Виды консилиумной деятельности

Если по годовым итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития или социальной адаптации ребенка, его обучения в целом (в этом случае также решение ПМПк ОУ может быть динамическое обследование ребенка на ПМПК в Окружном ресурсном центре).

В ситуации, когда на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния, либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изменившие как состояние, так и условия существования ребенка, вынесение обсуждения ситуации на консилиум всеми специалистами также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах в образовательном учреждении. Соответствующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения (Приказ Минобразования России № 27/901-6 от 27.03.2000).

Можно сформулировать ряд задач, на которые ориентирована деятельность каждого из предлагаемых типов консилиумов.

Так плановый консилиум решает следующие задачи:

· Уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

· выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы;

· динамическую оценку состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Как правило, периодичность плановых консилиумов составляет один раз в полгода.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса, психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового Консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т.п.

Задачами внепланового консилиума являются:

· решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);

· изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

· решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).

Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей ступенью его деятельности в учебном году или на определенной ступени образования. В дальнейшем работа с ребенком продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) когда ребенок продолжает нуждаться в дополнительной специализированной помощи для решения задач социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ. Консилиумная деятельность может выражаться и в мониторинговом компоненте сопровождения (в реальных условиях – в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы). Постоянная деятельность консилиума по отношению к каждому ребенку с ОВЗ, детальное обсуждение всех детей вне зависимости от динамики их обучения и развития, поскольку они воспитываются и обучаются в инклюзивном ОУ и «нуждаются в постоянном наблюдении» - на наш взгляд не оправдано, избыточно.

В ситуации запроса со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД, продолжительной болезни, «отбросившей» ребенка назад иных «форс-мажорных» обстоятельств – консилиумная деятельность может быть «запущена» вновь.

Важным аспектом деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума является форма взаимодействия специалистов. Совместные междисциплинарные консилиумные разборы вовсе не исчерпывают и не формализуют деятельность специалистов по обсуждению стратегии, конкретных шагов и тактик помощи ребенку с ОВЗ или другим детям инклюзивной группы или класса. Скорее наоборот, такая форма работы специалистов позволяет «запустить» процессы консультирования специалистами педагогов и воспитателей и наоборот, позволяя понять ценность каждого специалиста и значимость его видения выхода из конкретной проблемной ситуации. Именно деятельность консилиума ОУ по нашим наблюдениям и опыту позволяет педагогам, воспитателям более четко представлять сферы компетенции различных специалистов сопровождения, дает возможность обращения за консультациями по поводу конкретных или более общих вопросов не только более адресно, но и с четким запросом. Такие же процессы взаимного консультирования запускаются и между другими специалистами консилиума ОУ.

Одним из основных, как показывает, практика вопросов, возникающих практически у каждого специалиста в процессе деятельности, и ПМПК ОРЦ, и ПМПк ОУ, является вопрос: как терминологически более адекватно, и что более важно, более эффективно для сопровождения детей с ОВЗ, включенных в инклюзивную практику, обозначать ту или иную категорию отклоняющегося развития (дизонтогенеза)? Адекватно ли использование в своей деятельности медицинской (клинически ориентированной) терминологии, нозологических диагнозов? Ответ на эти вопросы посвящен следующий раздел пособия.

РАЗДЕЛ 3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации