Рассмотрим десять распространенных сомнений относительно медиации

Ровесников

Представляя медиацию ровесников членам своего школьного коллектива, вы,
очевидно, услышите все мыслимые возражения против нее. Некоторые возражения будут чисто теоретическими и будут касаться характера образования, психологических
способностей учащихся или уместности применения личной и политической власти. Другие будут касаться практических программных вопросов эффективности, расписания, а также потенциальных возможностей насилия в ходе медиации.

Рассмотрим эти возражения, независимо от угла зрения. Работа инициатора программы заключается в том, чтобы побуждать людей прямо выражать все свои тревоги относительно медиации ровесников. Только высказанные волнения могут эффективно рассматриваться и только развеяв опасения, можно добиться активной поддержки программы.
При правильном подходе далее те возражения, которые высказываются теми, кто
настроен против этой концепции, будут иметь скорее противоположное воздействие.

Приведение потенциальных ограничений медиации ровесников одновременно проясняет сильные стороны программы. Хотя она и не лишена недостатков, трудно отрицать, что
потребность медиации ровесников в большинстве школ возрастает и что в процессе она обучает молодых людей важным навыкам. Понимание недостатков программы только
помогает людям использовать ее должным образом.

Помните, что осуществление программы медиации ровесников должно быть также и
личным опытом. Спустя недели и месяцы, в течение которых вы работаете над программой,
возможно, вам самим придется столкнуться с теми же проблемами. Ниже изложены десять
наиболее широко распространенных возражений против медиации ровесников,
представленных от первого лица, за которыми следует краткое изложение ответа.

Возражение 1. Медиация ровесников ставит под угрозу имеющуюсяу меня
возможность наказывать школьников за их поступки.Медиация ровесников
представляет собой дополнение к методам разрешения конфликта, имеющимся у педагога.
Она ничего не отменяет из того, что педагоги уже делают, чтобы справиться с недостойным
поведением школьников.- Учащихся по-прежнему можно выгнать, исключить или
подвергнуть их любой другой санкции, которая является эффективной. Кроме того, педагоги
контролируют, какие именно конфликты идут на медиацию.

Возражение 2. Медиация ровесников сводит к минимуму мою обязанность
говорить школьникам, что их поведение неприемлемо.Это опасение сходно с
предыдущим. Педагоги несут ответственность за то. чтобы: а) информировать школьников.
когда их поведение недопустимо, и в) помочь им узнать социально приемлемые (prosocial) пути решения своих конфликтов. Некоторые опасаются, что медиация ровесников помешает им делать это. Например, два ученика, столкнувшиеся друг с другом в драке по поводу мнимых слухов, могут вполне выяснить спорные вопросы на сессии медиации ровесников.

Но если никто не скажет им, что драка - это неправильный метод, в следующий раз. Когда кто-то распустит о них сплетни, они могут опять подраться. Главное здесь - понимать разницу' между дисциплинарной функцией и функцией медиации в школе. Для воспитателей важно поощрять, а иногда и наказывать учащихся за их поведение. В случае антиобщественных поступков это эффективно, но не помогает школьникам решать свои проблемы. Администратор может проинформировать двух учеников, что драка неприемлема, но само по себе это не устранит их трудностей. Школам необходимо обеспечивать для учащихся методы, позволяющие им проговаривать конфликты...

Одна из сильных сторон медиации ровесников - это то, что она учит школьников
социально приемлемым подходам к разрешению конфликтов. Процесс медиации сталкивает
учащихся с последствиями их поступков таким образом, что это имеет исключительно
большое значение для воспитания. Он позволяет школьникам открыть для самих себя. что. в
конечном счете, драки и насилие почти всегда ничего не решают.

Возражение 3. При существующем положении вещей в мире, я скорее
намерен учить школьников быть бескомпромиссными защитниками своих прав, чем
медиаторами, склонными к компромиссу. Это возражение исходит из опасения, что
обучение школьников медиации сделает их слишком "мягкими": готовыми чересчур
пожертвовать тем. что они заслуживают, ради соглашений и недооценивать потребность
упорно добиваться того, что. как они считают, является правильным. По мнению педагогов,
организаторы и защитники, а не медиаторы способствуют социальным переменам.

Конечно, важно учить школьников защищать то, во что они верят. Настойчивость является существенной частью межличностного - как и любого другого - разрешения
проблем. Но это не умаляет не менее важной потребности учить учащихся работать в духе
сотрудничества с другими для разрешения конфликтов. Педагоги должны сообщить
школьникам, что не все конфликты подходят для медиации. Но для многих, подходящих для
нее, медиация ровесников является исключительно эффективной программой. Необходимо
учить школьников работать вместе для разрешения этих конфликтов.

Возражение 4. Поскольку медиация ровесников отнимает времяу
академических занятий, школа — не подходящее место для обучения школьников таким
социальным навыкам.Некоторые педагоги справедливо расстроены тем, что каждый год у
них оказывается меньше времени для работы надакадемическими дисциплинами со своими
учениками. Они предпочитают не тратить учебное время на программы, кажущиеся им не
имеющими отношения к делу (такие, как медиация ровесников).

Легко понять эти чувства. В идеале молодые люди должны были бы приходить в
школу, обладая соответствующими возрасту социальными навыками, которые сделали бы
медиацию ровесников менее необходимой. Но в нашем далеко не идеальном мире
недостаток навыков общения наряду с последствиями множества других социальных
проблем отрицательно сказывается на способности учителей обучать академическим
предметам, независимо от того, сколько времени на них отводится. Как отметили Селман и
Глидден: "Нравится это или нет, учителя, директора и другие специалисты, работающие в
сфере образования, каждый день тратят столько же энергии на воспитание социальной
среды, окружающей детей, как и на их дальнейшие академические успехи" (Селман и
Глидден, 1987, 18).

Медиирование школьных конфликтов действительно требует времени. Но, эффективно
разрешая конфликты, оно потенциально обеспечивает больше времени для академических
занятий. Занятия не прерываются конфликтами; школьники могут сосредоточиться на своей
работе и не отвлекаться на межличностные проблемы; конфликты, из-за которых будут все-
таки происходить драки, будут разрешаться, не угрожая вновь сорвать учебный процесс.
Школы могут также вставлять в расписание сессии по медиации, чтобы свести к минимуму
вмешательство в академические занятия, и обучить достаточно медиаторов, чтобы ученики
не пропусками занятий регулярно.

Мы можем сожалеть о том, что педагогам приходится обучать школьников социальным
навыкам, но в данный момент, очевидно, что нет другого варианта. Программы, подобные
медиации ровесников, нужны для того, чтобы школы могли нормально функционировать.

Возражение 5. Молодые люди не могут медиировать так же эффективно, как
взрослые.Межличностные конфликты, даже среди детей, иногда связаны с
психологическими тонкостями, находящимися за пределами понимания школьников-
медиаторов. Это приводит к опасению, что медиация ровесников обделяет учащихся, когда
медиированием их конфликтов занимаются не взрослые, а другие ученики.

Действительно, хотя молодые люди не могут заниматься медиацией с тонкостью,
присущей взрослым (а на самом деле многие из них могут), они делают это на уровне
психологического (интуитивного) понимания, присущего их возрасту. А это все, что
необходимо для разрешения огромного большинства межличностных конфликтов между
учащимися, конфликтов, касающихся таких проблем, как поддразнивание, исключение из
группы, сплетни, проблемы с другом или подружкой, pi даже таких вопросов, как расизм.
Координатор может также убедиться, что конфликты, требующие вмешательства взрослых,
разрешаются с их участием.

Кроме того, медиация - это такой процесс, который сам по себе "прощает" ошибки
медиаторов. Когда люди, находящиеся в конфликте, собираются вместе, намереваясь создать
свое собственное решение проблемы, и когда их сопровождают обученные ровесники,
делающие все возможное, чтобы помочь им, это неизменно получается. Многие
координаторы программы - как в программах на базе школ, так и в соседских программах -
наблюдали, как ровесники-медиаторы делали, казалось бы. роковые ошибки, только для
того, чтобы увидеть, что сессия продвигается дальше и завершается соглашением,
удовлетворяющим все стороны.

Возражение 6. Школьники могут не выполнять соглашение, которое они
создают на медиации.Педагоги в начале часто обеспокоены тем, что соглашения. стланные в холе медиации. будут разорваны, а это приведет к тому, что школьники
окажутся в худшем положении, чем до медиации. Медиаторов, однако, учат, что лучше не
доводить дела до соглашения, чем позволить сторонам прийти к соглашению, которое не
будет работать. По этой причине, а также потому что соглашения добровольно создаются
самими сторонами. 90% соглашений, заключенных на школьной медиации в масштабах всей
страны с течением времени выполняются. Если по какой-то причине соглашения
действительно разрываются, у школы есть другие возможности, необходимые для
разрешения ситуации (включая, возможно, вторую сессию медиации).

Возражение 7. Медиация ровесников - это просто увлечение, о котором скоро
забудут.Поскольку конфликт является неизбежной частью жизни и количество конфликтов
в современной жизни будет только возрастать, очевидно, что эта работа будет продолжаться.
Медиация ровесников и программы по разрешению конфликтов учат практическому знанию
и навыкам, которые помогают школьникам более эффективно управлять конфликтом. Хотя
формы обучения навыкам разрешения конфликтов могут меняться, такое обучение никогда
не исчезнет полностью. Медиация ровесников или. по меньшей мере, уроки, являющиеся ее
основами, останутся..

Возражение 8. Медиация ровесников - это прекрасно, но я бы предпочел,
чтобывсе наши учащиеся,а не только некоторые избранные, обучалисьна
медиаторов. Обучение навыкам разрешения конфликтов всех учащихся в рамках Школы -
важная цель, и в идеале это могло быть частью осуществления процесса в любой программе
медиации ровесников. По факт остается лаковым, что школьники по-прежнему будут
вступать в межличностные конфликты, и. за исключением начальной школы, эти конфликты
трудно медиировать во время уроков. Конфликты между учащимися требуют реакции вне
занятии по расписанию, а медиация ровесников оказалась одним из наиболее эффективных
ответов.

Наши рекомендации