
что-то делать, растешь как личность, учишься уважать не похожих на тебя людей, это
подводит тебя к тому, чтобы помочь в чем-то, помогает завести новых друзей (после
того, как конфликт разрешен), помогает тебе проявить свои чувства.
6. Попросите нескольких учеников поделиться с группой, рассказав о случае, когда в .
результате конфликта с ними произошло что-то хорошее.
7. Спросите школьников: «Если конфликт может быть позитивным, почему большинство
людей думает о нем только как о чем-то отрицательном?» Обсудите это с группой.
Возможные ответы:
давление ровесников, указания родителей, влияние средств массовой информации, дети не
узнают ничего хорошего, драка как ответ на конфликт.
8. Завершите упражнение обзором, сказав, что конфликт может быть положительным и
может, предоставить нам возможности роста и новых знаний. Эти уроки по разрешению
конфликта предназначены для того, чтобы помочь сделать конфликт скорее позитивным, чем
негативным опытом, когда это только возможно.
Урок 4.
Выиграть могут все
Цели: объяснить школьникам, что очень часто люди, находящиеся в конфликте, выигрывают
больше, когда они сотрудничают друг с другом, чем когда они соперничают; познакомить их
с концепцией «выигрыш - выигрыш» («победа - победа»)
Материалы: конфеты «Поцелуи Херши» или какой-то другой приз
Время: 20 мин.
1. Объявите школьникам, что вы собираетесь начать этот урок с игры в «Поцелуи».
2. Попросите всех встать возле своего партнера того же пола и приблизительно того же
роста. (Это нужно для того, чтобы у них был партнер, который смог бы бороться с ними).
3. Попросите каждого схватить своего партнера за руку, как будто для ее пожатия.
(Возможная шутка: «Хорошо, я дам вам 20 секунд и хочу, чтобы все поцеловали своего
партнера столько раз, сколько они смогут»). Объясните, что эта игра называется «Поцелуи»,
потому что в качестве призов иногда даются конфеты «Поцелуи Херши». (Призами могут
быть и другие конфеты, воображаемые деньги или что-то другое).
4. Попросите школьников, чтобы они внимательно слушали, потому что очень немного
людей «выигрывают» эту игру. Вы будете давать инструкции только один раз. Основные
правила таковы:
a. Вы не можете разговаривать со своим партнером с этого момента до конца игры.
b. Цель игры - выиграть. Вы выигрываете, получив для себя как можно больше
«Поцелуев» (долларов и т.д.).
c. Вы получите приз каждый раз, когда вы схватите тыльную сторону руки вашего
партнера, чтобы дотронуться ею до вашего бедра. Ваш партнер получает приз, когда
он/она захватит вашу руку, чтобы дотронуться до своего бедра. У вас будет 20 секунд
на игру.
5. Покажите это с одним из школьников или вторым учителем. Чтобы занять необходимое
положение, сначала схватите руку своего партнера как для пожатия. Затем немного
отвернитесь друг от друга , так чтобы вы с партнером стояли плечом к плечу на расстоянии
около двух футов друг от друга, держась за руки и глядя в противоположных направлениях.
Когда вы находитесь в этом положении, будет понятно, как каждый из вас может взять руку
другого, чтобы дотронуться ею до бедра партнера, потянув к ним руку. Внимание: Когда вы
показываете игру, делайте это, преодолевая сопротивление, чтобы школьники видели, что вы
боретесь друг с другом, чтобы выиграть.
6. Начните игру сразу же после инструктажа. Через 20 секунд остановите игру. Пусть ребята
посмеются минуту, а затем попросите их сесть.
7. Обойдите комнату и спросите школьников, сколько призов они выиграли. Большинство
пар боролись друг с другом. Только некоторые представили, что они могут помочь друг
другу выиграть, и именно они поучили больше всего «Поцелуев». В то время как
большинство учащихся выиграли от 0 до 5 призов, некоторые получат от 30 до 50.
8. Попросите пары, которые боролись друг с другом, показать перед классом, как они играли
в эту игру. Прокомментируйте энергию, с которой они делали это, и небольшой -выигрыш
каждого.
.9. Попросите пару, которая «сотрудничала», показать, как они играли, перед остальными.
10. Обсудите упражнение, указывая, что во многих конфликтах в жизни вы можете больше
выиграть для себя, если сотрудничаете, а не боретесь с вашим воображаемым соперником.
Когда двое конфликтующих сотрудничают и находят решение, удовлетворяющее обоих, это
называется решение «выигрыш - выигрыш» («победа - победа»). Обычно люди не получают
всего, что они хотят в таком решении, но они получают достаточно из того, что им
необходимо, чтобы почувствовать удовлетворение. Большинство людей предполагает, что
для того, чтобы «выиграть» решение, им нужно, чтобы второй «проиграл». Но, как в игре
«Поцелуи», такой подход «выигрыш - выигрыш» часто приводит обоих к проигрышу (и
оставляет людей сердитыми друг на друга и неудовлетворенными результатом). Именно
подобно тому, как разрешение конфликтов помогает людям получить позитивный результат
конфликта (как обсуждалось на последнем уроке), оно также может помочь им прийти к
решению «выигрыш - выигрыш», где это возможно.
11. Спросите школьников, боролись ли они друг с другом, потому что видели, что вы
показывали игру таким образом. Объясните, что люди часто копируют поведение как
«модель» для подражания. По этой причине все - учителя о учащиеся - несут большую
ответственность. Люди подражают тому, что мы делаем, и поэтому нам нужно оказывать
скорее положительное, а не отрицательное влияние. В ходе игры заметили ли другие группы
еще кого-то, кто сотрудничал, а затем постарался поменять свою стратегию?
12. Обобщите урок и закончите его.
Урок 5.
Позиции, интересы и основные потребности
Цели: помочь школьникам приходить х решениям «выигрыш - выигрыш»; познакомить их с
концепцией позиций, интересов и основных потребностей
Материалы: Раздаточный материал по нахождению решений «выигрыш - выигрыш» для
всех учащихся; правила для мозговой атаки на газетной бумаге
Время: 25 мин.
1. Скажите школьникам, что сейчас они будут упражняться в создании решений «выигрыш -
выигрыш». Раздайте листы поиска решений «выигрыш - выигрыш». Как только люди,
находящиеся в конфликте, захотят попытаться разрешить его, они должны сделать два шага,
чтобы найти выигрышные решения для обеих сторон («выигрыш - выигрыш»):
· Выяснить, каковы их интересы и основополагающие потребности.
· Провести мозговой штурм возможных решений «выигрыш - выигрыш».
2. Люди, находящиеся в конфликте, часто говорят, чего они хотят или что они собираются
сделать. Это называется позиция. С другой стороны, интересы - это то, что людям
действительно необходимо. Позиции обычно отражают одну из возможностей
удовлетворить свои интересы. В качестве примера приведите эту историю:
Две сестры лежат на своих кроватях s комнате, в которой они обе живут, и ссорятся из-
за того, задернуть или поднять шторы Одна встает и задергивает шторы; другая встает
и открывает их. Их конфликт кажется неразрешимым. Заходит их младший брат и
спрашивает, что происходит. Одна сестра говорит, что яркий солнечный свет мешает ей,
так как она пытается вздремнуть. Другая сестра говорит, что она пытается читать
книгу по своему домашнему заданию, и ей нужен свет из окна. Услышав это, младший брат
.подходит, включает лампу возле кровати и задергивает штору. Обе девочки довольны.
3. Постройте па бумаге таблицу по этой истории следующим образом, попросив школьников
заполнить графы:
Позиция Интерес
Сестра 1 Открытые шторы Нужен свет, чтобы читать
Сестра 2 Закрытые шторы Нужно, чтобы свет не мешал спать
4. Теперь вместе со школьниками поработайте нал первым примером, делая записи на
рабочем листе.
Подруга Ханны Кристаль приглашает своих друзей к себе, чтобы посмотреть фильм в ночь,
когда празднуется Хэплоуин. Фильм начинается в полночь. Ханна очень хочет быть вместе
с друзьями, по ее родители не хотят, чтобы она так поздно выходила из дома. Они боятся,
что с ней что-то случится.
5. Прежде всего спросите учащихся, каковы позиции Ханны и ее родителей.
Ханна хочет выйти, чтобы посмотреть фильм в доме своей подруги.
Ее родители не хотят, чтобы она уходила.
6. Объясните школьникам, что лучший способ определить интересы людей - задать простой
односложный вопрос: «Почему? Почему ты хочешь то, что, как ты говоришь, ты хочешь?»
Спросите ребят: «Что на самом деле нужно Хаине и ее родителям, и чего они действительно
хотят? Каковы их интересы?» Конечно, важно задать эти вопросы, не вынося никаких
оценок.
Ханна хочет провести время со своими друзьями и, возможно, ей хочется посмотреть
фильм. ■
Родители Ханны хотят быть уверены, что с ней ничего не случится.
7. Кроме очевидных интересов у людей, находящихся в конфликте, есть также и скрытые
интересы. Они часто связаны с основными эмоциями, такими как потребность, чтобы тебя
любили или ты нравился, потребность чувствовать себя в безопасности и чувствовать, что ты
контролируешь собственную жизнь, потребность принадлежать кому-то. Они называются
основными потребностями. Эти потребности есть у всех. Спросите школьников, видят ли
они какие-то основные потребности, которые могут быть частью этого конфликта.
Ханне необходимо чувствовать себя частью группы друзей.
Ханне нужно, чтобы ее уважали и обращались с ней, признавая, что она может сама
принимать решения.
Родителям Ханны нужно чувствовать, что они - хорошие родители.
8. Учитывая все их интересы и основные потребности, попросите школьников провести
мозговую атаку с целью найти возможные решения «выигрыш - выигрыш» конфликта Ханы с ее родителями.
Ханна может пригласить друзей посмотреть фильм у себя дома.
Ханна может записать фильм, а потом посмотреть его со своими друзьями в какое-то
другое время.
Ханна и ее друзья могут взять фильм напрокат и потом посмотреть его.
Ханна может пригласить своих друзей к себе пораньше, чтобы провести с ними время.
Ханна может попросить родителей Кристаль позвонить своим родителям, чтобы те
знали, что с ней будет все в порядке.
9. Поделите учащихся на группы из 4 - 5 человек. Дайте группам 10-15 минут, чтобы они
определили позиции, интересы и основные потребности сторон, а затем записали как можно
больше решений «выигрыш - выигрыш» по каждому конфликту на рабочих листах.
Напомните школьникам о правилах мозговой атаки (высказывайте все, что приходит в
голову, нет правильных или неправильных ответов, не оценивайте ответы; количество
гораздо важнее качества, можно говорить то же, что и кто-то другой, можно говорить вещи,
которые кажутся безумными), когда они будут пытаться прийти к творческим (креативным)
решениям.
If). Когда школьники закончат рабочий лист, сведите их опять в большую группу. Спросите,
было ли трудно определить интересы и основные потребности. Видят ли они, насколько
легче думать о решениях «выигрыш - выигрыш», когда известны интересы и основные
потребности людей? Откуда вам известно, что решение действительно отвечает интересам
обеих сторон? Предложите школьникам до следующего урока попытаться применить подход
«выигрыш - выигрыш» либо в собственной жизни, либо вконфликте, который они
наблюдают или о котором они читали.