II. Повторяем то, что знаем.
1. З а п о л н е н и е т а б л и ц ы «Мягкий знак – показатель…» на материале упражнений 22, 23, с. 144–145.
В а р и а н т I – выполнение упражнения 22.
В а р и а н т II – выполнение упражнения 23.
2. Т е с т.
Укажите номера предложений с глаголами, которые пишутся с -тся:
1) Учит..ся всегда пригодит..ся.
2) Любишь катат..ся – люби и саночки возить.
3) Смелей к победе стремит..ся.
4) Скоро сказка сказывает..ся,
Да не скоро дело делает..ся.
5) Бьет..ся в тесной печурке огонь.
6) Мы любим занимат..ся спортом.
7) Друзьям трудно расстават..ся.
8) С новой весной новый лист родит..ся.
9) Пословица век не сломит..ся.
10) Ягненок в жаркий день зашел к ручью напит..ся.
К л ю ч: 1), 4), 5), 8), 9).
III. Итог урока.
– Какую роль играет ь в словах?
– Приведите примеры правописания слов с мягким знаком.
Домашнее задание: упражнение 26, с. 132.
Урок 157
Грамматические признаки имен существительных.
Повторение
Ц е л и: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имен существительных; развивать орфографические навыки.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Приглядишься хорошенько, таял снег, смотрит на пейзаж, держит вожжи, яростно взглянул, съезд делегатов, выполнить аккуратно, удивительная просьба, встречаешься в классе.
– Объясните, докажите правописание имен существительных.
II. Грамматические признаки.
1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с проводится по вопросам упражнений 27–28.
2. П р а к т и к у м – выполнение упражнения 30.
– Какая форма слова является начальной?
3. В ы п о л н е н и е упражнения 29.
· Лексика.
Боты – высокая резиновая или теплая обувь, надеваемая поверх другой обуви (С. И. Ожегов).
III. Правописание окончаний имен существительных.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 33 устно.
2. В з а и м о о п р о с в парах по упражнениям 34 и 35.
3. Письменное в ы п о л н е н и е упражнения 36, с. 150.
IV. Тест.
Найдите предложения, в которых имена существительные употребляются в форме среднего рода, единственного числа, винительного падежа.
1. Весной проснулось солнышко.
2. Но полевая мышь редко разрешала Дюймовочке смотреть на небо.
3. Хлебное поле заросло колосьями и превратилось для девочки в дремучий лес.
4. По утрам Дюймовочка съедала зернышко и запивала его росой.
5. Приходили четыре паука и садились за тканье.
К л ю ч: 2, 4, 5.
V. Итог урока.
– Над чем сегодня работали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 32, с. 149.
Урок 158
Грамматические признаки имен прилагательных
Ц е л и: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках; развивать орфографические навыки.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
В зимний голод, возле новогодней елки, разноцветные шары, сменялись робким золотом, парное молоко, длинный язык.
– Объясните правописание прилагательных.
II. Повторяем то, что знаем.
1. Вопросы:
– Что называет имя прилагательное?
Перечислите грамматические признаки имен прилагательных.
– От чего зависят грамматические признаки имени прилагательного?
2. Определите род, число, падеж прилагательных в словосочетаниях: лесной орех, смешного малыша.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 37 устно.
– Какие окончания прилагательных являются орфограммами?
– Как проверить написание безударных окончаний прилагательных?
4. В ы п о л н е н и е упражнения 39 самостоятельно, с последующей коллективной проверкой.
III. Подготовительный диктант.
Ученики читают текст упражнения 41 на с. 152, разбирают «ошибкоопасные» места, записывают текст под диктовку учителя. Затем проверяют написанное по учебнику.
IV. Итог урока.
– Что повторили на уроке?
– Проанализируйте свою работу на уроке.
Домашнее задание: упражнение 42, с. 153.
Урок 159
Наречие. Повторение
Ц е л и: систематизировать знания учащихся о словообразовании наречий; развивать умение правильно записывать наречия, употреблять их в речи.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Разрушает и поднимает, достанешь и сделаешь, сгребут в копны, поднимает и разогревает, мелькнула в голове, наловишь и удержишь, вылезла гадюка, изгибались ручьи.
II. Наречие – часть речи.
1. Б е с е д а строится во вопросам упражнения 43, с. 153.
2. О б р а з о в а н и е наречий.
В ы п о л н е н и е упражнения 45, с. 154.
Запишите наречия, выделите в них суффикс.
III. Словарная работа.
1. Знакомство с правописанием слова приветливо (учебник, с. 154).
2. Объясните значение этого слова. Подберите синонимы и антонимы.
3. Составьте предложение со словом приветливо. Запишите.
IV. Практическое использование знаний.
В ы п о л н е н и е упражнения 44 на с. 153 самостоятельно.
V. Групповая работа.
Класс делится на группы.
– Заполните таблицу в учебнике на с. 155–156.
Групповая в з а и м о п р о в е р к а: объясните ошибки и помогите их исправить группе-сопернице.
VI. Итог урока.
– Зачем нужны в речи наречия?
– Какие «ошибкоопасные» места могут встретиться в наречиях?
Домашнее задание: упражнение 46, с. 154.
Урок 160
Диктант
Ц е л ь: проверить знания и умения по изученным темам.
Весна
Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Лед на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и первые цветы.
Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики. (82 слова.)
З а д а н и е:
1. Выпишите из текста сложное предложение, разберите его по членам предложения.
2. Выпишите 2–3 словосочетания сущ. + прилаг., укажите грамматические признаки.
3. Сделайте грамматический разбор любого существительного, прилагательного, глагола из текста.
Урок 161
Фонетика. повторение
Ц е л и: повторить знания по фонетике; развивать умение выполнять фонетический разбор слов.
Х о д у р о к а
I. Введение в тему.
1. У ч и т е л ь. Ребята, посмотрите: на доске – зашифрованная записка. В ней скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Расшифровать его несложно. Для этого надо зачеркнуть все буквы, которые встречаются два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.
З а п и с к а:
Сыр, рысь, сыпь, фон, сеть, пика (фонетика).
2. В о п р о с ы для повторения.
– Что изучает фонетика?
– Какая разница между звуками и буквами?
– Что такое алфавит? Для чего он служит?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Какие две основные группы звуков имеются в русском языке?
– Какая разница в их произношении?
– Какие звуки образуют слог?
– Как определить число слогов в слове? Приведите примеры.
3. В ы п о л н е н и е упражнений 48, 49, 52, 53 на с. 156–157 устно.
II. Практикум.
– Зачем нужно уметь делить слова на слоги? (Чтобы правильно переносить слова.)
В ы п о л н е н и е упражнения 55 на с. 157 коллективно, под руководством учителя.
III. Фонетический разбор.
Письменный фонетический разбор слов из упражнения 73.
IV. Тест.
1. В слове ёлка:
1) 4 звука;
2) 5 звуков;
3) 2 звука.
2. Буква о обозначает один звук:
1) после гласных;
2) после согласных;
3) в начале слова;
4) после ь и ъ.
3. В слове колечко:
1) 1 мягкий согласный звук;
2) 2 мягких согласных звука;
3) 3 мягких согласных звука;
4) 4 мягких согласных звука.
4. Согласная буква ж обозначает твердый звук:
1) перед ь;
2) перед гласными е, ё, ю, я;
3) всегда обозначает;
4) никогда не обозначает.
V. Итог урока.
– Что повторили на уроке?
Домашнее задание: упражнение 56, с. 158.
Урок 162