III. Закрепляем то, что знаем.
Учитель раздает «тренажерные» листы. Ученики расставляют знаки препинания в предложения. Работа выполняется по вариантам.
В а р и а н т I
1. Скрипят клесты звенят синицы смеется кукушка свистит иволга.
2. В зимнем тумане раскинули свои голые ветки деревья и легкий снежок прикрыл землю.
3. Синицы залетают на кормушку которую пристроили ребята между веток.
4. Прошла ночь и мы с радостным настроением отправились в путь.
5. Лягушка зарылась в мох а еж прикрылся сухими листьями и уснул.
6. Заяц сменил на зиму шубку чтобы враги не отличили его от снега.
7. Дорожка заросла травой а по бокам ее стояли сосны.
8. Подул легкий ветерок и листья закружились в дружном хороводе.
9. В саду хрустнула ветка а в роще снова загукала выпь.
10. Ребята набрали разных листьев и вернулись домой.
В а р и а н т II
1. Ветер подхватывает легкие липкие паутинки и паучки летят по воздуху.
2. Вспыхнут на елке яркие лампочки а на верхушке засияет красная звезда.
3. Я дошел до аллеи парка и сел под большим дубом.
4. Рыбакам пришлось поспешить домой но рыбалка оказалась очень удачной.
5. Из-под камней выбегают сонные ящерицы они мигают сонными глазками.
6. Ветер не шумит кроной и птицы не щебечут.
7. Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.
8. Солнце скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
9. Мы едва тащились шагом потому что мокрый снег прилипал к колесам и даже тормозил их.
10. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля еще блестели росой.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
– Под каким номером записано предложение-ловушка? Докажите.
IV. Итог урока.
– Что вам необходимо повторить и отработать?
Домашнее задание: упражнение 13, с. 141.
Урок 154
Прямая речь. Обращение. словосочетания
Ц е л и: отработать умение употреблять в устной и письменной речи предложения с прямой речью, обращениями; развивать умение употреблять нужные знаки препинания, выделять в предложении словосочетания.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Видит строчки, текли по травке, кривляется у зеркала, из старых тростников, принесла домой, золотой комарик, радостный вестник.
II. Повторяем словосочетания.
В о п р о с ы:
– Что вы сейчас записали?
– В чем различие между словосочетанием и предложением?
– Что общего между словом и словосочетанием? А в чем различие между ними?
В ы п о л н е н и е под руководством учителя упражнения 17 на с. 143 по заданию учебника.
III. Повторяем прямую речь.
1. Б е с е д а по вопросам упражнения 18.
2. Письменное в ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 144.
IV. Повторяем обращение.
1. Б е с е д а по вопросам упражнения 19 на с. 144.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 20 на с. 144 письменно в тетрадях и на доске.
V. Тренинговые задания.
– Расставьте знаки препинания. Где нужно, напишите прописную букву.
Работа выполняется по вариантам.
Н а д о с к е:
В а р и а н т I
Мы попросили лесника проводи нас дедушка.
Думает яблонька пропала я теперь.
Сила моя в том, что я корнями в родную землю врос ответил дуб.
Куда ты светлый ручеек стремишься?
Голубушка как хороша!
Добро пожаловать скворцы!
Ой Миша ты испачкался.
В а р и а н т II
Не оставь меня кум милый.
Как милый Петушок поешь ты громко, важно.
О Волга колыбель моя!
О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей.
Спросил ветер у дуба в чем твой секрет.
Проводи нас попросили мы лесника.
Гусля залез на сцену и закричал все ко мне.
VI. Итог урока.
– Для чего нужны предложения с прямой речью, обращениями?
– Почему их нужно выделять на письме?
Домашнее задание: подготовиться к диктанту.
Урок 155
ДИКТАНТ
Ц е л ь: проверить знания и умения по теме «Предложение».
Вечерняя прогулка
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперед. С облегчением вздохнешь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеей извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и мое любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении все это принимает волшебный вид. С соседнего ржаного поля доносится приятное токанье перепела. Снизу веет легкой вечерней прохладой. (92 слова.)
З а д а н и е:
1. Разберите по членам предложения с однородными членами.
2. Выпишите 3 словосочетания.
Урок 156
Правописание МЯГКОГО ЗНАКА в словах
Разных частей речи
Ц е л ь: повторить и систематизировать умение писать слова, содержащие мягкий знак (ь).
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Упасть в пропасть, синенькие васильки, зашьет белье, починить стулья, возьмем пальто, коровья бадья, краснеть осенью, беленькие зверьки, заячье счастье.
– Какая буква повторяется во всех словах?
– Что вы знаете об этой букве?
– Докажите уместность ь в словах.