Психологическая работа с детьми
Психологическая работа с детьми
Г. А. Цукерман
К. Н. Поливанова
ВВЕДЕНИЕ
ВШКОЛЬНУЮЖИЗНЬ
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Издание второе, исправленное
Москва 2003 |
УДК 37.015.3 ББК88.4 Ц852
Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.
Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)
ISBN 5-85297-066-2
Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Книга содержит подробные сценарии занятий с детьми, которые будут интересны учителям начальной школы, школьным психологам, воспитателям выпускных групп детского сада, студентам педагогических учебных заведений.
УДК 37.015.3 ББК88.4
© Цукерман Г. А., Поливанова К. Н., 1993
ISBN 5-85297-066-2 © Издательство «Генезис», 2003
Кого мы вводим в школьную жизнь
Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», составленный на основе анализа разных педагогических систем, характеризующихся разными целями и идеалами. Каковы ваши представления об «эталонном школьнике»? Выберите или добавьте 2-3 качества, которые для вас особенно ценны в первоклассниках:
(1) Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению.
(2) Хорошая память.
(3) Сообразительность.
(4) Любознательность.
(5) Развитое воображение.
(6) Начальные навыки чтения, письма, счета.
(7) Физическая ловкость, ручная умелость.
Волевые качества (способность выполнять не только при привлекательную работу)
- 5 -
(9) Организованность, аккуратность.
(10) Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрос
лыми.
Другое:...............................................................................................................
Мы тоже честно проделали эту работу и отметили следующее: «Любознательность» и «Дружелюбие» (Г. Ц.), «Доверчивость» и «Открытость» (К. П.). А потом решительно зачеркнули свои ответы, поняв, что они характеризуют лишь нашу собственную пристрастность, показывают, с какими именно детьми нам лично будет проще всего сразу установить добрые отношения. Значит ли это, что именно такие дети более других соответствуют идеалу ученика? Разумеется, нет, ибо их достоинства являются продолжением их недостатков: любознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «повторение» и неизбежные типовые упражнения; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т. п. Просто учителю, который отметил любознательность как важнейшее качество идеального ученика, легче переносить оборотную сторону этого замечательного свойства, чем полное его отсутствие. Значит ли это, что идеала, эталона школьника вообще не существует? Тоже нет. Но он очень разный для разных образовательных систем. Учитель классической гимназии подчеркнул бы в нашем списке волевые качества и организованность.
Поэтому мы вернулись к выделенным нами качествам и сформулировали нашу позицию следующим образом: «Хочу, чтобы мои ученики были в первую очередь любознательными. Это значит, что я хочу ввести их в такую школу, которая не будет жалеть сил и времени на культивирование этого драгоценного качества».
Итак, предъявлять свои требования мы решили не к ребенку, а к школе, зная, что почти каждый ребенок, переступающий школьный порог, находится на пике доверчивости и открытости любому школьному содержанию, лишь бы оно пахло мелом и вызывало уважение у всех знакомых. Ребенок охотно последует за вами в какую угодно (заметьте: угодно вам!) школьную жизнь. Поэтому так важно четко решить для себя следующий вопрос: какая школьная жизнь нужна нам и нашим ученикам?
Школьная готовность
По этому вопросу написано так много добрых, умных и не слишком умных книг, что один их перечень занял бы немало страниц. Все эти книги можно разделить на две очень неравные стопки.
Первая, гигантская, толкует вопрос о школьной готовности так: есть Школа с ее Требованиями. Чтобы быть готовым к Школе (быть достойным этой чести, отвечающим этим высоким ожиданиям), «ребенок ДОЛЖЕН...». Далее перечисляются качества, которыми «должны» обладать «настоящие школьники». В этих перечнях авторы могут расходиться между собой, но в подходе к детям они единодушны — ребенок всегда что-то ДОЛЖЕН Школе. В этом педагогическом мифе Школа оказывается своеобразным прокрустовым ложем, которое никому не по росту. Одни дети «не дозрели», и их надо «подтягивать»,
-9-
другие, на беду, оказались талантливыми, «опередили» школьные нормы, и что с ними делает школьный Прокруст, страшно сказать.
Этой жутковатой действительности противостоит несколько (до чего же мало!) книг, авторы которых в корне пересмотрели традиционный взгляд на школьную готовность. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту. Принимать ребенка в уникальном своеобразии его качеств — это не значит записывать (принимать) в школу всех без исключения детей, ставя тайные пометки в списке будущих первоклассников: «слабый», «нервный», «из неблагополучной семьи». Принимать ребенка— это значит относиться с безусловным (не зависящим от условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям. Малыш, плачущий и цепляющийся за маму первого сентября, или ребенок, твердо убежденный, что «все девчонки — ябеды» или что слово папа надо писать с заглавной буквы, — все эти дети нуждаются прежде всего в принятии, понимании их особых чувств, особой точки зрения. Не встретив понимания, они будут либо упрямо отстаивать свою позицию, либо откажутся ее иметь (событие, родственное духовному самоубийству).
«Не плачь, дорогой, посмотри — сколько вокруг детей и никто не плачет...» — если учительница встретит испуганного первоклашку такой ласковой, доброжелательной речью, то первое, что она сообщит ему, — это неприятие его чувств и предпочтение других детей. «Я плачу, а ей это не нравится. Ей нравлюсь не я, а другие дети», — вот что может услышать ребенок в словах самого искреннего, благожелательного, но не принявшего детских слез учителя.
«Тебе немного страшно, что мама сейчас оставит тебя одного среди незнакомых ребят. Но она побудет здесь, пока ты ее сам не отпустишь» — такая речь учителя имеет для ребенка совсем другой смысл: «Меня здесь, пожалуй, понимают. И не осуждают. Может быть, все это не так страшно?»
С точки зрения традиционной педагогики, выступающей под лозунгом «Ученик (НЕ) ДОЛЖЕН...», подобное поведение учителя — потакание детской слабости. С точки зрения гуманистической педагогики, уважающей детскую индивидуальность, а не только школьные правила, такое поведение учителя естественно, человечно. И не стоит мучить себя обычным: «Если я этому ученику позволю войти в класс с мамой, то и другие тоже захотят!» Во-первых, плачет и глубоко переживает страх разлуки именно этот малыш, а другие уже весело щебечут и испытывают совсем другие чувства. Во-вторых, если кто-то (заметьте: не все, а лишь некоторые) завтра приведет на урок маму, то что
в этом страшного? «Не по Правилам!» Но школьные правила — это не законы Ньютона. Вы не можете в четверг отменить закон тяготения, но устроить в четверг родительский день — в вашей власти.
Итак, школьные правила — это не то, что кем-то (а не вами) установлено раз и навсегда и к чему надо готовить будущих учеников. Правила общей жизни — это то, что создается, творится ЗДЕСЬ-и-ТЕПЕРЬ — в каждом классе, учителем ВМЕСТЕ с детьми. И если Миша написал «Мой Папа» (с заглавной буквы), серьезно задумайтесь, прежде чем исправить эту ошибку красной ручкой. Может быть, правила орфографии тоже не стоит навязывать детям в готовом и неприкосновенном виде, может быть, и их лучше вырабатывать вместе с классом? В этом случае глубокое убеждение Миши в том, что папа — это имя любимого человека, может помочь и мальчику, и всем его одноклассникам яснее осознать орфографическую норму. «Ребята, мы изучали такое правило: ВСЕ имена собственные надо писать с заглавной буквы. Есть и другое мнение: с заглавной буквы надо писать названия всех любимых предметов, людей, животных, а нелюбимых — с маленькой буквы.
Смотрите, как интересно: "Вчера я встретила Машу и вику", — пишет мне одна девочка. И я сразу узнаю, кого она любит, а кого — нет. Какое правило лучше? Какому правилу вы хотите подчиняться? Выберите сами!»
Рискованный путь? Еще бы: давать человеку свободу выбора всегда рискованно — ведь он может выбрать совсем не то, что вы. И тем не менее это риск оправданный: именно с личного выбора начинаются личные убеждения. А ведь вы хотите, чтобы новые знания, нормы, правила стали для ваших питомцев личными убеждениями, а не сухими анонимными сведениями. Между «Я ТАК СЧИТАЮ» и «НАМ ТАК СКАЗАЛИ» — пропасть, где не может быть «золотой середины». И вам надо выбрать, в какую школу вы собираетесь ввести ваших воспитанников.
Правила одной школы: «Я — учитель. Я знаю, как надо. Делай, как я, и ты будешь отличником!» Правила другой школы: «Я еще не знаю, как нам построить отличную общую жизнь. Но я знаю, что сообща мы сможем это сделать. Давайте договоримся, как нам жить вместе!» Вы хотите, вы готовы договариваться с вашими учениками, давать им возможность выбора, сообща вырабатывать средства регуляции конфликтов, которые неминуемы в ситуации выбора собственной точки зрения, но необязательно должны носить скандальный характер? Если вы готовы, то пресловутая проблема школьной готовности в основном решена, а наш опыт общения с детьми может оказаться вам полезным.
-10-
- 11 -
Содержание курса
Перейдем к изложению основного содержания нашего учебного курса. Чтобы оставить учителю или воспитателю возможность свободно менять сюжеты учебных заданий, не нарушая содержания курса, в материале к каждому уроку мы выделили две основные части. В первой части излагаются цели и задачи занятия, во второй — дается описание одного из возможных вариантов этого занятия, разработанного авторами. Познакомившись с содержанием занятия, учитель или воспитатель может решить, использовать предлагаемый нами материал или придумать и опробовать свой собственный вариант. В Приложении приводятся рисунки и перечень материальных средств и пособий, а также раздаточного материала.
Перед первым сентября учитель проводит родительское собрание. На нем родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Конкретный разговор определяется тем, как учитель решил провести этот курс, в частности, будут ли приглашены на уроки родители. Нам это представляется весьма желательным: родители помогают учителю, а главное, их присутствие делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной. Однако решает этот вопрос, конечно, учитель. Главное, чтобы родители помогали детям в их домашних заданиях.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ * УРОК 1
Знакомство.В традиционном обучении, где основой являются отношения учитель-ребенок, знакомство детей друг с другом необязательно. (Оно, как правило, и не происходит.) В нашей программе обучение осуществляется в форме работы с группами, поэтому необходимо, чтобы дети познакомились друг с другом. Для обеспечения линии сотрудничества нужно, чтобы они научились адресоваться к учителю, друг к другу, вообще фиксировать свое желание что-то сказать, выразить собственное мнение.
Таким образом, целью первого этапа данного урока является введение специального знака, а материалом для такого введения мы выб-
-29-
рали процедуру знакомства. В процессе знакомства разыгрывается ситуация необходимости договориться и ввести знак «Я»*.
Вся дальнейшая работа на данном уроке осуществляется по линии отработки навыка употребления знака «Я» — для этого используется задание «Редкие имена».
Другая линия, начинающаяся на первом уроке, — это образование групп. В первый день она лишь обозначена — группы формируются за счет определенной расстановки мебели. Группы по содержанию возникнут позже, сегодня мы лишь назовем их (дадим общие имена); поэтому на первом уроке не создается специальных ситуаций, не разыгрывается ситуация необходимости введения групповой работы. Пока группа — это механизм поддержки.
Важная особенность нашего курса — присутствие в классе родителей. На первом уроке оно также является элементом поддержки. Кроме того, родители реально помогают учителю, поскольку наличие нескольких групп пока еще не способствует организации классной работы, а скорее усложняет ее. Поэтому необходимы ассистенты. Если курс проводится в детском саду, где дети уже знают друг друга и воспитателя, занятие можно слегка изменить: педагог представляется детям по имени-отчеству и фамилии и в рассказе о себе подчеркивает то, что является для детей новым (фамилия, его пристрастия, привычки и т. п.). Так же и с детьми: они могут представиться друг другу по имени-отчеству. Это подчеркнет их взрослость.
Еще раз напомним, что на этот урок, как и на все последующие, приглашаются родители. Число приглашенных учитель оговаривает на родительском собрании, исходя из возможностей помещения. Во время урока учитель нередко просит родителей о помощи: раздать детям листы бумаги для работы, проводить ребенка в туалет и т. п.
Рис.1 |
* Изображения знака «Я» и всех других знаков, которые вводятся на последующих уроках (см. Приложение, I. Знаки). |
Чтобы дети сидели группами, парты удобнее расставить так, как показано на рисунке 1.
1 Первым представляется учитель. Она здоровается с детьми, называет свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить его о чем-нибудь еще, чтобы быстрее познакомиться.
2 Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «хочешь говорить — подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой.
В итоге знакомство не состоится — получится только шум. Вывод: всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Но сразу всех 20-30 детей не запомнишь. Значит, прежде следует познакомиться по группам.
3. Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем назвать по очереди свое имя» — это значит, что кто-то начнет первым. Нужно, не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает рукой на ребенка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок — тот, кто будет представляться первым из детей.
4. Групповая работа без специальной организации взаимодействия. Первый ребенок называет свое имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Потом группа хором повторяет шепотом все имена. На эту работу отводится 3 мин. Когда учитель позвонит в колокольчик, все ученики замолкают и замирают.
5. Представление групп. Вся группа хором или какой-то один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребенка. В этот момент группа называет имя учащегося.
Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справились с первым школьным делом — познакомились друг с другом. После ответа одной-двух групп дается дополнительное задание: в новых группах найти редкие имена — такие, которых в классе еще не называли. Когда дети начнут выкрикивать эти имена с места, надо напомнить им неудачу первого знакомства и снова подчеркнуть, что, когда каждый говорит свое, никто ничему не может научиться. Кто
-30-
-31 -
хочет сказать что-то другим так, чтобы его выслушали, должен вести себя как школьник. (Учитель указывает на знак «Я» и делает это всякий раз, когда возникают выкрики.) Когда будут названы все имена, дети прикрепляют визитные карточки (см. Приложение, I. Знаки)и ходят с ними последующую неделю.
6. Рассказ учителя о значении некоторых имен.
АЛЕКСАНДР— защитник людей (ит. Алессандро, венгр. Шандор).
АЛЕКСЕЙ— защита, помощь {фр. Алексис, польск. Алексий).
АНАТОЛИЙ— восход солнца, восток (фр., нем. Анатоль).
АНДРЕЙ— мужественный, храбрый (фр. Андре, венгр. Андор, нем. Ан-дреас).
АННА— миловидная, симпатичная (фр. Аннет).
ВАРВАРА— чужая, иноземная (фр. Барбе, нем. Барбара).
ВАСИЛИЙ— царский (фр. Базиль, нем. Базилиус).
ГАВРИИЛ— Бог — моя сила (фр. Габриэл, ит. Габриэлло, венгр. Габор).
ГЕОРГИЙ(Юрий) — земледелец (ит. Джиорджио, датск. Иорген, англ. Джордж).
ГРИГОРИЙ— бдительный, осторожный (фр. Грегуар, исп. Грегорио).
ДАНИИЛ(Данила) — Бог — мой судья (ит. Даниэль).
ДАВИД— любимый (англ. Дэйвид).
ДМИТРИЙ— принадлежащий Деметре, богине плодородия и земледелия (фр. Деметриус, исп. Деметрио).
ИВАН— Бог даровал (англ. Джон, фр. Жан, ит. Джиованни).
КЛАРА— ясная, светлая, славная (фр. Клэр).
КОНСТАНТИН— постоянный, твердый, стойкий (ит.,исп. Константино).
КИРИЛЛ— господин, властитель (фр. Сирилл, ит. Сирилло).
ЛЕОНИД— сын льва, подобный льву (греч. Леонидас).
ЛЕВ— лев (нем. Лео, греч. Леон).
ЛИДИЯ— из Лидии, области в Малой Азии.
МАРГАРИТА— жемчужина, перл (фр. Маргэрит, нем. Маргарета).
МАРИЯ— 1. Горечь. 2. Возмущение, сопротивление (греч. Мариам, англ. Мэри, фр. Мари).
МАРК— от бога войны Марса (иг. Марко, нем. Маркус)
МАКСИМ— величайший, самый большой.
МИХАИЛ— кто подобен Богу (фр. Мишель, исп. Мигуэль, рум. Михай).
НАТАЛЬЯ— рожденная в день Рождества Христова (фр., нем. Натали).
НИКОЛАЙ— победа народа (фр. Николя, ит. Никколо, датск. Нильс).
ОЛЬГА— святая (норв. Хельге).
ПАВЕЛ— малый, небольшой (фр. Поль, ит. Пауло, исп. Пабло).
ПЕТР— скала, камень (фр. Пьер, исп. Педро, англ. Питер, нем. Петер).
РОМАН— римлянин (нем. Романус).
СЕРГЕЙ— римское родовое имя (ит. Серджио, нем. Сергиус).
СОФЬЯ— мудрость (фр. Софи, польск. Зофия).
СТЕПАН— венок (фр. Этьен, ит. Стефан, исп. Эстебан, англ. Стивен).
ТАМАРА— пальма.
ТИМОФЕЙ— почитающий Бога (ит. Тимотео).
7. Учитель обращается к детям: «Имя каждого из вас мы узнали и скоро запомним. Кто умеет читать, тот всегда сможет прочесть имя товарища на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все пять имен долго. Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать. Имя своей группы вы нарисуете на своих визитных карточках. Например, группа «Веселые» может нарисовать свое имя так (рисует улыбающуюся рожицу), группа «Ландыш» — так (рисует цветок). Закройте глаза. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть шепнет: «Я придумал».
Если в группе предложение поступает только от одного ребенка, учитель (кто-то из родителей) спрашивает остальных: «Согласны?» Если предложений нет совсем, учитель сам дает 2-3 варианта названий. Если предложений несколько или есть несогласные, решение не принимается. Учитель объявляет имена групп, достигших согласия, а безымянным группам дает задание договориться на перемене.
(Если учитель чувствует, что пора устроить перемену, то эта работа переносится на третий, последний урок, но провести ее надо обязательно.)
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ * УРОК 2
Режим дня школьника.В начале урока повторение знака «Я». Подчеркивается, что такая форма обращения является сугубо школьной. Вообще необходимо противопоставление школьной и нешкольной форм поведения. При этом нешкольная рассматривается не как неудачная, а как неуместная. Таким образом, новые формы общения не заменяют старые, а дополняют их. Смысловой центр урока — введение схемы времени. Дети работают не с традиционным круглым циферблатом, а со знаком времени — линией, своего рода временным лучом. Непривычная для глаза схема времени позволит детям «увидеть» временную протяженность, воспринять ее как знак, отражающий свойство времени. В результате работы со схемой времени ребенок Должен овладеть еще одним средством организации своего поведе-
-32-
2 - 7353
-33-
ния. Кроме того, важную роль играет и моделирование времени как категории новой для детей.
На этом уроке важным фактором является введение знака «Звонок». С его помощью осуществляется первоначальная разметка временной оси и детям открываются ограничения любой протяженности (начало и конец — границы).
Обсуждение с детьми различных школьных и нешкольных дел важно для того, чтобы ребенок не «разрывал» свое существование на школьное и нешкольное. Противопоставление школьник — дошкольник опять идет по линии уместность — неуместность.
Все уроки проводятся с подчеркнутым употреблением правил этикета (учитель говорит ребенку «спасибо» за ответ).
1. Учитель обращается к детям: «Вы на первом уроке учились или не учились? Сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа?.. Я сразу вижу тех, кто чему-то научился на первом уроке: они подняли руки... Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать?..
А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от дошкольников. Кто знает, что это такое? (Показывает схему времени, рис. 2.)Да, конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечается время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков».
Рис.2
Задания группам:
1) вспомнить не менее трех дел, которые обязательно надо делать по утрам до школы;
2) выбрать того, кто будет говорить от имени группы;
3) выбранный должен шепотом назвать группе утренние дела, которые все дети считают важными.
Если группа полагает, что ребенок готов отвечать, он должен встать. Работа начинается по звонку. (Здесь и далее имеется в виду, что учитель звонит в колокольчик.)
порядке, в котором их называют. По картинкам учитель дает словесное описание утра школьника. Все вместе исправляют порядок картинок. При этом учитель обращает внимание только на знак «Я». По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в которой участвуют все дети.
Учитель обращается к детям с вопросами: «С кем ты делаешь каждое дело? Ты просыпаешься сам? Стелишь постель сам?..» Над осью времени появляются человечки: мама, папа и др., помогающие ребенку. Учитель настаивает на обязательности утреннего ритуала и предлагает каждому ребенку дома составить для себя аналогичный план сбора в школу, говорит о предпочтительности самостоятельных дел.
Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены — синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка (рис. 3). (Эту работу лучше делать на доске, пользуясь мелками разного цвета.)
Рис.3
Задание группам: выложить из наборов красных и синих бумажных полосок план такого школьного дня, который детям нравится. Группа может сделать один общий план, а может дать несколько вариантов. Кто-то захочет, чтобы завтра были одни только уроки и не было перемен. Он выложит все школьное время из красных полосок. Кто-то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он возьмет маленькие красные полоски и длинные синие. Кто-то захочет, чтобы было два урока, кто-то — чтобы было десять уроков.
Итоги дня. Учитель обращается к детям: «Я знаю, как бы вы хотели завтра учиться. Завтра утром я вам предложу свой распорядок дня. Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?»
3. Ответы группы. Дети называют главные утренние дела, учитель помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том
Задание группам: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).
-34-
-35-
Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому-нибудь помочь.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ * УРОК 3
Схема класса.Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке. Для того чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать схему класса, необходимо в начале обучения посредством небольших заданий сформировать у детей умение ею пользоваться. Вначале учителю нужно установить взаимно однозначное соответствие между элементами схемы (символы) и обозначаемыми ими элементами мебели, помещения.
Используемая на уроках схема класса должна иметь съемные элементы, чтобы она всегда соответствовала расстановке мебели.
Учитель показывает детям схему класса (рис. 4). Сначала сам указывает на основные «опорные точки»: дверь, доску, окна, учительский стол. Затем дети находят на схеме свои места (места своих групп). При этом необходимо, чтобы они по нескольку раз переходили от указания реального местонахождения группы к указанию ее значка на схеме и наоборот. Например, учитель по схеме показывает, какой группе задан вопрос, затем уже обращается к группе непосредственно. Наряду с такой последовательностью используется и обратная последовательность: учитель обращается к группе, затем называет ее имя, далее показывает ее место на схеме.
Рис. 4
Учитель просит встать одну из групп (называет значок группы, но не обращается непосредственно к детям) и предлагает кому-нибудь из детей указать, где находится эта группа на схеме.
Аналогичная работа может быть проведена, например, при загадывании загадок: учитель читает загадку и указывает на схеме класса,
кто будет отвечать. Группа может предварительно посовещаться и ответить хором. То же отрабатывается на игре «Ниточка и иголочка» (см ниже). Взаимные приветствия, выражение благодарности, похвалы и т п. — все это общий положительный фон происходящего, необходимый детям щадящий климат первых дней в школе.
Этой же цели поддержки и поощрения служит и эпизод «Итоги дня.
Прощание».
Особую роль должна сыграть книга «Хроника». В эту книгу заносятся все домашние рассказы детей, записанные родителями, все рисунки и т. п. Дети обычно лишены возможности «видеть» свое продвижение, свои изменения. «Хроника», фиксируя достижения каждого ребенка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Главное — не бросать работу, связанную с книгой «Хроника». (Это можно поручить кому-нибудь из родителей.)
1. Учитель предлагает найти на схеме времени, где сейчас находятся дети (урок № 3). («Это урок про наш класс».) Указывает на схему класса: «Вот схема нашего класса. Кто нашел на схеме себя?» Просит ответить двух-трех детей, поднявших руки, и двух-трех — не поднявших руки. Предлагает всем похлопать отвечавшим у доски за отвагу.
2. Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организуется игровая ситуация с использованием знака «Звонок». Учитель показывает знак — дети закрывают глаза. Учитель меняет местами символы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять местами окно и дверь, передвигать шкаф и т. п.)
«Орден Звонка» (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры награду получили обязательно все группы.
Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.
3. Подвижная игра «Ниточка и иголочка» или любая другая подвиж-
ная игра, в которой дети действуют командами, но не соревну-
ются.
Учитель объясняет правила игры. Сначала группа выбирает иголочку. Она встает. 1-й звонок— ниточка вдевается в иголочку (дети выстраиваются шеренгой, держа друг друга за талию). 2-й звонок — иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе (пробегают так, чтобы коснуться всех столов), стараясь не порвать
-36-
37-
другие ниточки и не уколоться о другие иголочки. 3-й звонок — все садятся по местам, замирают.
4. Награждение всех команд (групп). У каждой команды надо предварительно спросить, заслужила ли она «Орден Звонка». Если команда действовала в игре очень неудачно, она может отказаться от награды, но учитель должен заверить детей, что завтра у них все получится.
5. Дети из каждой команды благодарят друг друга за приятную игру. Надо коснуться двух детей руками и сказать что-нибудь приятное («Спасибо за хорошую игру», «С тобой хорошо играть» и т. п.).
6. Работа по группам. Каждая группа должна показать на схеме класса свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом листок со схемой класса кладется посредине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.
♦ Игра «Ниточка и иголочка»*
Играют преимущественно на площадке или в зале дети младшего школьного возраста в составе от 7 до 30 человек.
По считалке выбирают водящего — иголочку. К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют ниточку. Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Ниточка и иголочка берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — иголочка. Иголочка бежит между стоящими, делая неожиданные повороты, зигзаги, а ниточка (дети) должна точно повторять ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи и т. п.
Правило. Если цепочка разорвалась, игроки, расцепившие руки, платят фанты.
♦ Модификация игры для урока
Состав команд (иголочки — ниточки) соответствует составу групп, организованных на уроке. Один из группы становится иголочкой — водящим (его выбирают дети, если возникают затруднения, учитель им помогает). Дети выстраиваются друг за другом, впереди —иголочка. Все команды одновременно начинают двигаться «паровозиком» впереди — иголочка, за ней — все остальные (ниточка). Двигаясь, дети «сшивают» разрозненные столы.
* Игры народов СССР. М., 1985. С. 105.
После окончания игры дети пытаются восстановить свой путь на схеме класса. Работа заканчивается по звонку. Учитель награждает тех, кто услышал звонок сразу.
Факультативно.На большой схеме класса дети показывают маршрут своей группы. К доске выходит тот, кто захочет. Можно выходить к доске вдвоем, чтобы подсказывать друг другу. Учитель помогает пользоваться именами групп («От группы "Солнышко" мы свернули к группе "Африка"» и т. п.).
7. Итоги дня. Прощание. Учитель благодарит детей, выражает удовольствие от сегодняшней встречи и надежды на будущее. Не высказывает никаких опасений и мрачных прогнозов. Предлагает по кругу сказать одним-двумя словами, что сегодня понравилось детям больше всего.
Учитель показывает книгу «Хроника». Объясняет, что в этой книге дети вместе с ним напишут и нарисуют историю своей школьной жизни. Авторами будут все, кто пожелает.
Первое домашнее задание:продиктовать сегодня кому-нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие первого сентября. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут завтра вклеены в книгу «Хроника». «А сейчас заполним первую страницу, — продолжает учитель. — Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сейчас расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные детьми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день показывает детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе (для детского сада : ...первый день, когда мы учились быть учениками)!»
8- В конце урока учитель предлагает, чтобы каждый ребенок попрощался с тремя детьми, назвав их по имени: «До завтра, Таня. Жду тебя завтра, Коля...»
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 1
На этом уроке вводится новый ритуал — приветствие детьми учителя и друг друга. Как и любая другая ритуальная форма, в нашем
-38-
-39-
3. Когда группы отвечают, учитель записывает (для себя) на листочке все, что любят дети его класса. После уроков эта запись пере- |
курсе она дается на противопоставлении школьной формы нешкольной. Поэтому главное — показать детям разные формы приветствия. «Сейчас я к вам вхожу как учитель — как вы меня поприветствуете?» — разыгрывается сцена приветствия учителя. «Сейчас я — воспитатель детского сада», — разыгрывается новая сцена, акцентируются моменты различия. В классе почти наверняка найдутся дети, которые только и ждут тишины (которая возникнет при приветствии учителя), чтобы сообщить учителю что-то интересное. В подобных случаях ребенка не следует одергивать, лучше сказать ему что-то вроде: «Я бы с удовольствием тебя послушала, если бы мы были не на уроке», или: «Ты нам сейчас напомнил, как люди разговаривают, когда они не в школе», и т. п.
Продолжается работа со схемой класса и схемой времени. Вводится стрелка как символ передачи действия от одного объекта к другому. На материале «Знакомство» отрабатывается обратная последовательность: дети говорят, в каком порядке они будут отвечать, а учитель рисует стрелку. Такие же стрелки обозначают и порядок, в котором отвечают группы.
1. Встреча, приветствие. Учитель обращается к детям: «Вы вошли
в класс, увидели меня и друг друга. Какое первое слово вы сказа
ли? Что означает слово «здравствуй»? А сейчас все встаньте. Ког-
да прозвенит звонок, пусть каждый из вас подойдет к мальчику или
девочке и скажет: «Здравствуй, Лена!», «Гоша, я рада тебя видеть!»,
«Доброе утро, Вова!»
Конец этой работы отмечается звонком. Орден Звонка вручают группе, которая сядет на места пер<