Представление медиации ровесников
У педагогов есть масса стереотипов, но это такая же неоднородная группа людей, как и любая другая группа американского общества. Единственное обобщение, которое, однако. можно сделать с некоторой долей уверенности. - это то, что у педагогов есть здоровый скептицизм в отношении "новых" идей. На глазах опытных педагогов сменилось столько направлений в воспитательной работе, им предлагали столько советов о том, как справляться с их работой, которая все время усложняется, что у учителей пропадает интерес к этим новшествам. Очередное увлечение в воспитании сменяется новым, а учителя должны возвращаться в классы, оставаясь один на один с учениками.
На первый взгляд, медиация ровесников кажется еще одной безумной идеей, противопоставляющей себя представлению педагогов об ответственности учителей и способностях учащихся. Многие педагоги долго полагали, что наказание учеников, которые плохо ведут себя, - это самый эффективный способ удержать их от последующих нарушений дисциплины. Власть над школьником рассматривалась как ключевой момент. Но медиация ровесников предлагает другой подход к изменению поведения учащихся, а именно: он не утверждает власть над школьниками, а предоставляет им самим определенные полномочия. В этом свете медиация ровесников может показаться наивной и плохо продуманной затеей.
Если попросить педагогов поддержать медиацию ровесников, то тем самым можно
попросить их изменить свое отношение к ней. И как мы уже отметили, эта перемена не
происходит легко. Убеждения и привычки опытных учителей с трудом меняются в процессе
многолетнего формального образования и решения проблем "в рабочем порядке". Для того
чтобы изменить свою профессиональную практику, учителям, возможно, необходимо не
меньше ''забыть" старого, чем узнать нового.
Помните об этом, когда вы приближаетесь к рискованной задаче получения поддержки
медиации ровесников. Ваша цель больше, чем информировать воспитателей о программе; вы
хотите поощрить их работать с вами, с тем чтобы медиация школьников достигла успеха.
Следующие шесть советов помогут вам наиболее эффективно представить программу.
1. Определите потребности и интересы участников программы.Члены
педагогического персонала приведут медиацию ровесников к успеху, только если они
осознают, что эта программа отвечает их собственным интересам или интересам их
учащихся. Таким образом, отправная точка следующая: вы должны спросить у педагогов:
что им необходимо? А затем выслушать их.
С какими проблемами сталкиваются учителя, разбирая школьные конфликты? Чего бы
они добивались, если бы им пришлось разрабатывать решение этих проблем? Хотят ли они
обучать школьников жизненным навыкам разрешения конфликтов; хотят ли они уменьшить
драки и количество удалений с уроков; хотят ли они повысить чувство "хозяина" школьника
в своей школе? Будет ли внедрение программы медиации ровесников необходимым шагом в
направлении, соответствующем их целям?
Приложите все усилия, чтобы привлечь людей для разрешения проблем, которые они
сами определяют. Если во время этого процесса вы обнаружите, что медиация ровесников -
неподходящая программа в данном случае, то это будет к лучшему. Если же. однако,
выяснится, что медиация ровесников подходит, тогда еще лучше. Программа будет более
эффективной в обоих случаях, потому что она согласуется с целями воспитателей, и потому
что люди более преданы программам, когда они поучаствуют в их разработке.
Иногда отдельные члены педагогического персонала с трудом осознают системные
проблемы, связанные с конфликтом школьников. Вы можете убедить их в важности таких
проблемах, предоставляя данные из общешкольных показателей, а именно: количество
обращений в кабинет школьного начальства, драк, отстранений от занятий и исключений.
Или же проанализируйте отдельный конфликт между учениками, о котором знает
педагогический коллектив. Разбирая такой конфликт, вы можете осветить дальнейшие
перспективы развития школы. Обсуждение того, как школа могла бы прореагировать на этот
конфликт иначе, является одной из возможностей продемонстрировать, каким образом могла
бы пригодиться медиация ровесников.
2. Осуществляйте эффективную связь: с самого начала применяйте навыки
медиации. Тот, кто выступает с какой-то информацией, вызывает такой же интерес, как и
сама информация. Таким образом, вам следует моделировать тот подход к решению
проблемы, который вы предлагаете своим коллегам. Будьте честными с ними и призывайте
их. в свою очередь, также быть честными. Выслушивайте их проблемы, не уклоняйтесь от
жестких вопросов и допускайте, что вы не всегда знаете ответ. Подходите к процессу как
возможности для решения проблем путем сотрудничества и старайтесь не занимать позицию
защиты или воспринимать критику лично в свой адрес. Будьте терпеливы. Если вы будете
относиться к педагогам с тем же уважением и вниманием, с которым медиаторы относятся к
сторонам, прежде чем убедить их в достоинствах программы, это займет немало времени.
Именно вы сами и являетесь самым ценным источником в ходе завоевания поддержки для
медиации ровесников.
3. Подчеркните преимущества медиации учащихся. В процессе создания
поддержки медиации ровесников становится очевидным, что важно подчеркнуть связанные с
ней преимущества. (См. главу 3 о детальном списке этих преимуществ). Осветите
воспитательную ценность программы, обратите внимание на то обстоятельство, что она постоянно разрешает конфликты, забирая очень мало времени у учителей, а также на то, что
она помогает формированию самооценки детей. В идеале преимущества медиации
ровесников помогут воспитателям, с которыми вы работаете, решить свои собственные
проблемы.
4. Обсудите пределы программы и ее трудности.Медиация ровесников -
эффективная программа, но это не панацея от проблем, стоящих перед педагогами. Именно в
связи с тем. что программы медиации ровесников настоятельно требуют осуществления, вам
требуется помощь учителей. И вас, и программу будут рассматривать серьезнее, когда вы
совершенно открыты относительно работы, проводимой ради успеха медиации ровесников. "испытывая" свою аудиторию таким образом, вы получите лучшее представление о степени поддержки ваших усилий.
5. Продвигайтесь не спеша.Работая над поддержкой программы медиации
ровесников, лучше не торопить ход событий. Особенно важно это помнить, когда
значительный интерес к медиации ровесников вызван критической ситуацией в школе, такой
как стрельба или конфликт большой группы. Хотя подобные инциденты обеспечивают
принятие этой программы, они не гарантируют автоматически появления поддержки,
необходимой для того, чтобы это действительно заработало. Воспитатели привыкли видеть,
что программы приходят и уходят, а завоевание уровня поддержки, необходимого для
реализации медиации ровесников, обычно требует времени. Когда это возможно, лучше
перестрахуйтесь и используйте свое время.
6. Показывайте также хорошо, как говорите.Один из лучших способов
вызвать интерес, поддержку и понимание медиации ровесников - предоставить возможность
наблюдать демонстрацию сессии медиации. Если это возможно, пригласите координатора и
Школьников-медиаторов из другой школы помочь вам в такой презентации. Школьники-
медиаторы "продают" медиацию ровесников лучше, чем на это способны родители. Они
отвечают на вопросы - даже на те, которые задают специально, чтобы поставить их в тупик,
подвергая сомнению их зрелость и с понимание, что всегда производит впечатление.
Использование учеников также немедленно снимает один из основных вопросов
воспитателей: действительно ли у школьников есть способность медиировать конфликты?
Если у вас нет возможности продемонстрировать непосредственную медиацию школьников,
используйте видео. В случае медиации ровесников действительно лучше увидеть, чтобы поверить.