Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий)
Инструкция: примерьте к себе каждое пронумерованное утверждение опросника (кроме 15), как бы отвечая на вопрос «Свойственно ли вам: за дело приниматься...» Эти утверждения представляют собой триады (сочетание), которые нужно оценивать в целом, по совокупности, а не выбирать лишь что-нибудь одно из триады. Выберите один ответ из четырех возможных вариантов.
Текст опросника
Утверждение | Да | Пожалуй, да | Пожалуй, нет | Нет | |
1. За дело приниматься без напоминаний; планировать, организовывать свои дела и работу; выполнять порученное задание | |||||
2. Анализировать условия; учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного | |||||
3. Находить верный путь решения задачи; правильно планировать свои занятия и работу; решать задачу разными способами | |||||
4. Справляться с возникающими трудностями; не ошибаться, правильно оценивать свои действия; самим обнаруживать ошибки в своей работе | |||||
5. Находить новые способы решения задачи; исправлять свои ошибки; не повторять ранее сделанных ошибок. | |||||
6. Продумывать свои дела и поступки; справляться с трудными заданиями; справляться с заданиями без помощи со стороны | |||||
7. Поддерживать порядок; заранее знать, что делать; быть аккуратным | |||||
8. Продумывать все до мелочей; требовать подробных объяснений; выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи | |||||
9. Готовиться прежде, чем приступить к делу; избегать риска; полагаться только на точный расчет | |||||
10. Решения принимать без колебаний; быть уверенным в себе; действовать настойчиво, решительно | |||||
11. Быть решительными, предприимчивыми; быть активными; быть ведущими | |||||
12. Осуществлять почти все, что планируется; начатое дело доводить до конца; действовать, а не обсуждать | |||||
13. Обдумывать свои дела и поступки; анализировать свои ошибки и неудачи; планировать дела, рассчитывать силы. | |||||
14. Прислушиваться к замечаниям; не повторять одних и тех же ошибок; знать о своих недостатках и исправлять их | |||||
15. а) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам? б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых? в) На какую из оценок способны, если постараетесь? | |||||
16. Проверять правильность своей работы; доводить дело до конца; добиваться требуемых результатов | |||||
17. Действовать самостоятельно, не советуясь с другими; справляться с трудностями самим; решения принимать, независимо от других | |||||
18. Искать перемены в занятиях; легко переключаться с одной работы на другую; хорошо ориентироваться в новых условиях. | |||||
19. Быть аккуратными; быть внимательными; быть усидчивыми | |||||
20. Справляться с промахами и ошибками; активизироваться при неудачах; разбираться в причинах промахов | |||||
21. Мобилизовать усилия, собраться, если нужно; взвешивать все «за» и «против»; придерживаться правил | |||||
22. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям; слушать разъяснения |
Обработка результатов
Ответ «Да» оценивается в 3 балла, «Пожалуй, да» – 2 балла, «Пожалуй, нет» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов.
Интерпретация результатов
Предпочтение опрашиваемого к использованию категорических оценок «Да» и «Нет» свидетельствует об уверенности оценивания, оценки «Пожалуй, Да» и «Пожалуй, Нет» – говорят об осторожности, неуверенности самооценивания. В процессе интерпретации оцениваются:
– структурно-компонентные умения саморегуляции (целеполагание и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция (вопросы 1–5);
– функциональные умения саморегуляции(обеспеченность регуляции в целом, упорядоченность, детализация, практическая реализуемость намерений, оптимальность регуляции действий (вопросы 6, 7, 8, 12, 21);
– личностно-стилевые особенности саморегуляции(инициативность, осознанность, ответственность, автономность, податливость воспитанию (вопросы 11, 13, 16, 17, 22);
– динамические характеристики саморегуляции(осторожность, уверенность, пластичность, практичность, устойчивость в регуляции деятельности (вопросы 9, 10, 18, 20).
Данная методика предполагает не столько количественный, сколько качественный анализ собственных характеристик саморегуляции деятельности. Заполните приведенную ниже таблицу, проанализируйте полученные результаты и оцените, какие умения саморегуляции можно считать сформированными (по которым получен 1 балл), а над чем еще следует поработать.
Компоненты саморегуляции | Умения саморегуляции | № вопроса | Балл |
Структурно-компонентные умения | Целеполагание и удержание цели | ||
Анализ и моделирование условий | |||
Выбор средств и способов действий | |||
Оценка результатов | |||
Коррекция результатов и способов действий | |||
Функциональные умения | Обеспеченность регуляции в целом | ||
Упорядоченность деятельности | |||
Детализация регуляции действий | |||
Практическая реализуемость намерений | |||
Оптимальность (адекватность) регуляции действий | |||
Личностно-стилевые особенности саморегуляции | Инициативность в действиях | ||
Осознанность действий | |||
Ответственность в делах и поступках | |||
Автономность, относительная независимость от влияния окружающих | |||
Податливость влиянию | |||
Динамические характеристики саморегуляции | Осторожность в действиях | ||
Уверенность в действиях | |||
Гибкость, пластичность в действиях | |||
Практичность, устойчивость в регуляции действий |
Задание 4. Определение уровня жизнестойкости
Жизнестойкость представляется как своеобразный «стержень» субъекта, его основа, которая обеспечивает устойчивость ценностно-смысловой сферы и способность преодолевать трудные жизненные ситуации, что является одним из важнейших факторов эффективности любой деятельности, в том числе и учебно-профессиональной. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. С. Мадди включает в понятие жизнестойкости три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Ответьте на вопросы опросника, подсчитайте результаты, проанализируйте уровень жизнестойкости и выраженность ее компонентов.
Тест «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев)
Инструкция:ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая «галочкой» тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Текст опросника
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да |
Я часто не уверен в собственных решениях. | |||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | |||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | |||||
Я постоянно занят, и мне это нравится. | |||||
Часто я предпочитаю «плыть по течению». | |||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | |||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | |||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | |||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | |||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | |||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | |||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня. | |||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | |||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | |||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | |||||
Иногда меня пугают мысли о будущем. | |||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | |||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | |||||
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | |||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми. | |||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | |||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми. | |||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | |||||
Мне всегда есть чем заняться. | |||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. | |||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано. | |||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | |||||
Мне трудно сближаться с другими людьми. | |||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | |||||
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | |||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | |||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | |||||
Мои мечты редко сбываются. | |||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | |||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | |||||
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. | |||||
Мне не хватает упорства закончить начатое. | |||||
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. | |||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | |||||
Окружающие меня недооценивают. | |||||
Как правило, я работаю с удовольствием. | |||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | |||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | |||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | |||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Обработка результатов
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла); ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Ключи к Тесту жизнестойкости
Шкала | Прямые пункты | Обратные пункты |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал
Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 |
Стандартное отклонение | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 |
Интерпретация результатов
Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (Леонтьев, Рассказова, 2006).
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь (аналог интернального локуса контроля).
Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Литература:
Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука. 1989.
Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности / Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330 – 346.
Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь, 2007. – 376 с.
Дементий Л.И. Ответственность как способ жизни [Электронный ресурс] http://psy.tsu.ru/data/pdf/1_17.pdf
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. – Гродно: ГрГУ, 2002.
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. С. 45–57.
Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т.20. №2. С.103–114.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.
Леонтьев Д.А, Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006.
Лызь Н.А. Субъектные качества студента как основа самоуправляемой учебной деятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10 (111). С. 203–208.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – 135 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?cat=15]
Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 213 с.
Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.
Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–12.
Эссе по модулю 2
Темы эссе
1. Деловое общение в моей жизни
2. Одежда как элемент невербальной коммуникации в деловом общении
3. Я среди других
4. Эффективные переговоры: мой личный опыт
5. Как я преодолеваю конфликты в деловой коммуникации
6. Если бы я был руководителем…
7. Профессиональная команда: если бы я был лидером
Возможна замена темы эссе на более актуальную для студента по согласованию с преподавателем.
Методические рекомендации по написанию эссе.
Выбирая тему эссе, важно ориентироваться на наиболее интересные с собственной точки зрения проблемы, а также использовать возможность применения знаний, полученных при изучении смежных дисциплин.
Творческая работа состоит из двух частей. В первой части дается теоретический обзор проблемы, анализ различных источников по проблематике делового общения. Во второй части проводится анализ своего собственного опыта в заданной проблематике. Для написания эссе необходимо:
1) подобрать литературу по рассматриваемой проблеме и проанализировать собранный материал, составить общее впечатление о проблеме, освещаемой в литературе;
2) обосновать актуальность темы и отразить ее во введении.
3) написать основное содержание работы;
4) изложить основные выводы по рассматриваемой теме;
5) оформить список используемой литературы (в случае, если на нее ссылался автор эссе).
Оформление работы.Работа должна включать: титульный лист, оглавление, разбиение текста согласно плану, заключение, библиографический список литературы, приложения (в случае необходимости). Объем работы – от 5 до 10 машинописных страниц. Текст печатается, согласно соответствующему стандарту: шрифт 14 пт, через 1,5 интервала, поля 20 мм.
При написании работы следует учитывать технические детали оформления, касающиеся правил цитирования, правил оформления таблиц (схем, диаграмм), правил сокращения и т. п.
Показатели для оценки эссе (требования):
- знание фактического материала по проблеме делового общения, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- актуальность поставленных в работе проблем, соответствие выводов обсуждаемой проблематике;
- степень самостоятельности и обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);
- использование литературных источников;
- культура оформления материалов работы.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов выставляется студенту в случае соответствия эссе всем указанным критериям; далее баллы дифференцируются с учетом представленных критериев. Студент считается не сдавшим эссе (оно возвращается на доработку) в случае, если оно содержит только текст, переписанный из каких-либо источников (реферат).
ЗаданиЕ по модулю 2 «Виды вопросов»
Задание направлено на развитие коммуникативной компетентности за счет овладения техникой формулировки вопросов в беседе.
Описание задания.
Составьте по два-три примера к каждому из следующих видов вопросов, встречающихся в деловом общении:
– информационные вопросы (используются для сбора сведений);
– ориентационные вопросы (используются, чтобы знать придерживается ли партнер идей, высказанных ранее);
– подтверждающие вопросы (необходимы, чтобы добиться взаимопонимания);
– контрольные вопросы (необходимы для контроля за ходом деловой коммуникации);
– ознакомительные вопросы (используются для ознакомления с мнением собеседника);
– альтернативные вопросы (предоставляют возможность выбора);
– однополюсные вопросы (повторение вопроса собеседника, в знак того, что понятно, о чем идет речь и для того чтобы выиграть время на обдумывание ответа);
– встречные вопросы (необходимы для сужения темы разговора);
– направляющие вопросы (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);
– провокационные вопросы (используются, чтобы установить правильно ли партнер понимает ситуацию);
– вступительные вопросы (необходимы для формирования у партнера заинтересованности в разговоре);
– заключающие вопросы (необходимы для подведения итогов разговора);
– закрытые вопросы (наводящие вопросы, на которые можно коротко ответить);
– открытые вопросы (выявляют содержательные моменты беседы).
Методические рекомендации к выполнению задания.
1) подобрать литературу по рассматриваемой проблеме, ориентируясь на публицистические издания, раскрывающие прикладные аспекты делового общения и взаимодействия;
2) проанализировать собранный материал, составить общее впечатление о видах вопросов, которые могут использоваться в деловой беседе для ее успешности;
3) самостоятельно сформулировать примеры к каждому из видов вопросов (2–3 примера);
4) написать предлагаемые примеры вопросов последовательно и в соответствие с их классификацией.
5) в заключение работы рекомендуется сделать краткий вывод, отразив собственное мнение по эффективности видов вопросов в деловой беседе (в каких случаях и при каких обстоятельствах те или иные вопросы будут способствовать эффективной деловой беседе);
6) оформить список используемой литературы.
Критерии оценки задания:
· соответствие утверждений видам вопросов;
· полный список примеров по всем видам вопросов, встречающихся в деловой беседе;
· уровень творчества, оригинальность приводимых примеров;
· степень самостоятельности вклада студента (учитывается опора на свой опыт в деловом общении);
· аргументированность выводов.
Теоретическое введение.
Задавать вопросы в процессе общения – значит обеспечивать взаимопонимание с партнером, приобретать сведения, критически мыслить и проявляя собственную позицию, идти навстречу собеседнику. Спрашивать – значит оказывать доверие собеседнику, проявлять заинтересованность к его личности.
Умение задавать вопросы– это особое искусство владения речью и невербальной коммуникацией. С одной стороны, вопрос заданный не вовремя, либо неуместный вопрос, может приводить к возникновению барьеров и трудностей в общении, что становится отправной точкой развития конфликтов. С другой, если не задавать вопросы, пренебрегать ими, это может привести к искаженному восприятию партнера по общению, возникновению домыслов и иллюзий. Особенно важными и необходимыми вопросы становятся в ходе деловой беседы. Ее эффективность во многом обусловлена точностью и корректностью вопросов, которые собеседники задают друг другу. Психологи, исходя из разных оснований, выделяют множество видов вопросов, создают их разные классификации. Одна из известных и широко распространенных классификаций основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три группы вопросов (Айламазьян, 1999).
Виды вопросов (классификация с точки зрения
широты предстоящего ответа)
Виды вопросов | Специфика вопросов | Примеры |
Закрытые вопросы | Вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет»; они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Эти вопросы могут привести к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают информационную составляющую беседы и могут нарушить ход мысли говорящего | «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно для вас?»; «Вы предпочитаете это сделать сами?» |
Открытые вопросы | Это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют развернутого объяснения. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии он имеет возможность, по своему усмотрению, строить содержание ответов | «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой подход неудачным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?» |
Выясняющие / уточняющие вопросы | Вопросы являются обращением к говорящему за уточнением; они вынуждают собеседника размышлять, обдумывать и комментировать то, что было сказано | «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?» |
Существует классификация вопросов, которые выделяют в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов (Айламазьян, 1999).
Виды вопросов (классификация с точки зрения смысла, соотносимых с вопросами ответов)
Виды вопросов | Специфика вопросов | Примеры |
Альтернативные вопросы | Вопросы содержат возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику; ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе. | «Где Вам удобнее будет встретиться со мной, в офисе или на выставке?», «Куда вам было бы интересно поехать в Египет или в Турцию?» |
Избирательные вопросы | Эти вопросы задают некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос | «Чем он болен?» - «Гриппом». |
Иксовые вопросы | Вопросы не предполагают «подсказку» ответа. На вопросы такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны со смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе | «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?» |
Прямые вопросы | Вопросы, которые непосредственно касаются исследуемого предмета и формулируются, как правило, в личной форме | «Знаете ли Вы, что…?»; «Что Вы думаете о...?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?» |
К обеспечивающим продуктивный внешний диалог относятся информационные, зеркальные и эстафетные вопросы.
Виды вопросов (классификация с точки зрения
продуктивности диалога)
Виды вопросов | Специфика вопросов | Примеры |
Информационный вопрос | Это вопрос, который построен так, что он вызывает содержательный ответ (мысль, суждение, изложение фактов, позиции и пр.), | «Какие меры вы приняли?» |
Зеркальный вопрос | Вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны | «Вы действительно думаете, что сделали все, что могли в этой ситуации?» |
Эстафетные вопросы | Эти вопросы придают диалогу динамику; они опережают, развивают высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему | «Вы хотите сказать, что…» |
Литература:
Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.
Атватер И. «Я вас слушаю» //Психология внимания. Хрестоматия /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2001.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. М: АСТ, 2009. – 544 с.
Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?p=636