Анализ и обсуждение медиируемых конфликтов
Многие программы предлагают медиаторам обсуждать медиируемые конфликты со
своими со-медиаторами сразу после окончания сессий медиации. И поскольку опыт -
лучший учитель, такие дискуссии представляют особую ценность для развития медиаторов.
Но непосредственно после сессий медиации провести их нет возможности, ведь приоритет
остается за учебной программой, и количество допустимых пропусков занятий ограничено.
В то же время, на своих собраниях медиаторы могут разобрать рассмотренные конфликты во
всей их глубине.
Мне нравится быть медиатором. Я думал, что ребята не будут слушать, но после
всех разобранных мной конфликтов я осознал, что программа действительно работает.
Медиатор -учащийся средних классов.
На этих собраниях школьники по очереди представляют разобранные ими
конфликтные случаи, показавшиеся им трудными и интересными, или координатор
предлагает им рассказать о случаях, служащих иллюстрацией к теме дня. Некоторая часть
времени собрания может посвящаться ролевым играм — это поможет медиаторам
познакомиться с альтернативными стратегиями, призванными разрешить сложные ситуации.
При необходимости медиаторам может быть предложено обратить особое внимание как на
суть разбираемых конфликтов, так и на их процесс. Обсуждение последних сессий медиации
может подвигнуть группу к размышлению о том, почему после завтрака третьей смены
происходит так много драк, или о состоянии межрасовых отношений в своей школе.
Подобные изыскания приветствуются.
При анализе рассмотренных конфликтов предложите ребятам стать учителями друг
друга. Конструктивная критика не только укрепляет атмосферу поддержки внутри группы,
но и сама по себе является важным навыком. Для обеспечения подобной обратной связи
необходимо действовать в соответствии с тем же девизом, что и на сессии медиации, -
"поддержка при полной беспристрастности".
Напомните медиаторам о необходимости соблюдения конфиденциальности при
обсуждении рассмотренных конфликтов; кто-то из медиаторов может находиться в
дружеских отношениях со стороной того конфликта, который медиировал другой участник
собрания. Вообще, предлагайте медиаторам изменять имена реальных сторон того
конфликта, о котором они рассказывают. К сведениям, полученным на собраниях
медиаторов, следует относиться с той же мерой конфиденциальности, что и к сведениям,
полученным на сессиях медиации. Кроме как на таких собраниях, медиаторам не следует
обсуждать подробности тех конфликтов, которые они медиировали.
ПРОДВИНУТЫЙ ТРЕНИНГ
Собрания медиаторов преследуют еще одну важную "цель "- проведение последующих
продвинутых тренингов. Начальные тренинги дают базовые навыки, позволяющие
школьникам начать медиировать конфликтные случаи. Но глубокое усвоение этих базовых
навыков и приобретение иных, более сложных, возможно только в результате опыта
медиации, анализа такого опыта и прохождения продвинутых тренингов.
Если ваш базовый тренинг был хорошо усвоен, то, несомненно, использовались самые
разные методики - ролевые игры, упражнения (в том числе, письменные и практические),
цель которых - обучение конкретным навыкам, короткие презентации и т.д. Все это может
быть использовано и при продвинутом тренинге. Темы такого тренинга обычно не
определены заранее строго оговоренным списком, а обусловлены потребностями,
выраженными медиаторами, или же являются следствием ваших личных наблюдений.
Возможно, что медиаторам следует больше попрактиковаться в задавании вопросов,
написании соглашений, выяснении предметов спора, использовании нейтрального языка или
в других аспектах процесса медиации. Рассмотрите возможность привлечения учащихся, не
являющихся медиаторами, на роль сторон в ролевых играх. Это не только делает ролевые
игры более захватывающими и реалистичными, но и помогает "донести" программу до
большего числа школьников.
Продвинутый тренинг может затрагивать не только повышение мастерства медиаторов,
но и другие аспекты. Медиаторы, возможно, захотят, узнать, как проводить фасилитацию
собраний, с тем. чтобы они, медиаторы, чувствовали большую ответственность за работу
программы. Всегда уместными будут презентации, посвященные конкретным культурам или
же предубеждениям и различиям. Возможны презентации других программ, работающих в
школе (темы которых - борьба с алкогольной и наркотической зависимостью,
предотвращение суицидов, психологическое консультирование ровесников, лидерство среди
ровесников). Приветствуется все, что может помочь школьникам-медиаторам вырасти как в
личном, так и в профессиональном плане.
Именно координатор, а не источник базового тренинга, выступает фасилитатором
основной части продвинутого тренинга. Ваш источник, тренинга должен обеспечить
последующий тренинг и консультации, но, как правило, невозможно и не рекомендуется
полагаться исключительно на его помощь. Инструкторы должны предложить вам материалы
для личного пользования или указать вам на опубликованный учебный курс по разрешению
конфликтов или медиации, который будет соответствовать вашим потребностям1.
Проводить продвинутый тренинг могут приглашенные презентаторы и даже сами учащиеся-
медиаторы.
Еще одну важную часть продвинутого тренинга составляют периодические оценки.
Они включают как самооценки, так и оценки, даваемые медиаторами и координаторами.
Особенно полезны оценки, даваемые в конце года, когда медиаторы рассматривают свои
достижения и определяют цели на будущий год.
УКРЕПЛЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ И МОРАЛИ ГРУППЫ
Важными составляющими успеха любой программы медиации ровесников являются
энтузиазм медиаторов и умение работать в команде. Но поскольку они почти всегда
работают попарно, им редко удается найти время, чтобы собраться группой. Это вполне
может привести к потере контакта с коллегами. Поэтому собрания медиаторов призваны
восстановить их силы и отношения и напомнить, что их работа - составная часть общих
усилий, направленных на то, чтобы сделать школу лучше.
Важность сплоченности и морали группы особенно велики в тот период, когда
программа еще молода, направлений на сессии медиации немного, и эти направления
разделены достаточно большими промежутками времени. Бывает, что проходят многие
недели после завершения тренинга, а школьникам так и не удается промедиировать свои
первые "дела". Регулярные собрания помогают сохранить импульс программы и
предотвращают потерю медиаторами энтузиазма.
Для поддержки энтузиазма и эффективности команды медиаторов ровесников можно
прибегнуть к самым разным методам. По крайней мере, вам необходимо сделать так, чтобы
медиаторы старались относиться друг к другу тепло и уважительно. Постарайтесь
запланировать игры, специальные завтраки, выезды за город, встречи, помогающие им
ближе познакомиться друг с другом. Многие программы в конце года устраивают
празднования и пикники. Чем больше вы дадите медиаторам почувствовать, что их работа
оценивается по достоинству, тем лучше.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Собрания медиаторов - это еще и время, когда вся команда может запланировать и
реализовать специальные проекты. Существует множество способов, позволяющих
медиаторам выступить единой силой, направленной на позитивные изменения в школе, и
специальные проекты совершенно необязательно должны иметь непосредственное
отношение к работе школьников в качестве медиаторов. Среди подобных идей -
следующие:
• предложить одноклассникам провести для них мини-курсы по разрешению
конфликтов;
• провести семинары для школьников, тема которых - временное отстранение от
занятий в качестве наказания;
. . . • провести ознакомительные дискуссии с ровесниками на такие темы, как насилие,
расовые отношения, наркомания и токсикомания, СПИД (после прохождения
соответствующих тренингов);
• проведение тренингов по медиации в других школах; . .-
' Один из таких учебных курсов "Продвинутые тренинги для школьников-медиаторов", созданный Дэном
Мейером, написан именно для таких случаев.
• посещение судов, программ соседской медиации, медиаторов-экспертов, с целью
расширения.знаний о медиации;
· планирование и/или участие в региональных конференциях учащихся-медиаторов;
· организация мероприятий по сбору средств, таких как шоу талантов, киновечера,
распродажи домашней выпечки, мойка автомобилей.
ВНУТРЕННЯЯ ДИСЦИПЛИНА ПРОГРАММЫ
И последняя цель собраний медиаторов - создание и укрепление внутренней
дисциплины программы. И хотя потребность в дисциплинарном кодексе возникает редко,
бывает, что из-за некорректного поведения медиатору устанавливается испытательный срок
или же он временно отстраняется от участия в программе. Примеры подобного поведения
включают отсутствие надлежащего старания на уроках, инициирование драки, разглашение
конфиденциальной информации, пропуски сессий медиации и собраний медиаторов.
Дисциплинарный кодекс должен: .
· четко информировать учащихся о том, что от них требуется как от медиаторов;
· указывать справедливые и прогнозируемые последствия недопустимого поведения;
• защищать преданных своему делу медиаторов - и всю программу в целом - от
учащихся, действия которых противоречат принципам группы медиаторов.
Поскольку дисциплинарная политика медиации ровесников акцентирует
ответственность каждого из учащихся за обеспечение успешной программы, то основная
роль как в формулировании, так и в воплощении в жизнь этого кодекса должна
принадлежать именно учащимся. Как этого добиться? Один из лучших способов -
заключение группового контракта. Сначала учащиеся перечисляют те типы поведения,
которые они приветствуют у своих коллег-медиаторов, а затем - те, которые считают
недопустимыми. Затем они вместе вырабатывают серию все более и более серьезных
последствий для каждого из тех случаев, когда поведение члена группы противоречив
общим групповым нормам поведения. Каждый из медиаторов подписывает групповой
контракт, осознавая, что он, медиатор, должен или действовать согласно этому контракту,
или ожидать оговоренных санкций. Собрания медиаторов помогают поддержать интерес
ребят, предоставляют им площадку, на которой они могут обсудить свои собственны"
конфликты, получить помощь и совет ровесников.
Необходимо подчеркнуть, что хотя задачи собраний медиаторов обсуждались
отдельно, между ними существует тесная взаимосвязь. Действия, направленные на решение
одной из задач, положительно скажутся и на решении других. Увлекательный продвинутый
тренинг может захватить группу; разрешение внутренней дисциплинарной проблемы может
помочь учащимся лучше работать в команде; обсуждение медиированных конфликтов,
возможно, выявит необходимость проведения специального тренинга.
СОБРАНИЯ МЕДИАТОРОВ:ГДЕ И КОГДА?
Хотя собрания медиаторов и являются важной частью обеспечения программы, во
многих программах они проходят нечасто, если проходят вообще. Когда координатор
слишком занят, вероятность, что они не состоятся, достаточно велика. Кроме того, создается
впечатление, что" для проведения собраний нет "подходящего" времени. До уроков - почти
невозможно, особенно, если учащихся привозят на автобусах. Если проводить собрания в
течение учебного дня - учащиеся пропустят больше уроков, а этого старается избежать
каждая программа. Если назначить собрание после уроков - снова возникает проблема со
школьными автобусами, да и у учащихся бывают занятия помимо учебного курса. В конце
концов, координаторы обычно приходят к тому, что проводят собрания во время уроков, но
137 варьируют время проведения так, чтобы учащиеся не пропускали одни и те же предметы.
Или же они пытаются задействовать какие-то уникальные особенности общешкольного
расписания. Приведем некоторые из таких вариантов:
• отведение медиаторам специальной комнаты, где они бы могли проводить
кратковременные ежедневные встречи;
· оформление медиации ровесников как клуба учащихся - так чтобы собрания членов
клуба официально "встраивались" в общешкольное расписание;
· организация школьных графиков медиаторов таким образом, чтобы группа завтракала
в одну смену и могла в это время собираться вместе;
• собрания могут начинаться на последней перемене и заканчиваться через 30-45
минут после окончания школьных занятий. При этом минимизируются пропуски, учащиеся
получают больше времени для выполнения других своих дел (или могут воспользоваться
последним школьным автобусом);
• организация встреч-завтраков перед уроками с предоставлением пищи медиаторам (и
тем, кто помогает им добраться до школы).1
Периодичность проведения собраний медиаторов варьируется от школы к школе. И
хотя настоятельно рекомендуется делать это раз в два месяца, некоторые программы
предусматривают ежедневные "пятиминутки" медиаторов, в других же - собрания проходят
ежемесячно или реже. Потребность в проведении собраний, очевидно, будет зависеть от
стадии развития вашей программы и ее текущих проектов.
Лучше всего проводить собрания в комнате медиаторов (если у вашей программы
таковая имеется и если она достаточно вместительная). Когда такой возможности нет,
собрания проводятся в любом удобном месте: пустом классе, библиотеке, кафетерии,
спортзале, а в особых случаях - и вне стен школы.