В. Собрания (встречи) медиаторов

1. Собрания медиаторов будут "встраиваться" в расписание +20

школьных уроков (с предоставлением специального
помещения).

2. Собрания медиаторов не будут "встраиваться" в расписание +10

школьных уроков, но мы планируем проводить их для школьников-медиаторов не реже чем раз в два месяца.

3. Мы не предусматриваем регулярного проведения собраний -10

школьников-медиаторов.

J

8В. Отношения с дисциплинарной системой

1. Программа медиации ровесников будет работать в тесном +20

взаимодействии с дисциплинарной системой.

2. Программа медиации ровесников не будет работать в тесном -20

взаимодействии с дисциплинарной системой.

9B. Тренинг персонала.

1. Большая часть персонала и администраторов нашей школы +20
участвовала в тренингах по медиации и разрешению

конфликтов.

2. В тренингах по медиации и разрешению конфликтов +10

участвовала группа основных сотрудников из числа персонала и

администраторов нашей школы

3. Никто из персонала и администраторов нашей школы в 0

тренингах по медиации и разрешению конфликтов не

участвовал.

В. Охват тренингом учащихся в масштабе школы

1. Все учащиеся нашей школы пройдут тренинг по разрешению +20
конфликтов согласно соответствующей программе.

2. Некоторые учащиеся нашей школы пройдут тренинг по +10
разрешению конфликтов согласно соответствующей программе.

3. Никто из учащихся нашей школы не пройдет тренинг по 0
разрешению конфликтов согласно соответствующей программе.

В. Конфиденциальность и добровольность

1. Мы определились с нашей политикой в части +20
конфиденциальности и добровольности, и это отношение нашло
поддержку у администрации, учителей, школьников и
родителей.

2. Мы еще не определились с нашей политикой в части +0
конфиденциальности и добровольности.

В. Доступность медиации на протяжении дня школьных занятий

1. Пока наши школьники-медиаторы справляются со своими +20
иными обязанностями, им будет разрешено заниматься
медиацией, когда это будет необходимо, вне зависимости от

того, на какую часть дня школьных занятий приходится время
их вызова для медиации.

2. Нашим школьникам-медиаторам будет позволено заниматься +10
медиацией в строго определенные периоды дня школьных
занятий.

3. Нашим школьникам-медиаторам будет позволено заниматься -50
медиацией исключительно до или после школьных занятий.

13В. Наличие необходимых помещений (места)

1. У нас есть помещение, которое предназначено исключительно +20
для проведения сессий медиации.

2. Нам приходится проводить сессии медиации в помещении +10
(месте), которое иногда используется и для других целей.

3. У нас нет определенного помещения (места) для проведения -30
сессий медиации.

ВСЕГО:

Анализ набранных очков

170- 270 очков: Отлично.Вы готовы начать тренинг медиаторов-ровесников.
110- 170очков: Внимание! Постарайтесь, до того как начать тренинг медиаторов-
ровесников, усовершенствовать свой проект программы.
< 110 очков. Плохо.Вы не готовы начать тренинг медиаторов-ровесников.

глава 6

ТРЕНИНГ И РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ
ПРОГРАММЫ

Организация успешной программы тренинга - следующий шаг осуществления
медиации ровесников. Для координатора это может быть изматывающей работой, но она
стоит таких усилий. Тренинг функционирует, как ракета-носитель, выводящая космический
корабль на предназначенную орбитуt в то время как более ранние фазы обеспечивают отрыв
программы от земли (старт),"тренинг окончательно приводит ее в действие. В этой главе мы
обсудим круг вопросов,: связанных с планированием успешной программы тренинга. Глава
завершается рассмотрением важной работы по расширению сферы действия и рекламной
поддержке программы.

Подход к тренингу

Рассматривая тренинг по медиации, необходимо в начале подчеркнуть два основных
момента:

• Нельзя научиться медиировать по книге

Индивидуальность личности, привычки, предшествующая подготовка и
убеждения - все это влияет на способность индивидуума медиировать. Но мы слишком
«понятны сами, себе» чтобы судить, когда это помогает или мешает данной работе.
Обучаемые медиации зависят от мнения со стороны, это необходимо, чтобы понять, судят ли
они стороны, достаточно, ли. выслушивают .их, упускают ли возможности для создания
соглашения или забывают спорные вопросы. Большинство людей учится медиировать
подражая опыту медиации или же исходя из реального опыта медиации, под руководством
конструктивного критического наблюдения со стороны квалифицированных тренеров.
Письменные материалы являются важнейшим дополнением, но они никогда не могут
заменить этого процесса один к одному (person-to-person).

• Вы не можете обучать медиировать других, если сами не являетесь
медиатором.

Этот трюизм следует подчеркнуть для тех, кто собирается заниматься тренингом
по медиации ровесников. Хотя педагогов иногда просят использовать занятия по расписанию
для обучения школьников материалам, которые они сами изучают, это не вполне согласуется
с медиацией. Опытные медиаторы принимают, немало отдельных стратегических решений в
ходе данной сессии медиации каждое в соответствии с его/ее пониманием процесса,
имеющегося опыта, и восприятием текущей медиации. Тренеры должны иметь общее
понимание медиации, чтобы направлять своих подопечных в «данном времени» при
проведении ролевых игр и моделировании ситуации. Если они только на одну ступень выше
своих обучаемых, они не смогут управлять динамическим и успешным тренингом.

Исходная позиция такова если вы еще не являетесь опытным медиатором, вам
необходимо участвовать в тренинге медиации до тех пор, пока вы не сможете инициировать
свою программу по медиации ровесников. Школы используют два основных подхода к
тренингу по медиации ровесников: прямой тренинг и курсы (серию лекций) по тренингу.
Прямой тренинг подразумевает, что к вам в школу приходят опытные тренеры по медиации
и проводят один или более тренингов для школьников и учителей. Курсы по подготовке
предусматривают посылку..школьног:о.1перррнала на тренинги по медиации ровесников для
тренеров, после чего они возвращаются в школу для проведения своего собственного
тренинга для школьников. Хотя вопрос остается открытым для обсуждения, наиболее

,опытные тренеры соглашаются в том, что прямой тренинг предпочтительнее по нескольким
причинам:

•Прямой тренинг обеспечивает обучающимсяпреимущества работы вместе с
опытными квалифицированными тренерами. Поскольку школьники-

медиаторы являются центром программы , качество их тренинга имеет решающее значение для вашего успеха.

· Прямой тренинг гарантирует, что обучающая программа и помощь в ее
осуществлении приспособлены для уникальных потребностей именно вашей
школы

· Прямой тренинг экономичен, поскольку за те же деньги на базе школы
обучается больше педагогов (персонала) и учащихся.

В большинстве случаев тренеры со стороны имеют ауру респектабельности профессионализма, что помогает получить поддержку для медиации ровесников. Два фактора делают вариант курсов по подготовке более привлекательным. Он кажется
менее дорогостоящим, чем прямой тренинг , и он позволяет как можно быстрее подготовить
членов педколлектива школы для ведения тренингов по. школьной медиации своими силами.
Это сделает, вашу школу более самодостаточной и в то же время уменьшит потребность
нанимать тренеров, а это самые значительные затраты по программе.

Однако множество факторов ограничивает эти преимущества. Один из них связан с
тем, что если курсы по тренингу находятся не в вашем городе, то расходы на поездки
персонала могут поглотить любую экономию. Расходы на посылку двух учителей на тренинг
в другом штате - а всегда лучше посылать команды учителей, чтобы они могли поддержать
один другого, когда вернутся в школу - могут равняться стоимости обучения 25 человек на

месте.

Однако гораздо серьёзнее возражение против варианта курсов тренинга, связанное с
тем, что обычно он требует от обучаемых одновременно учиться и как медиировать, и как
обучать медиировать других. В силу того, что и медиация, и тренинг подразумевают сложный комплекс навыков и что обоим можно научиться в первую очередь на практике,

многие люди чувствуют себя просто неподготовленными проводить свой собственный
тренинг после окончания таких курсов. И часто они действительно не подготовлены,
особенно если у них не было опыта в качестве медиаторов до начала тренинга. Только в
исключительных случаях люди, вернувшись в свои школы после завершения курсов
тренинга, могут самостоятельно проводить заслуживающий доверия тренинг по медиации
ровесников. (Курсы тренинга более эффективны для начальных программ по медиации
ровесников, где процесс медиации проще и легче передавать учащимся).

Можно предпринять меры, чтобы сделать вариант курсов тренинга более действенным.
Один из них – посылать преподавателей уже прошедших подготовку как медиаторы. Таким
образом, они смогут уделить внимание овладению программой тренинга, не
сосредотачиваясь на обучении медиации. Другой вариант: сначала использовать
выпускников курсов тренинга , чтобы они помогали опытному тренеру.

Прямой тренинг – когда опытные тренеры по медиации проводят тренинг в вашей школе - должен стать первым вариантом для программ по медиации ровесников в средней школе. Этот подход, однако, имеет один потенциальный недостаток. Когда тренинги проводятся для членов школьного коллектива на базе школы, они привыкают, что другие берут на себя ответственность и неохотно берут ее сами. Прямой тренинг должен
проводиться с ними сначала, возможно, включая их в качестве «подручных» тренеров, -
таким образом, чтобы они психологически и по существу подготовились принимать
ответственность за обучение школьников как только они смогут это сделать.

Источники тренинга

Независимо от того, выберите вы прямой тренинг или вариант курсов по тренингу,
существуют различные потенциальные источники тренинга, в том числе:

• Организации и отдельные лица, специализирующиеся на проведении
тренингов по медиации ровесников на базе школы.Чаще всего используют
специалистов по медиации ровесников, и обычно они являются лучшим
источником тренинга для школы. Среди преимуществ, связанных с ними:
опыт, высокое качество их программ по тренингу, тестированных на практике,
способность этих тренеров приехать в вашу школу, уважение, которым
опытные тренеры пользуются в школе, а также продолжающаяся поддержка и
тренинг по развитию полученных навыков, которые эти тренеры
обеспечивают вашей программе (особенно если они находятся недалеко). Если
эти тренеры проводят прямой тренинг, убедитесь, что они планируют
обучение членов педагогического коллектива школы таким образом, чтобы те
проводили свои собственные тренинги после приобретения опыта в качестве
медиаторов. Потенциальные недостатки работы со специалистами по
медиации ровесников: они могут быть дорогостоящими и проживать в другом

Программы соседской медиации на местной основе.Связи с сообществами

(соседской общиной) укрепляют ваши усилия в школе по многим
направлениям. Поэтому использование программы соседской медиации
является прекрасной возможностью для тренинга, когда это возможно.
Программа соседской медиации близка но своей сути, она позволяет
обеспечить длительную поддержку и способствуя воспитанию любви к вашей
школе. Программы соседской медиации также дешевле, чем специалисты по
медиации ровесников, и, возможно, они помогут вам найти необходимые
средства. Однако во многих регионах программы по соседской медиации не
практикуют работу на школьных площадках. Их тренинг, таким образом,
может не вполне подходить для молодых людей. Доступ к нему имеют только
те, у кого есть местная программа соседской медиации. Для того чтобы
выяснить, есть ли она в вашей общине, посмотрите «желтые страницы» своей
телефонной книги под рубрикой «медиация» или позвоните в судебно-
административные органы или ассоциацию медиации штата. Поскольку
программы по соседской медиации регулярно готовят волонтеров для
медиирования споров в между соседями, подумайте над возможностью самим
поучаствовать в подобном тренинге. Будучи отличной возможностью пройти
вступительный тренинг по медиации, он может послужить началом вашей
подготовки к проведению своего собственного тренинга для школьников.
Местные университеты иликолледжи. Все больше колледжей и
университетов начинают в своих кампусах программы медиации ровесников.
Этот процесс вполне сходен с выполнением программы в начальной или
средней школе. Использование профессоров колледжей и их студентов для
проведения ваших тренингов имеет сходные преимущества и недостатки с
работой вместе с программами соседской медиации.

Учителя и школьники из местных школ, имеющих программы медиации
ровесников.Это очень экономичный вариант, если он доступен вам.
Школьники могут обучать своих ровесников или других школьников, моложе
себя. Тренинг не будет таким отшлифованным, как тренинг с помощью других
источников, но если его проводить результативно, школьники могут
компенсировать недостаток опыта за счет энтузиазма. Главным препятствием
являются организационно-технические возможности: школьникам-

97медиаторам не только трудно найти время для обучения, чтобы это не мешало
их другим обязанностям, но и нужно подготовить школьников к тренерской
работе, на это потребуется огромное количество времени и усилий. (Без
адекватной подготовки использование школьников в качестве тренеров может
привести к катастрофическим последствиям). В основном по этим
организационно-техническим соображениям этот вариант используют редко.
• Специалисты по тренингу по медиации на базе персонала внутри вашей
школьной системы.Некоторые понимающие и настроенные на перспективу
школьные округи наняли специалистов по медиации для своих учреждений.
Эти члены коллектива на полную или неполную ставку предоставляют
школам в своих округах тренинги и помощь во всех аспектах программ
медиации на базе школ. Если этот вариант доступен вам и если тот, кого
наняли на эту должность, способный специалист - можете считать, что вам
повезло. Школьным округам, собирающимся систематически внедрять эту
программу, было бы целесообразно последовать такому варианту.

Оценка источников тренинга

Установив потенциальные источники тренинга, вы должны затем выбрать тот,
который больше всего отвечает вашим потребностям. Вам необходимо оценить два фактора:
модели медиации, которые они используют, и качество их программ тренинга.

Процессы медиации, используемые в программах медиации ровесников во всем мире,
различны. Некоторые предусматривают подведение сторонами итогов перспектив другой
стороны; другие же - нет. Некоторые подходы предоставляют медиаторам детальную
разработку шагов, которым необходимо следовать в процессе медиации; другие дают только
общую структуру для того, чтобы направлять школьников. Некоторые программы
используют двух школьников-медиаторов, другие же - одного, трех и даже больше. Часть
вашей работы заключается в том, чтобы выбрать модель, которая была бы наиболее
эффективной в вашей школе.

Конечно, трудно оценивать такие различия, когда вы новичок в медиации.
Большинство школ осуществляют программу, какую бы модель ни не избрали сначала:
возможно, ту, которая приспособлена к системе соседней школы, или же ту, которую
использовал тренер, с которым они хотят работать. Однако в качестве утешения следует
сказать, что эффективные модели медиации ровесников имеют гораздо больше сходства, чем
различий. Модель медиации должна отвечать следующим характеристикам:

1. Структура. Процесс медиации должен быть разделен на стадии, которые
доступны пониманию школьников. Хотя количество стадий и то, насколько точно
школьники должны следовать им, будут отличаться, важно, чтобы процесс включал
определяемые шаги.

2. Акцент на примирении, а также на разработке соглашений. Эффективные
модели медиации ровесников уделяют столько же внимания восстановлению общения и
улучшению отношений, как и созданию соглашений для разрешения существенных
вопросов. Первое относится к большой части образовательного воздействия медиации, и это
особенно необходимо в школьной обстановке, где отношения сторон всегда, как минимум,
продолжаются. Школьников-медиаторов обучают помогать своим ровесникам сотрудничать
для разрешения своих разногласий, а модель медиации должна делать акцент в не меньшей
степени на сотрудничестве, чем на разрешении конфликта.

3. Использование партнеров-медиаторов (co-mediators). Школьнику слишком
сложно медиировать одному. Поэтому подавляющее большинство моделей медиации

ровесников используют двух школьников-медиаторов, и это, очевидно, идеальный вариант.
Некоторые модели используют трех или более медиаторов, но организационно-технические
проблемы, а также рост числа занятий, пропущенных медиаторами, делает это
нежелательным.

4. Поощрение письменных соглашений.В средней школе сессии медиации
должны завершаться письменными соглашениями. Письменные соглашения - это ощутимое,
неопровержимое свидетельство того, что в результате медиации положение вещей
изменилось. Написание соглашения заставляет стороны сосредоточиться и настроить себя
соответствующим образом, что не получается при устных соглашениях. Школьникам также
легче обращаться к соглашению в последующем.

5. Применение частных сессий в случае необходимости.Частные сессии
происходят тогда, когда медиаторы индивидуально встречаются со сторонами. Некоторые
модели поощряют медиаторов устраивать частные сессии в середине каждой сессии,
некоторые начинают каждую сессию медиации скорее с частной сессии, чем с совместного
заседания, а некоторые вообще с неодобрением относятся к применению частных сессий.
Лучше всего использовать модель, которая включает частные сессии, но рекомендует
школьникам-медиаторам использовать их, только когда они чувствуют, что те необходимы.
Хотя частные сессии являются важным средством, они не нужны во многих школьных
конфликтах. (См. Приложение С, подробнее о частных сессиях).

6. Способность адаптировать различные культурные нормы.В Соединенных
Штатах необходимость адаптировать процесс медиации ровесников меньше, чем это
требуется в случае с другими типами медиации. Тем не менее, важно применять модель,
которая является гибкой в этом отношении. Возможно, зрительный контроль нежелателен
ввиду контингента вашей школы. Письменное соглашение или непосредственное выражение
чувств может быть неуместно. Наконец, не исключено, что медиаторам следует играть более
активную роль в разработке решений. Ваша модель должна быть в состоянии принимать в
расчет эти соображения и все же быть эффективной.

Интересно заметить, что большинство медиаторов - как имеющие стаж несколько
десятилетий, так и начинающие обучение, пытающиеся овладеть лабиринтами процесса
медиации, - становятся приверженцами одной из моделей медиации, которую они изучают.
Однако существует много способов медиировать, и представленные здесь критерии следует
использовать только как руководство для выбора тренера по медиации. Всех медиаторов
следует научить ценить, если кто-то медиирует по-другому, но добивается результата.
Только таким путем наши знания возрастут.

Качество программы тренинга

После того, как вы установили потенциальные источники тренинга и выбрали модель
медиации, которую они используют, последним шагом в выборе источника тренинга
является оценка качества их программы тренинга. Прежде чем перечислить некоторые
критерии, которые помогут вам в этом, необходимо сделать одно существенное замечание:
вы вправе ожидать, чтобы ваги тренинг по медиации ровесников был самого высокого
качества.

Для того, чтобы школьники получили опыт высококачественной медиации,
большинство школьных учителей должны преодолеть ограничения данного заведения, такие
как 45-минутные уроки, обязательное расписание, стандартизированное тестирование и
гомогенные группы. С другой стороны, тренеры по медиации обычно достаточно свободны.
чтобы создавать идеальные обучающие условия в ходе своего тренинга. Они могут

• работать с школьниками, которые сами вызвались и хотят участвовать в
тренинге;

· составить свое расписание, отвечающее потребностям школьников, с
которыми они работают;

· использовать методы, которые основаны на опыте и привлекательны для
школьников;

· попросить школьников, чтобы они взяли на себя ответственность за свое
обучение;

· представить программы, касающиеся жизненно значимых проблем, которые
важны для школьников, таким образом мотивируя их учиться;

· работать с гетерогенными (разнородными по составу) группами таким
образом, чтобы подчеркнуть скорее сотрудничество, нежели
соревновательность и выдвигая на первый план уникальные таланты каждого
обучаемого;

· вести тренинг прежде всего в соответствии с ритмом каждой группы
обучаемых, а не только сообразно внешнему школьному расписанию;

· создавать поддерживающую атмосферу, в которой обучаемые могут
рисковать, не теряя своего лица и не заботясь о своих оценках.

Поскольку тренеры по медиации располагают этой свободой выбора, вам следует
принять только отлично зарекомендовавший себя опыт для школьников и персонала,
участвующего в программах.

Следующие критерии помогут вам оценить потенциальные источники тренинга, и вы
будет обслужены лучше всего теми тренерами, которые отвечают большинству из них.
Конечно, возможно, что вам понадобится принимать во внимание дополнительные
соображения. Возможно, преимущества в условиях стоимости и удобства работы с менее
квалифицированными тренерами оправдают их выбор, а не выбор более опытных тренеров.
Но по мере возможности выбор тренеров должен отвечать следующим критериям:

• У тренеров должен быть значительный опыт в медиации, в целом, и в медиации ровесников в школе, в частности.

Лучшие тренеры по медиации ровесников изучали медиацию в течение ряда лет,
провели множество дел как в школах, так и за их пределами и знакомы с тем, как работают
школы. Кроме того, у них должен быть опыт осуществления программ медиации
ровесников.

• Тренеры должны иметь значительный опыт собственно тренерской работы.

Опытный медиатор не обязательно является опытным тренером по медиации; это две
совершенно различные сферы компетенции. В первую очередь, тренерам необходимо знать и
уметь проводить большое количество презентаций, игр и ролевых игр, обучающих навыкам
медиации. Тренерам также необходимо создавать обучающую обстановку, в которой
различные учащиеся и учителя могут идти на риск и чувствовать себя все более комфортно
друг с другом. Умение руководить этим «групповым процессом» столь же важно для
проведения эффективных тренингов, как и передача информации о медиации.

• Тренерам необходимо иметь опыт работы с молодыми людьми.

Даже если кто-то знает, как надо заниматься тренингом, а также как медиировать, это
не гарантирует, что он/она знает, как научить молодых людей медиировать. Работа со
школьниками бросает уникальный вызов тренеру по медиации. Молодые люди быстро
распознают «пустозвона», и они еще быстрее теряют интерес, если материал или
презентации не привлекают их. Тренеры по медиации ровесников должны уметь
адаптировать материал так, чтобы он привлекал внимание и соответствовал способностям

развития школьников, с ;которыми они: работают. Они также должны чувствовать себя.
уверенно и получать удовольствие, работая с молодыми людьми.

• Программы тренинга должны быть сосредоточены на основных навыках медиации и теории.

Определенный набор теории и навыков формирует ядро программ тренинга. Он
включает теорию разрешения конфликтов, навыки слушания и общения, навыки ведения
переговоров и разрешения проблемы, поддержания контроля над процессом, задавания
вопросов, завоевания доверия, сохранения нейтралитета и написания соглашений. В случае
необходимости программы могут добавлять дополнительную информацию (управление
гневом, предотвращение насилия , тренинг по воспитанию уверенности, уменьшению
предубеждений, по музыке и искусству), но они должны всегда делать акцент на основах.

• Программы: тренинга должны дать возможность учащимся и школам быть самодостаточными.

Проведение тренинга - постоянная обязанность программ школьной медиации.
Школьники-медиаторы заканчивают школу, и необходимо обучать новых, по крайней мере
каждые два года В.виду того, что на тренинг уходит самая значительная сумма расходов на
программу, тренеры должны побуждать школы проводить свои собственные тренинги, как
только они смогут делать это эффективно. Программы тренинга должны также исходить из
предположения, что при соответствующей подготовке и при определенном старании
большинство людей смогут медиировать, отвечая интересам программы школьной
медиации.

• Программы: тренинга должны быть построены таким образом, чтобы соответствовать потребностям каждой школы.

Тренеры должны хотеть и уметь модифицировать структуру и содержание своих
программ, чтобы они соответствовали интересам вашей школы. Если ваша школа хочет
медиировать особые, виды конфликтов, если вашей системе необходимо обучить
одновременно учащихся. десятого и седьмого классов; если большой процент ваших
учащихся - выходцы из юго-восточной Азии, то тренеры должны разработать
соответствующие программы. Лучшие тренеры изменят свой подход - даже в разгар
тренинга – таким образом, чтобы он был более привлекательным, более информативным или
более эффективным для, обучаемых.

• Программы тренинга должны делать акцент на оценке и самооценке обучаемых

Как и все, школьники учатся медиировать, пытаясь это делать, а затем получая
обратную связь, наблюдая за тем, как это делают другие. Таким образом, крайне важно,
чтобы программы тренинга :включали достаточно времени для того, чтобы школьники
оценивали других и себя. Это позволяет обучаемым быть оцененными в качестве
медиаторов, и что, возможно, еще важнее, - это внушает им мысль о том, что овладение
медиацией - это непрерывный процесс. Тренеры должны также обеспечивать координаторов
индивидуальными оценками школьников-медиаторов по завершении тренинга. Это
позволяет координаторам создавать эффективные команды партнеров-медиаторов и
приглашать только тех школьников, которые готовы медиировать. Единственный способ
проверить, как программа тренинга осуществляет оценку, заключается в том, чтобы угадать
правильное соотношение между тренером и количеством обучаемых. Лучшие попытаются
обеспечить как можно более тесные отношения одного тренера и пяти обучаемых.

• Программы тренинга должны сочетать формирование навыков с личностным ростом

В тренингах по медиации существует напряжение между тем, чтобы помогать

обучаемым расти в личностном плане - с одной стороны, и помогать им развивать

эффективные навыки медиации - с другой. Облегчение (фасилитирование) личностного

роста и внутренняя повторная ориентация на конфликт являются важнейшими для

воспитания из школьников настоящих медиаторов. Но время тренинга всегда ограничено, а

необходимо проделать большую работу по формированию навыков. Слишком явный акцент

на первом оставляет обучаемых без необходимых навыков. Если жеакцент делать на

последнем, то можно оставить обучаемых без контекста, в котором навыки имеют смысл.

Лучшие тренеры находят соотношение между этими двумя моментами.

• Программы тренинга должны вызывать постоянный интерес к вашей
школе и желание работать с вашей школой.

Программа тренинга должна поддерживать тесный контакт с вашей школой после

завершения программы в целях тренинга по последующим мероприятиям (follow-up), также
как и для того, чтобы предложить техническую помощь по осуществлению программы.

Очевидно, это легче делать, если источник тренинга является местным. Но независимо от
того, находятся они в городе или в другом месте страны, тренеры должны поддерживать

регулярные телефонные контакты, посещать школы, когда это возможно, и обеспечивать вас

материалами и идеями для непрерывного усовершенствования процесса и программы.

• Программы тренинга должны занимать адекватное время.

Тренинги по медиации ровесников для школьников средней школы рассчитаны на 15 -

25 часов, для учащихся средних классов – от 12 до 20 часов, а для начальной школы -10- 15
часов. Если в вашей школе уже есть попытка составления расписания с внесением вопросов

медиации, это может сократить длительность тренинга по медиации (потому что
школьников познакомили с основными навыками общения и разрешения конфликтов). Если
программы тренинга короче, чем указано выше, это должно обеспокоить вас.

В тренинге по медиации ровесников должно иметь место «супер»-обучение, в котором

каждая минута времени и каждая унция энергии посвящены цели обучения медиировать.

Тренинг не является «прощающим» процессом, как сам процесс медиации:

неподготовленные и неквалифицированные тренеры могут действительно погубить тренинг

и разрушить импульс вашей программы еще до ее начала. Тренинг школьников-медиаторов

требует высшего напряжения сил и работы даже от наиболее опытных тренеров. Тот, кто
утверждает другое, не занимался этим много или же успешно.

Заключительное предупреждение. С ростом концепции медиации ровесников

начался численный «бум» количества отдельных лиц и организаций, предлагающих себя в

качестве тренеров по медиации ровесников. Поскольку эта сфера так молода - не существует

стандартов, которым должны соответствовать те, кто называет себя тренерами по медиации.

У некоторых предполагаемых тренеров мало опыта в качестве тренеров и мало опыта в
качестве медиаторов, если вообще таковой имеется. Таким образом, выбирая тренера,

следует быть осторожным. Проведите тщательное расследование биографии и опыта любого

источника тренинга, прежде чем соглашаться работать с ними.

Критерии отбора обучаемых

После того как вы определите, каким образом собираетесь организовать тренинг,

следующая задача - выбрать своих обучаемых. Как уже отмечалось, школьники-медиаторы

составляют ядро программы медиации ровесников. Они не только медиируют дела, но и

являются вашим самым значительным ресурсом осуществления программы, помогая

разработать программу, провести кампании по расширению сферы действия программы, в
дальнейших мероприятиях по делам (following-up on cases) и даже в обучении новых

медиаторов. Сплоченная и квалифицированная группа, эффективно работающая вместе,
пройдет долгий путь, прежде чем убедиться, что программа имеет успех. Рассмотрим пять
главных критериев выбора обучаемых: разнообразие, личные навыки и способности,
заинтересованность, класс и наличие на месте.

1. Разнообразие.Школьники-медиаторы должны представлять срез школьного коллектива. Это включает разнообразие по расовому, этническому признакам, физическим способностям, социально-экономическому происхождению, способности к учебе, а также класс, пол, место жительства, представленные группировки («jocks», «nerds» и т.д.) и даже типы личности. Разнообразие группы тренинга способствует успеху программы:

• предоставляя возможности для более богатого опыта тренинга, потому что
обучаемые работают с теми, с кем бы они обычно не общались;

• демонстрируя обучаемым и школе, что различные группы школьников могут
работать, учиться и веселиться вместе;.

• подготовляя обучаемых к работе в качестве медиаторов, когда им придется

чувствовать себя уверенно со всеми категориями школьников и завоевывать

их доверие;

• обеспечивая программу необходимым источником для понимания, а также

доступом ко всем группам в школе. (Люди видят, что медиация - не только для

того или иного «типа» школьников);

• обеспечивая программе большую гибкость и глубину при назначении медиаторов на разбор дела.

Чем более разнообразна группа ваших обучаемых, тем больше энергии и
полномочий у них будет, когда они научатся работать вместе. Школы совершают ошибку,
собирая в одну группу школьников только определенного типа, тем самым ограничивая
действенность программы.

2. Личные навыки и способности.Обучаемые должны иметь личные качества,
которые помогут им стать хорошими медиаторами, в том числе навыки общения, уважение
к своим ровесникам, уверенность в себе, эмпатию, потенциал лидера, готовность получить
обратную связь, способность говорить перед группой и т.д. Отличные медиаторы могут
возникнуть в неожиданных местах, и поэтому вы должны быть открыты в этом отношении.
Но в первый год программы имеет смысл выбирать школьников, которые подают большие
надежды стать медиаторами.

3. Заинтересованность. Вы должны выбирать обучаемых для медиации в соответствии с их заинтересованностью в программе. За немногими исключениями, они должны участвовать в тренинге добровольно и быть готовыми быть медиаторами по меньшей мере в течение года. Подчеркните потенциальным обучаемым, что преданность программе означает в то же время отказ от других вещей, и медиаторам, возможно, придется оставаться после занятий или иногда пропускать один из своих любимых уроков.
Школьники-медиаторы также должны быть ответственными за посещение всех встреч и
сессий медиации, а также за выполнение любой работы в школе, которую они пропускают
из-за программы. Некоторые программы просят школьников посвятить несколько часов
работы на программу каждый месяц, независимо от того, проводят они медиацию или нет.

4. Класс (grade level). Для максимального использования вашего времени и
энергии, выбирайте в основном обучаемых, которые будут посещать школу как минимум в
течение одного учебного года после завершения тренинга. Большинство программ обучает
основную массу школьников средних классов. В высшей школе (high school) группа из
двадцати обучаемых может включать двух первокурсников (freshmen), шесть
второкурсников, семь учащихся младших курсов, двух старшекурсников и четверых членов
педколлектива. В то же в число обучаемых в средней школе (middle school) могут входить
три шестиклассника, девять семиклассников, четыре восьмиклассника и четыре

представителя персонала школы. Эти приблизительные формулы будут варьироваться в
соответствии с проектом программы и временем года, когда проходит тренинг. Даже
несмотря на то, что в некоторых школах быть медиатором - привилегия для учащихся
старших классов, этот подход не рекомендуется для первого года программы, потому что в
таком с

Наши рекомендации