Возражение 9. Школьники могут неправильно использовать процесс.
Опасение здесь заключается в том, что школьники могут различными способами
воспользоваться возможностями медиации ровесников. Они могут затеять драку, чтобы
выйти из класса. Они могут не быть правдивыми на сессии. Возможно, они создадут
соглашения лишь для того, чтобы положить конец медиации, а после завершения сессии
опять драться.
Однако медиация ровесников - это процесс, которым очень трудно злоупотребить. Если
стороны не преданы процессу, это быстро становится ясным координатору в ходе
вступительного интервью пли медиаторам во время сессии. Даже если школьники начинают
с намерением неправильно воспользоваться медиацией ровесников, они часто
обнаруживают, что их интересы лучше всего будут удовлетворены при попытке получить то,
что они хотят, посредством процесса. Что касается лжи, у школьников не больше причин врать на медиации, чем в кабинете администратора (лица, ответственного за дисциплину). На
самом деле, поскольку медиация является конфиденциальной (за исключением информации,
которая может угрожать жизни), молодые люди скорее склонны говорить правду на
медиации. Ученик, злоупотребляющий медиацией ровесников, не представляет собой
серьезной проблемы.
Возражение 10. Что делать, если драка начнется на сессии? Некоторые
педагоги обеспокоены, что стороны, представленные школьниками, исключительно ради
компании, повздорят и начнут драку друг с другом в ходе сессии. Но это не представляет
собой проблемы в значительной степени из-за многочисленных превентивных мер
которыми сопровождается процесс: перед сессиями проводятся периоды охлаждения,
принимаются правила, запрещающие применение насилия, выбираются медиаторы, которых уважают, и т.д. Кроме того, обычно либо в комнате, либо поблизости во время сессии
находится взрослый. Если что-то происходит, школьники обычно становятся удивительно
спокойными, уравновешенными и далее уважительными по отношению друг к другу в ходе
большинства сессий медиации.
Найти свою аудиторию
Как только вы готовы представить медиацию ровесников, важно знать, кому именно вы
должны представить ее? Хотя ваша цель - собрать настолько широкую группу сторонников,
насколько это возможно, начинать в разных школах придется по-разному, и это будет
предопределяться рядом факторов.
Первый фактор - это вы сами. В качестве инициатора программы, вы являетесь ключом
к успеху этой первой начальной фазы. Оцените свою позицию, контакты и школьную
культуру; затем используйте эту информацию наилучшим для себя образом. Учитель мог бы
поговорить с детьми, которым можно доверять, директор мог бы описать программу на
встрече заведующих отделами, координатор соседской медиации мог бы подойти к члену
школьного комитета. Начните с тех, к кому вам проще подойти.
Второй фактор заключается в выявлении людей, которые проявят наибольший интерес
к идее. Проявлял ли консультант-психолог интерес к разрешению конфликтов в прошлом?
Есть ли комитет преподавательского состава, использующий много(мульти)культурное
образование, который мог бы рассматривать медиацию ровесников как средство достижения
своих дальнейших целей? Возможно, член школьного комитета проявил особый интерес к
вопросам насилия в школах. Начните с тех. кто может быть предрасположен к идее
медиации ровесников, и вы быстро расширите ядро группы своих сторонников.
Заключительный фактор связан с тем, каким образом в этой школе принимаются
решения. Если ваша школа имеет традиционную структуру, обычно имеет смысл подойти
сначала к вашему непосредственному начальнику (ответственному) (зав.отделом, house
master, лидер группы, директор, superintendent). Если в вашей школе практикуется школьное
управление (самоуправление), тогда подойдите в соответствующий комитет. Помните
также о том. что сама по себе организационная структура может не дать информации о том.
кто действительно авторитетен в школе. Убедив нескольких уважаемых учителей или
администраторов, можно повлиять на очень многих, чтобы поддержать ваши усилия.
Не менее важно, чем найти нужных людей, - не проглядеть "ненужных". Всеми
средствами избегайте нажить врагов внутри системы. Ответственный за дисциплину,
ощущающий угрозу со стороны программы, член школьного комитета, чье ego (я) ущемлено
тем. что его не пригласили на встречу, громкоголосый родитель, отдающий предпочтение
другой идее. - все могут испортить вам жизнь. Сторонникам медиации ровесников
необходимо использовать их навыки сразу, чтобы продвинуть свою программу, никого не
отдаляя.
Каждая группировка в школе имеет свои специфические опасения по поводу медиации
ровесников. Стремясь получить поддержку каждой из них. имейте в виду следующие особые
соображения.
Администраторы
Важность административной поддержки для длительной жизнеспособности программ
медиации ровесников нельзя переоценить. Слишком часто инициаторы программ школьной
медиации сводят к минимуму роль директора (principal) в осуществлении этой программы.
Возможно они знают, что директора не поддерживают их: возможно, они опасаются, что не
получат эту поддержку, если попросят о ней. В любом случае они начинают программу без
благословения администрации. "Стоит нам только начать эту программ, - убеждают они себя, - как мы сможем продемонстрировать ценность медиации ровесников и завоевать
поддержку дирекции".
У подобного подхода мало шансов на долговременный успех. После первого года
действия программы ее результатам, отраженным в статистике, будет недоставать
неоспоримого накала, необходимого для того, чтобы убедить скептически настроенных
администраторов. (Программы медиации, которые имеют ограниченную поддержку
заведения, постоянно недоиспользуются). Без помощи директора, необходимой для
преодоления структурного сопротивления системы и проявления его в поведении
сотрудников, многие начальные усилия медиации терпели неудачу после первого года
программы.
Даже директора, у которых "нет серьезных возражений"" против медиации ровесников,
могут в конце концов воспрепятствовать ее успеху.. Существует разница между случайной
поддержкой этой идеи в принципе и тем. чтобы пройти через спорные действия, которые
превратят ее в реальность. Ниже перечислены некоторые из сложных решений, с которыми
администраторы неизбежно сталкиваются, начиная программу медиации:
• позволять школьникам и учителям пропускать занятия, чтобы посещать тренинг по медиации, а позднее - медиировать
• находить и оплачивать замену для. учителей, которые участвуют в тренинге по медиации:
• освобождать членов педагогического персонала, частично либо на полное время, для координации программы медиации:
• выделить отдельное помещение, где будут проводиться сессии медиации. (Во многих школах помещений явно не хватает - они нарасхват)
• выделять средства на тренинг и другие потребности программы;
• проводить работу с персоналом, управляющими, членами школьного комитета и
другими ответственными лицами в направлении продолжения финансовой и моральной поддержки программы.
Любому администратору придется принимать трудные решения. Учитывая
ограниченные ресурсы школ, даже школы, наиболее преданные медиации, могут отступить.
Но определенно, что без поддержки главной администрации эти решения не будут приняты в
пользу программы медиации. Для того, чтобы завоевать эту поддержку, вы можете сделать
следующее:
· Администраторы, в конечном счете, несут ответственность за то, что происходит в их
школах, и дисциплина учащихся - это та редкая сфера, в которой они непосредственно
помогают школьникам в решении проблем. Следовательно, жизненно важно, чтобы
администраторы понимали и чувствовали себя комфортно в отношении программы.
Вовлечение их в разработку и осуществление этого начинания с самых ранних стадий
будет означать много для его конечного успеха.
· Попросите директоров и других представителей администрации поддержать
программу словом и делом. Им следует, кроме поощрения использования процесса
медиации в классных комнатах и на сессиях медиации, использовать его в своих
собственных кабинетах. Один директор даже участвовал в сессии медиации вместе с
группой школьников. Это дало ясно понять школьному коллективу, что медиация
ровесников является важной частью школьной жизни.
Администраторы, ответственные за дисциплину
Администраторы, ответственные за дисциплину, имеют несравнимый уровень контроля
над подходом школы к управлению конфликтом. Они тратят значительную часть своего
рабочего дня. иногда до двух третей его. улаживая конфликты между школьниками. (Один
заместитель директора в большой средней школе подсчитала, что она каждый день разбирает
двадцать межличностных конфликтов). Перенаправляя конфликты, которые поступают в их
57кабинеты, эти люди могут убедиться, что медиация ровесников будет иметь глубокое
воздействие на школу. Если администраторы, ответственные за дисциплину, не будут
направлять школьников на медиацию, многие медиаторы-ровесники останутся без работы.
Таким 'образом, отношения доверия и сотрудничества между программой медиации и
ответственными за дисциплину в школе имеют решающее значение для вашего успеха.
Когда вы представляете медиацию ровесников ответственным за дисциплину, чтобы
заручиться их поддержкой, подчеркните следующие три момента:
1. Программы медиации ровесников никоим образом не компрометируют
дисциплинарные полномочия, они ..являются дополнительным средством для лиц.
ответственных за дисциплину. Ответственные за дисциплину могут по-прежнему следить за
наказаниями и использовать любой другой подход к дисциплине, которые они находят
эффективными. Ответственные за дисциплину рекомендуют медиацию на свое усмотрение,
и она может быть использована даже в дополнение к традиционным процедурам.
2. Некоторые лица, ответственные за дисциплину, опасаются, что осуществление
программы медиации ровесников уменьшит эффективность их деятельности. Например,
школьник может решать конфликт путем медиации, а затем появиться месяц спустя в
кабинете замдиректора за драку. Если ответственный за дисциплину не проинформирован о
предыдущем инциденте, это ставит его/ее в невыгодное положение при рассмотрении
ситуации. Чтобы предотвратить подобные случаи, выразите свое желание работать в тесном
контакте с ответственными за дисциплину, чтобы создать процесс, в котором они будут себя
комфортно чувствовать.
3. Убедитесь, что ответственные за дисциплину не расценивают влияние
медиации ровесников как посягательство лично на их присутствие. Школам все еще
необходимы ответственные за дисциплину. Многие ситуации: нарушение школьных правил;
конфликты с применением наркотиков, оружия или серьезного насилия; конфликты, которые
не могут быть разрешены путем медиации - требуют внимания лиц, ответственных за
дисциплину. Медиация ровесников является эффективной, в том числе и потому, что'
. ответственные за дисциплину ждут своего часа, если школьники не смогут прийти к своему
собственному соглашению. Справедливая и последовательная дисциплинарная политика
необходима в школе всем, в том числе и медиации ровесников. .
Как только они почувствуют себя комфортно относительно концепции медиации
ровесников, большинство ответственных за дисциплину будут рады направлять школьные
конфликты на сессии медиации. Это экономит их время (которое они могут посвятить
другим важным обязанностям), в то же время школьники обучаются важным навыкам.
Пригласите лиц. ответственных за дисциплин}', принять участие в тренинге по медиации,
чтобы дать им непосредственное представление о процессе медиации и опытности учащихся
медиаторов.
Два заключительных соображения. Имейте в виду, что некоторые ответственные за
дисциплину получают удовольствие от медиации и проявляют немалое мастерство, помогая
школьникам в разрешении конфликтов. За многими программами по медиации ровесников у
которых небольшое количество дел, можно различить фигуру ответственного за дисциплину,
который не решается оставить эту часть работы, которая может быть столь приятной.
Заметьте также, что люди, которые проделывают основную часть работы по разрешению
конфликтов в школе, могут быть вовсе не теми, кто отвечает за дисциплину. Это могут быть
учителя, тренеры или консультанты-психологи, к которым школьники обращаются в первую
очередь со своими конфликтами. Важно получить поддержку этих лиц. потому что они
могут внести значительный вклад в успех программы.
Учителя
Программа медиации ровесников не может начаться без поддержки учителей. Как
писали Фуллан и Харгривс "перемены в образовании, в которых не участвуют и которые не
поддержаны учителями, ооычно ооорачинаются переменами к худшему или же вовсе не
приводят ни к каким изменениям" (Фуллан и Харгривс, 1991. с. 14). Таким образом,
инициаторам программы медиации необходимо сделать учителей своими союзниками и
активными частниками, способствующими успеху программы.
Обычно у учителей есть три главных опасения относительно медиации ровесников:
1. Многие учителя опасаются возможного воздействия медиации ровесников на
учебные занятия. Действительно, слишком многие программы посягают на время, которое
ученики проводят в классе. Таким образом, вам следует работать в тесном контакте с
учителями, чтобы свести, насколько это возможно, к минимуму эту проблему. Ниже
изложены некоторые соображения по этому поводу:
• планируйте проведение медиаций в неучебное время
• потребуйте, чтобы медиаторы не снижали своих академических показателей, иначе им
не будет разрешено медиировать:
• вызывайте медиаторов из класса, только если у них есть разрешение учителей:
• вызывайте медиаторов с дополнительных, а не основных учебных занятий:
• вызывайте медиаторов только с тех уроков, по которым они хорошо успевают: и
• не вызывайте медиаторов ни с каких уроков чаще одного раза в месяц.
Кроме того, подчеркните положительное воздействие, которое может оказать медиация
ровесников на успеваемость:
• конфликты постоянно разрешаются и таким образом больше не отвлекают учащихся
во время занятий:
• учащиеся обучаются навыкам, имеющим большое значение в жизни, таким как
слушание и ведение записей, которые помогают им во время занятий и во внеклассное
время
• медиация ровесников предотвращает разрушительные конфликты:
· повышается самооценка учащихся, что приводит к тому, что они ведут себя
увереннее, а это потенциально ведет к улучшению академической успеваемости.
• медиация ровесников способствует тому, что учащиеся больше привязываются к
споен школе, а это может оказать положительный эффект на их работу в классе.
После вашего объяснения, каким образом медиация ровесников способствуем
воспитательной миссии школы, учителя должны охотно поддержать ее.
2. Некоторые учителя чувствуют, что дисциплинарная политика их школы
является неэффективной. Школьники, которых выгоняют из класса для наказания,
возвращаются скорее, чем. по мнению учителей, следовало бы. и ведут себя не лучше, чем до
того, как их выгнали. Эти учителя опасаются, что с осуществлением программы медиации
ровесников школьники не будут подвергаться даже тем неадекватным дисциплинарным
мерам, которые сейчас действуют - их просто попросят поговорить друг с другом. Важно
подчеркнуть, что медиация не компрометирует дисциплинарной политики, а поступки
учащихся, нарушающие школьные правила, будут иметь те же последствия, что и всегда.
Опасения относительно проведения в жизнь дисциплинарной политики, будучи
потенциально обоснованными, являются отдельным от медиации ровесников вопросом. С
добавлением программы медиации ровесников система управления школьным конфликтом
станет лишь более эффективной.
?. Некоторые учителя опасаются, что их заставят медиировать конфликты с их
учениками. Это чувство обнаруживает непонимание процесса медиации, которое вы можете
легко прояснить. Никого - особенно учителя - никогда не принудят участвовать в медиации
против его ее воли. Тенденция, которую обнаруживают учителя, - опасаться, что медиация
будет использована против них, побуждает некоторых инициаторов программы
сосредоточиться на конфликтах «ученик - ученик», в ходе первоначального осуществления
этой программы. Работайте интенсивно с учителями еще до начала тренинга школьников,
если это возможно. Таким путем они начинают воспринимать медиацию и мот учиться па
примере, используя процесс для разрешения своих собственных конфликтов. Многие
программы, в конечном счете, очень успешно способствуют проведению медиаций «учитель
— школьник» и даже «учитель — учитель».