Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий)

Инструкция: примерьте к себе каждое пронумерованное утверждение опросника (кроме 15), как бы отвечая на вопрос «Свойственно ли вам: за дело приниматься...» Эти утверждения представляют собой триады (сочетание), которые нужно оценивать в целом, по совокупности, а не выбирать лишь что-нибудь одно из триады. Выберите один ответ из четырех возможных вариантов.

Текст опросника

Утверждение Да Пожа­луй, да Пожа­луй, нет Нет
1. За дело приниматься без напоминаний; планировать, организовывать свои дела и работу; выполнять порученное задание        
2. Анализировать условия; учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного        
3. Находить верный путь решения задачи; правильно планировать свои занятия и работу; решать задачу разными способами        
4. Справляться с возникающими трудностями; не ошибаться, правильно оценивать свои действия; самим обнаруживать ошибки в своей работе        
5. Находить новые способы решения задачи; исправлять свои ошибки; не повторять ранее сделанных ошибок.        
6. Продумывать свои дела и поступки; справляться с трудными заданиями; справляться с заданиями без помощи со стороны        
7. Поддерживать порядок; заранее знать, что делать; быть аккуратным        
8. Продумывать все до мелочей; требовать подробных объяснений; выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи        
9. Готовиться прежде, чем приступить к делу; избегать риска; полагаться только на точный расчет        
10. Решения принимать без колебаний; быть уверенным в себе; действовать настойчиво, решительно        
11. Быть решительными, предприимчивыми; быть активными; быть ведущими        
12. Осуществлять почти все, что планируется; начатое дело доводить до конца; действовать, а не обсуждать        
13. Обдумывать свои дела и поступки; анализировать свои ошибки и неудачи; планировать дела, рассчитывать силы.        
14. Прислушиваться к замечаниям; не повторять одних и тех же ошибок; знать о своих недостатках и исправлять их        
15. а) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам? б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых? в) На какую из оценок способны, если постараетесь?  
 
 
16. Проверять правильность своей работы; доводить дело до конца; добиваться требуемых результатов        
17. Действовать самостоятельно, не советуясь с другими; справляться с трудностями самим; решения принимать, независимо от других        
18. Искать перемены в занятиях; легко переключаться с одной работы на другую; хорошо ориентироваться в новых условиях.        
19. Быть аккуратными; быть внимательными; быть усидчивыми        
20. Справляться с промахами и ошибками; активизироваться при неудачах; разбираться в причинах промахов        
21. Мобилизовать усилия, собраться, если нужно; взвешивать все «за» и «против»; придерживаться правил        
22. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям; слушать разъяснения        

Обработка результатов

Ответ «Да» оценивается в 3 балла, «Пожалуй, да» – 2 балла, «Пожалуй, нет» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов.

Интерпретация результатов

Предпочтение опрашиваемого к использованию категорических оценок «Да» и «Нет» свидетельствует об уверенности оценивания, оценки «Пожалуй, Да» и «Пожалуй, Нет» – говорят об осторожности, неуверенности самооценивания. В процессе интерпретации оцениваются:

– структурно-компонентные умения саморегуляции (целеполагание и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция (вопросы 1–5);

– функциональные умения саморегуляции(обеспеченность регуляции в целом, упорядоченность, детализация, практическая реализуемость намерений, оптимальность регуляции действий (вопросы 6, 7, 8, 12, 21);

– личностно-стилевые особенности саморегуляции(инициативность, осознанность, ответственность, автономность, податливость воспитанию (вопросы 11, 13, 16, 17, 22);

– динамические характеристики саморегуляции(осторожность, уверенность, пластичность, практичность, устойчивость в регуляции деятельности (вопросы 9, 10, 18, 20).

Данная методика предполагает не столько количественный, сколько качественный анализ собственных характеристик саморегуляции деятельности. Заполните приведенную ниже таблицу, проанализируйте полученные результаты и оцените, какие умения саморегуляции можно считать сформированными (по которым получен 1 балл), а над чем еще следует поработать.

Компоненты саморегуляции Умения саморегуляции   № вопроса Балл  
Структурно-компонентные умения Целеполагание и удержание цели  
Анализ и моделирование условий  
Выбор средств и способов действий  
Оценка результатов  
Коррекция результатов и способов действий  
Функциональные умения Обеспеченность регуляции в целом  
Упорядоченность деятельности  
Детализация регуляции действий  
Практическая реализуемость намерений  
Оптимальность (адекватность) регуляции действий  
Личностно-стилевые особенности саморегуляции   Инициативность в действиях  
Осознанность действий  
Ответственность в делах и поступках  
Автономность, относительная независимость от влияния окружающих  
Податливость влиянию  
Динамические характеристики саморегуляции   Осторожность в действиях  
Уверенность в действиях  
Гибкость, пластичность в действиях  
Практичность, устойчивость в регуляции действий  

Задание 4. Определение уровня жизнестойкости

Жизнестойкость представляется как своеобразный «стержень» субъекта, его основа, которая обеспечивает устойчивость ценностно-смысловой сферы и способность преодолевать трудные жизненные ситуации, что является одним из важнейших факторов эффективности любой деятельности, в том числе и учебно-профессиональной. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. С. Мадди включает в понятие жизнестойкости три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Ответьте на вопросы опросника, подсчитайте результаты, проанализируйте уровень жизнестойкости и выраженность ее компонентов.

Тест «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев)

Инструкция:ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая «галочкой» тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Текст опросника

  Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
Я часто не уверен в собственных решениях.        
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.        
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.        
Я постоянно занят, и мне это нравится.        
Часто я предпочитаю «плыть по течению».        
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.        
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.        
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня        
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.        
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.        
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.        
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.        
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.        
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.        
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.        
Иногда меня пугают мысли о будущем.        
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.        
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.        
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.        
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.        
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.        
Я люблю знакомиться с новыми людьми.        
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.        
Мне всегда есть чем заняться.        
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.        
Я часто сожалею о том, что уже сделано.        
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.        
Мне трудно сближаться с другими людьми.        
Как правило, окружающие слушают меня внимательно.        
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.        
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.        
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.        
Мои мечты редко сбываются.        
Неожиданности дарят мне интерес к жизни.        
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.        
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.        
Мне не хватает упорства закончить начатое.        
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.        
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.        
Окружающие меня недооценивают.        
Как правило, я работаю с удовольствием.        
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.        
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.        
Друзья уважают меня за упорство и не­преклонность.        
Я охотно берусь воплощать новые идеи.        

Обработка результатов

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла); ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключи к Тесту жизнестойкости

Шкала Прямые пункты Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал

Нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39

Интерпретация результатов

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (Леонтьев, Рассказова, 2006).

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь (аналог интернального локуса контроля).

Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука. 1989.

Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности / Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330 – 346.

Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь, 2007. – 376 с.

Дементий Л.И. Ответственность как способ жизни [Электронный ресурс] http://psy.tsu.ru/data/pdf/1_17.pdf

Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. – Гродно: ГрГУ, 2002.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. С. 45–57.

Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т.20. №2. С.103–114.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.

Леонтьев Д.А, Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006.

Лызь Н.А. Субъектные качества студента как основа самоуправляемой учебной деятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10 (111). С. 203–208.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – 135 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?cat=15]

Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 213 с.

Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.

Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–12.

Эссе по модулю 2

Темы эссе

1. Деловое общение в моей жизни

2. Одежда как элемент невербальной коммуникации в деловом общении

3. Я среди других

4. Эффективные переговоры: мой личный опыт

5. Как я преодолеваю конфликты в деловой коммуникации

6. Если бы я был руководителем…

7. Профессиональная команда: если бы я был лидером

Возможна замена темы эссе на более актуальную для студента по согласованию с преподавателем.

Методические рекомендации по написанию эссе.

Выбирая тему эссе, важно ориентироваться на наиболее интересные с собственной точки зрения проблемы, а также использовать возможность применения знаний, полученных при изучении смежных дисциплин.

Творческая работа состоит из двух частей. В первой части дается теоретический обзор проблемы, анализ различных источников по проблематике делового общения. Во второй части проводится анализ своего собственного опыта в заданной проблематике. Для написания эссе необходимо:

1) подобрать литературу по рассматриваемой проблеме и проанализировать собранный материал, составить общее впечатление о проблеме, освещаемой в литературе;

2) обосновать актуальность темы и отразить ее во введении.

3) написать основное содержание работы;

4) изложить основные выводы по рассматриваемой теме;

5) оформить список используемой литературы (в случае, если на нее ссылался автор эссе).

Оформление работы.Работа должна включать: титульный лист, оглавление, разбиение текста согласно плану, заключение, библиографический список литературы, приложения (в случае необходимости). Объем работы – от 5 до 10 машинописных страниц. Текст печатается, согласно соответствующему стандарту: шрифт 14 пт, через 1,5 интервала, поля 20 мм.

При написании работы следует учитывать технические детали оформления, касающиеся правил цитирования, правил оформления таблиц (схем, диаграмм), правил сокращения и т. п.

Показатели для оценки эссе (требования):

  • знание фактического материала по проблеме делового общения, усвоение общих представлений, понятий, идей;
  • актуальность поставленных в работе проблем, соответствие выводов обсуждаемой проблематике;
  • степень самостоятельности и обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);
  • использование литературных источников;
  • культура оформления материалов работы.

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов выставляется студенту в случае соответствия эссе всем указанным критериям; далее баллы дифференцируются с учетом представленных критериев. Студент считается не сдавшим эссе (оно возвращается на доработку) в случае, если оно содержит только текст, переписанный из каких-либо источников (реферат).

ЗаданиЕ по модулю 2 «Виды вопросов»

Задание направлено на развитие коммуникативной компетентности за счет овладения техникой формулировки вопросов в беседе.

Описание задания.

Составьте по два-три примера к каждому из следующих видов вопросов, встречающихся в деловом общении:

– информационные вопросы (используются для сбора сведений);

– ориентационные вопросы (используются, чтобы знать придерживается ли партнер идей, высказанных ранее);

– подтверждающие вопросы (необходимы, чтобы добиться взаимопонимания);

– контрольные вопросы (необходимы для контроля за ходом деловой коммуникации);

– ознакомительные вопросы (используются для ознакомления с мнением собеседника);

– альтернативные вопросы (предоставляют возможность выбора);

– однополюсные вопросы (повторение вопроса собеседника, в знак того, что понятно, о чем идет речь и для того чтобы выиграть время на обдумывание ответа);

– встречные вопросы (необходимы для сужения темы разговора);

– направляющие вопросы (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);

– провокационные вопросы (используются, чтобы установить правильно ли партнер понимает ситуацию);

– вступительные вопросы (необходимы для формирования у партнера заинтересованности в разговоре);

– заключающие вопросы (необходимы для подведения итогов разговора);

– закрытые вопросы (наводящие вопросы, на которые можно коротко ответить);

– открытые вопросы (выявляют содержательные моменты беседы).

Методические рекомендации к выполнению задания.

1) подобрать литературу по рассматриваемой проблеме, ориентируясь на публицистические издания, раскрывающие прикладные аспекты делового общения и взаимодействия;

2) проанализировать собранный материал, составить общее впечатление о видах вопросов, которые могут использоваться в деловой беседе для ее успешности;

3) самостоятельно сформулировать примеры к каждому из видов вопросов (2–3 примера);

4) написать предлагаемые примеры вопросов последовательно и в соответствие с их классификацией.

5) в заключение работы рекомендуется сделать краткий вывод, отразив собственное мнение по эффективности видов вопросов в деловой беседе (в каких случаях и при каких обстоятельствах те или иные вопросы будут способствовать эффективной деловой беседе);

6) оформить список используемой литературы.

Критерии оценки задания:

· соответствие утверждений видам вопросов;

· полный список примеров по всем видам вопросов, встречающихся в деловой беседе;

· уровень творчества, оригинальность приводимых примеров;

· степень самостоятельности вклада студента (учитывается опора на свой опыт в деловом общении);

· аргументированность выводов.

Теоретическое введение.

Задавать вопросы в процессе общения – значит обеспечивать взаимопонимание с партнером, приобретать сведения, критически мыслить и проявляя собственную позицию, идти навстречу собеседнику. Спрашивать – значит оказывать доверие собеседнику, проявлять заинтересованность к его личности.

Умение задавать вопросы– это особое искусство владения речью и невербальной коммуникацией. С одной стороны, вопрос заданный не вовремя, либо неуместный вопрос, может приводить к возникновению барьеров и трудностей в общении, что становится отправной точкой развития конфликтов. С другой, если не задавать вопросы, пренебрегать ими, это может привести к искаженному восприятию партнера по общению, возникновению домыслов и иллюзий. Особенно важными и необходимыми вопросы становятся в ходе деловой беседы. Ее эффективность во многом обусловлена точностью и корректностью вопросов, которые собеседники задают друг другу. Психологи, исходя из разных оснований, выделяют множество видов вопросов, создают их разные классификации. Одна из известных и широко распространенных классификаций основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три группы вопросов (Айламазьян, 1999).

Виды вопросов (классификация с точки зрения
широты предстоящего ответа)

Виды вопросов Специфика вопросов Примеры
Закрытые вопросы Вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет»; они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Эти вопросы могут привести к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают информационную составляющую беседы и могут нарушить ход мысли говорящего «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно для вас?»; «Вы предпочитаете это сделать сами?»
Открытые вопросы Это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют развернутого объяснения. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии он имеет возможность, по своему усмотрению, строить содержание ответов «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой подход неудачным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?»
Выясняющие / уточняющие вопросы Вопросы являются обращением к говорящему за уточнением; они вынуждают собеседника размышлять, обдумывать и комментировать то, что было сказано «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?»

Существует классификация вопросов, которые выделяют в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов (Айламазьян, 1999).

Виды вопросов (классификация с точки зрения смысла, соотносимых с вопросами ответов)

Виды вопросов Специфика вопросов Примеры
Альтернативные вопросы Вопросы содержат возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику; ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе. «Где Вам удобнее будет встретиться со мной, в офисе или на выставке?», «Куда вам было бы интересно поехать в Египет или в Турцию?»
Избирательные вопросы Эти вопросы задают некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос «Чем он болен?» - «Гриппом».
Иксовые вопросы Вопросы не предполагают «подсказку» ответа. На вопросы такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны со смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?»
Прямые вопросы Вопросы, которые непосредственно касаются исследуемого предмета и формулируются, как правило, в личной форме «Знаете ли Вы, что…?»; «Что Вы думаете о...?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?»

К обеспечивающим продуктивный внешний диалог относятся информационные, зеркальные и эстафетные вопросы.

Виды вопросов (классификация с точки зрения
продуктивности диалога)

Виды вопросов Специфика вопросов Примеры
Информа­ционный вопрос Это вопрос, который построен так, что он вызывает содержательный ответ (мысль, суждение, изложение фактов, позиции и пр.), «Какие меры вы приняли?»
Зеркальный вопрос Вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны «Вы действительно думаете, что сделали все, что могли в этой ситуации?»
Эстафетные вопросы Эти вопросы придают диалогу динамику; они опережают, развивают высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему «Вы хотите сказать, что…»

Литература:

Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

Атватер И. «Я вас слушаю» //Психология внимания. Хрестоматия /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2001.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. М: АСТ, 2009. – 544 с.

Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?p=636

Наши рекомендации