II. Повторяем то, что знаем.

1. З а п о л н е н и е т а б л и ц ы «Мягкий знак – показатель…» на материале упражнений 22, 23, с. 144–145.

В а р и а н т I – выполнение упражнения 22.

В а р и а н т II – выполнение упражнения 23.

2. Т е с т.

Укажите номера предложений с глаголами, которые пишутся с -тся:

1) Учит..ся всегда пригодит..ся.

2) Любишь катат..ся – люби и саночки возить.

3) Смелей к победе стремит..ся.

4) Скоро сказка сказывает..ся,

Да не скоро дело делает..ся.

5) Бьет..ся в тесной печурке огонь.

6) Мы любим занимат..ся спортом.

7) Друзьям трудно расстават..ся.

8) С новой весной новый лист родит..ся.

9) Пословица век не сломит..ся.

10) Ягненок в жаркий день зашел к ручью напит..ся.

К л ю ч: 1), 4), 5), 8), 9).

III. Итог урока.

– Какую роль играет ь в словах?

– Приведите примеры правописания слов с мягким знаком.

Домашнее задание: упражнение 26, с. 132.

Урок 157

Грамматические признаки имен существительных.

Повторение

Ц е л и: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имен существительных; развивать орфографические навыки.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Приглядишься хорошенько, таял снег, смотрит на пейзаж, держит вожжи, яростно взглянул, съезд делегатов, выполнить аккуратно, удивительная просьба, встречаешься в классе.

– Объясните, докажите правописание имен существительных.

II. Грамматические признаки.

1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с проводится по вопросам упражнений 27–28.

2. П р а к т и к у м – выполнение упражнения 30.

– Какая форма слова является начальной?

3. В ы п о л н е н и е упражнения 29.

· Лексика.

Боты – высокая резиновая или теплая обувь, надеваемая поверх другой обуви (С. И. Ожегов).

III. Правописание окончаний имен существительных.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 33 устно.

2. В з а и м о о п р о с в парах по упражнениям 34 и 35.

3. Письменное в ы п о л н е н и е упражнения 36, с. 150.

IV. Тест.

Найдите предложения, в которых имена существительные употребляются в форме среднего рода, единственного числа, винительного падежа.

1. Весной проснулось солнышко.

2. Но полевая мышь редко разрешала Дюймовочке смотреть на небо.

3. Хлебное поле заросло колосьями и превратилось для девочки в дремучий лес.

4. По утрам Дюймовочка съедала зернышко и запивала его росой.

5. Приходили четыре паука и садились за тканье.

К л ю ч: 2, 4, 5.

V. Итог урока.

– Над чем сегодня работали на уроке?

Домашнее задание:упражнение 32, с. 149.

Урок 158

Грамматические признаки имен прилагательных

Ц е л и: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках; развивать орфографические навыки.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

В зимний голод, возле новогодней елки, разноцветные шары, сменялись робким золотом, парное молоко, длинный язык.

– Объясните правописание прилагательных.

II. Повторяем то, что знаем.

1. Вопросы:

– Что называет имя прилагательное?

Перечислите грамматические признаки имен прилагательных.

– От чего зависят грамматические признаки имени прилагательного?

2. Определите род, число, падеж прилагательных в словосочетаниях: лесной орех, смешного малыша.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 37 устно.

– Какие окончания прилагательных являются орфограммами?

– Как проверить написание безударных окончаний прилагательных?

4. В ы п о л н е н и е упражнения 39 самостоятельно, с последующей коллективной проверкой.

III. Подготовительный диктант.

Ученики читают текст упражнения 41 на с. 152, разбирают «ошибкоопасные» места, записывают текст под диктовку учителя. Затем проверяют написанное по учебнику.

IV. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

– Проанализируйте свою работу на уроке.

Домашнее задание: упражнение 42, с. 153.

Урок 159

Наречие. Повторение

Ц е л и: систематизировать знания учащихся о словообразовании наречий; развивать умение правильно записывать наречия, употреблять их в речи.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Разрушает и поднимает, достанешь и сделаешь, сгребут в копны, поднимает и разогревает, мелькнула в голове, наловишь и удержишь, вылезла гадюка, изгибались ручьи.

II. Наречие – часть речи.

1. Б е с е д а строится во вопросам упражнения 43, с. 153.

2. О б р а з о в а н и е наречий.

В ы п о л н е н и е упражнения 45, с. 154.

Запишите наречия, выделите в них суффикс.

III. Словарная работа.

1. Знакомство с правописанием слова приветливо (учебник, с. 154).

2. Объясните значение этого слова. Подберите синонимы и антонимы.

3. Составьте предложение со словом приветливо. Запишите.

IV. Практическое использование знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 44 на с. 153 самостоятельно.

V. Групповая работа.

Класс делится на группы.

– Заполните таблицу в учебнике на с. 155–156.

Групповая в з а и м о п р о в е р к а: объясните ошибки и помогите их исправить группе-сопернице.

VI. Итог урока.

– Зачем нужны в речи наречия?

– Какие «ошибкоопасные» места могут встретиться в наречиях?

Домашнее задание: упражнение 46, с. 154.

Урок 160

Диктант

Ц е л ь: проверить знания и умения по изученным темам.

Весна

Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Лед на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и первые цветы.

Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики. (82 слова.)

З а д а н и е:

1. Выпишите из текста сложное предложение, разберите его по членам предложения.

2. Выпишите 2–3 словосочетания сущ. + прилаг., укажите грамматические признаки.

3. Сделайте грамматический разбор любого существительного, прилагательного, глагола из текста.

Урок 161

Фонетика. повторение

Ц е л и: повторить знания по фонетике; развивать умение выполнять фонетический разбор слов.

Х о д у р о к а

I. Введение в тему.

1. У ч и т е л ь. Ребята, посмотрите: на доске – зашифрованная записка. В ней скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Расшифровать его несложно. Для этого надо зачеркнуть все буквы, которые встречаются два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.

З а п и с к а:

Сыр, рысь, сыпь, фон, сеть, пика (фонетика).

2. В о п р о с ы для повторения.

– Что изучает фонетика?

– Какая разница между звуками и буквами?

– Что такое алфавит? Для чего он служит?

– Сколько букв в русском алфавите?

– Какие буквы не обозначают звуков?

– Какие две основные группы звуков имеются в русском языке?

– Какая разница в их произношении?

– Какие звуки образуют слог?

– Как определить число слогов в слове? Приведите примеры.

3. В ы п о л н е н и е упражнений 48, 49, 52, 53 на с. 156–157 устно.

II. Практикум.

– Зачем нужно уметь делить слова на слоги? (Чтобы правильно переносить слова.)

В ы п о л н е н и е упражнения 55 на с. 157 коллективно, под руководством учителя.

III. Фонетический разбор.

Письменный фонетический разбор слов из упражнения 73.

IV. Тест.

1. В слове ёлка:

1) 4 звука;

2) 5 звуков;

3) 2 звука.

2. Буква о обозначает один звук:

1) после гласных;

2) после согласных;

3) в начале слова;

4) после ь и ъ.

3. В слове колечко:

1) 1 мягкий согласный звук;

2) 2 мягких согласных звука;

3) 3 мягких согласных звука;

4) 4 мягких согласных звука.

4. Согласная буква ж обозначает твердый звук:

1) перед ь;

2) перед гласными е, ё, ю, я;

3) всегда обозначает;

4) никогда не обозначает.

V. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

Домашнее задание: упражнение 56, с. 158.

Урок 162

Наши рекомендации