Методика преподавания и ее роль в совершенствовании учебного процесса

Согласно статьи 69Федерального закона РФ «Об образовании»высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации, то есть работа высшего учебного заведения направлена на подготовку профессионалов, которые качественно работают по своей специальности, компетентны, свободно владеют профессиональными навыками.

Качество подготовки таких профессионалов зависит от многих факторов, в том числе и от эффективности учебного процесса.

Эффективность учебного процесса тесно связана с мастерством преподавателя. Он должен не только хорошо знать предмет, но и уметь изложить его так, что бы он хорошо воспринимался и быстро усваивался слушателями.

Основы педагогического мастерства (за исключением педагогических вузов) изучаются в ходе подготовки очных аспирантов , но не все преподаватели проходят эту подготовку. Так, среди преподавателей юридических вузов много практиков: адвокатов, судей, прокуроров и т.д., которые имея богатый практический опыт и желание поделиться эти опытом с обучаемыми не владеют мастерством ведения учебного процесса.

На выработку умения правильно и главное эффективно проводить занятия нацелена методическая работа. Преподаватель должен четко знать вопросы организации методической работы. Знание содержания методической работы обеспечивает оптимальные пути ее организации, планирования, достижения единопонимания назначения ее функций, роли и места в обеспечении учебного процесса.

Центром методической работы в высшем учебном заведении является кафедра, где ведется многогранная подготовка преподавателей к непосредственному проведению учебных занятий.

Основными формами методической работы на кафедре являются:

- научно-исследовательская работа по методическим вопросам;

- учебно-методические конференции, сборы, совещания, семинары;

- заседания кафедр;

- заседания предметно-методических комиссий (ПМК);

- инструкторско –методические, показные, открытые и пробные занятия;

- учеба преподавателей с целью повышения и совершенствования методического мастерства;

- написание методик, методических разработок, рекомендаций;

- разработка учебно-методических материалов;

- подготовка к проведению учебных занятий и мероприятий.

Методическая работа является одним из основных направлений деятельности преподавательского состава кафедры. К сожалению практика свидетельствует о том,что не все преподаватели, даже имеющие ученые степени и звания, владеют методикой проведения занятий. Особенно тяжело дается учебный процесс «молодымпреподавателям – практикам (не по возрасту, а по опыту), начинающим педагогическую деятельность. Поэтому задача руководства кафедры научить особенно начинающих преподавателей методике проведения занятий.


1. 2. Методические рекомендации по проведению лекционных занятий

В условиях происходящих коренных изменений в обществе и системе высшего образования России при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов и внедрения инновационных технологий в учебный процесс происходят

существенные изменения в преподавательской деятельности, а именно меняется

место и роль преподавателя в учебном процессе, меняются его функции. Центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. В связи с этим на первый план выходят новые методы обучения, новые подходы к организации и проведению семинарских, практических, лекционных занятий, самостоятельной работы студентов.

В то же время в любом высшем учебном заведении при изложении учебного материала в основном используются лекционные занятия.

Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Лекция (от лат lectio чтение) систематическое последовательное изложение учебного материала посредством которого преподаватель доносит до аудитории определенную информацию. Преимущество лекции в том, что преподаватель может передавать информацию на большую аудиторию. Главным недостатком является фактическое отсутствие обратной связи с аудиторией, а также, как правило, различный уровень знаний обучаемых, что не позволяет им качественно и эффективно усваивать учебный материал. Некоторые специалисты считают, что лекция уже не имеет такого значения как прежде, поскольку:

- она приучает к пассивному восприятию чужих мнений;

- она тормозит самостоятельное мышление обучающихся;

- она отбивает стремление к самостоятельным знаниям;

- не все обучающиеся успевают осмыслить слова лектора.

И в целом все это якобы противоречит принципу индивидуализации обучения.

Практика показывает, что отказ от лекционных занятий снижает уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течении семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Все зависит от качества лекционных занятий, от профессионализма лектора, умения его использовать в ходе лекции эффективные методы и средства обучения.

Лекция была и должна оставаться основным и важнейшим видом учебных занятий и каждый уважающий себя преподаватель обязан хорошо владеть методикой ее проведения, только после ее усвоения можно говорить об эффективности учебного процесса.

В то же время необходимо знать, что существуют различные виды лекционных занятий, которые позволяют минимизировать некоторые недостатки лекции.

Так, лекция-беседаэто диалог преподавателя со студентами. Она позволяет студентам участвовать в обсуждении лекционных вопросов, а значит и активизировать работу аудитории. Лекция с эвристическими элементамипозволяет студентам опираясь на имеющиеся знания вести вместе с преподавателем поиск решения по какой-либо проблеме, обсуждаемой на лекции. Лекция с элементами обратной связипредусматривает участие студентовв обсуждении материала лекции посредством ответов на поставленные преподавателем вопросы.

Существуют и другие разновидности лекции.

- проблемная лекция;

- многоцелевая лекция;

- иллюстрационная лекция;

- комбинированная лекция;

- лекция вдвоем;

- лекция пресс-конференция;

- лекция с заранее запланированными ошибками и др.

Особенно хочется отметить лекцию с использованием технических средств обучения (ТСО), т.е. мультимедийным сопровождением. Она предполагает демонстрацию слайдов, содержащих ключевые фразы, определения, наиболее важный учебный материал. Показ слайдов сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста лекции. Наглядность лекционного материала способствует лучшему запоминанию студентами учебного материала.

Сконцентрируем внимание на основных положениях, относящихся к подготовке и проведению лекции.

Тезис 1. Преподаватель должен до проведения лекционных занятий четко знать:

- свой правовой статус;

- правовое положение студентов;

- Устав высшего учебного заведения;

- трудовой распорядок дня вуза.

Правовой статус преподавателя изложен в должностной инструкции, где закреплены

его права, обязанности, ответственность и требования к его знаниям и умениям.

Правовое положение студентов может быть определено в договоре об оказании образовательных услуг. Особое внимание следует обратить на обязанности студента.

Устав высшего учебного заведения также может содержать требования к профессорско-преподавательскому составу и студентам.

Трудовой распорядок дня регламентирует начало и окончание учебных занятий.

Тезис 2. Особую важность для преподавателя имеют Государственный образователь-

ный стандарт высшего профессионального образования, Учебный план, Рабочая про-

грамма дисциплины.

В них изложены общие требования к основной образовательной программе подготовки специалиста, дана характеристика специальности, определен график учебного

процесса, формы и виды контроля, цель и задачи дисциплины и много другой важной

информации.

Тезис 3. В ходе подготовки и разработки конспектов лекций преподаватель, наряду

с выполнением общих требований к учебному процессу в целом, должен руководствоваться и конкретными правилами, а именно:

- сформулировать цели лекции;

- определить содержание лекционного материала;

- выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения;

- подготовить примеры и практические материалы;

- подготовить технические средства обучения (ТСО).

Тезис 4. Структура лекционного материала полностью зависит от опыта педагогической деятельности преподавателя. Она может включать:

- название темы лекции согласно программе дисциплины;

- вопросы, выносимые на рассмотрение с четко изложенными выводами по каждому

вопросу;

- выводы по лекции в целом;

- нормативно-правовая база и литература.

Тезис 5. Лекционные занятия состоят из следующих элементов:

- Организационный, в него входят: приветствие, проверка готовности студентов к

занятиям, выявление отсутствующих, сообщение плана занятия.

- Основной, в нем излагается лекционный материал в целом.

- Заключительный, где подводятся итоги лекции, дается задание на следующее занятие.

Тезис 6. При проведении первого лекционного занятия преподаватель должен:

- представиться аудитории и дать краткую информацию о себе;

- назвать преподаваемую дисциплину и показать ее место в системе других дисциплин, т.е. раскрыть структурно-логическую схему подготовки специалиста и указатьее связь с другими дисциплинами;

- ознакомить кратко с учебной программой дисциплины и какие темы будут изучаться;

- разъяснить формы контроля знаний студента (семинары, практические занятия,

зачет, экзамен, курсовые, контрольные работы);

- установить правила взаимоотношений преподавателя со студентами , разъяснить

требования к дисциплине на занятиях;

- рекомендовать учебную литературу имеющуюся в библиотеке вуза;

- разъяснить важность ведения конспекта;

- определить уровень правовой подготовки аудитории ( при необходимости).

Тезис 7. Преподаватель должен учитывать специфику аудитории, то есть с кем проводятся занятия (очники, заочники, второе высшее образование). Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.

Тезис 8. Лекция – это содержательная и организационная единица образовательного процесса, поэтому она должна быть целостной, иметь завершенный характер и логичной.

Изложение материала должно быть убедительным и доказательным, строиться на поисковой основе , то есть преподаватель как исследователь ищет истину. Лекционный материал должен отражать современный уровень научной теории, последние изменения в законодательстве. Преподаватель должен показать проблемность излагаемого материала, указать на различные точки зрения ученых и практиков. Учебный материал обязательно должен быть связан с примерами из практики. Особенность юридических дисциплин требует ссылок на нормативно-правовую базу.

Тезис 9. Каждая последующая лекция должна начинаться с напоминания того материала, который излагался на предыдущей лекции и заканчивается лекция доведением тех вопросов, которые будут рассматриваться на следующей лекции, таким образом прослеживается преемственность учебного материала. Преподаватель может в конце занятий оставить время для ответов на вопросы студентов или представлять возможность студентам задавать вопросы по ходу лекции. В конце лекции необходимо подвести итоги занятия и определить задание на самостоятельную работу.

Безусловно много вопросов методики преподавания осталось вне данного обзора. Например, использование технических средств обучения, наглядных пособий, современных технологий, поведения преподавателя и его внешнего вида, его культуры речи, эмоционального преподнесения материала, умения преподавателя устанавливать контакт с аудиторией и др.

Важно одно – методическая работа включающая в себя разработку теории обучения, образования, воспитания и учения является важным фактором совершенствования учебного процесса, внедрения в практику прогрессивных форм обучения, их методов, способов и приемов обучения и воспитания, формирования необходимых качеств у обучаемых. Долг каждого преподавателя в совершенстве овладеть методикой преподавания.

1.3. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

Семинар является одним из основных видов практических занятий. Цель семинара, как группового занятия, углубление знаний студентов, овладение ими навыками и умениями

использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой дисциплины.

Современное семинарское занятие имеет следующие основные функции:

1. Учебно-познавательная. Она позволяет организовать творческое, активное изучениетеоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателясо студентами, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученные в ходе лекции и самостоятельнойработы знания.

2. Обучающая. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развиваету обучающихся способность к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами.

3. Воспитательная. Она формирует у студентов мировоззрения и убеждения, воспитывает самостоятельность, познавательность, любовь к профессии юриста.

4. Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний

студентов, качество их самостоятельной работы.

Исходя из вышеизложенного семинарское занятие способствует:

- углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;

- отработке методологии и методических приемов познания;

- выработке аналитических способностей, умения обобщения , формулировании вы-

вводов;

- приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;

- выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

- осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

Специалисты выделяют более десятка различных видов семинарских занятий. Остано- вимся на некоторых из них.

Проверочно-обучающий. В ходе него происходит устный опрос студентов по вопросам,которые были вынесены на семинар и в ходе которого студенты дополняют друг друга иучаствуют в обсуждении основных вопросов.

Контрольный. В нем осуществляется фронтальный опрос студентов, либо проводится

письменная контрольная работа. Основная цель – максимальный охват обучаемых контролем.

Обучающий. Это семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов. При этом для выступлений могут быть розданы и распределены заранее темы,

которые дополняют и расширяют лекционный материал.

Творческий. Он максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых

в форме дискуссии, диспута и т. д.

Междисциплинарный. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть

в различных аспектах: юридическом, нравственном, психологическом, духовном. Он

позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем,

учит видеть межпредметные связи.

Как правило структура семинарского занятия состоит из трех частей.

Вводная часть. В ней преподаватель обозначает тему и план семинарского занятия,

формулирует основные его цели и задачи, указывает роль и значение обсуждаемой темы,

определяет ключевые проблемы и объявляет порядок проведения занятия.

Основная часть. Она посвящена заслушиванию доклада, если он готовился, и выступлений студентов. Преподаватель анализирует качество и уровень подготовки студентов к семинару.

Заключительная часть. Преподаватель подводит итоги занятия, в ходе которого он:

- дает общую характеристику подготовленности группы к занятию;

- оценивает каждого выступающего, определяя положительные и отрицательные стороны выступлений;

- проводит анализ доклада и выступлений студентов по его обсуждению;

- сообщает результаты рассмотрения остальных вопросов семинара;

- дает рекомендации докладчику и выступающим.

Эффективность проведения семинарского занятия напрямую зависит от качества под-

готовки к нему преподавателя.

Если подробнее остановиться на содержании каждой части семинарского занятия, то следует отметить следующее.

В водной части семинарского занятия преподаватель дает как бы установку на актуальность данной темы и раскрывает организацию и порядок проведения семинарского занятия. Студенты должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой, должного и сущего.

После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из студентов (если семинарское занятие проводится с докладом). В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.

В докладе студент должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.

Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10-15 минутами.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить своё разрешение.

На семинарском занятии опрос студентов строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.

Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим студентам указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы.

Преподаватель должен поощрять стремление студентов к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме семинара.

Рассмотрение каждого вопроса семинара следует завершать обобщающими суждениями преподавателя.

В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса (летучки), выдача персональных заданий студентам и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятию.

В заключении семинарского занятия преподавателю необходимо подвести итоги состоявшегося обсуждения вопросов в следующем порядке:

- дать общую характеристику подготовленности группы к семинару, оценить каждого выступающего, определяя положительные и отрицательные стороны их выступлений;

- провести анализ доклада (сообщения) и выступлений студентов в ходе его обсуждения, результаты рассмотрения остальных вопросов семинара;

- выдать рекомендации докладчику и всем выступающим.

Кроме того, преподавателю следует обратить внимание:

- насколько правильно умеют реагировать студенты на неточные или ошибочные выступления, суждения;

- на характер постановки студентами вопросов докладчику и выступающим;

- на научную глубину и общую культуру дискуссии.

Обращая внимание на ошибки, допущенные студентами в ходе семинара, преподаватель в обязательном порядке должен дать точное, научно обоснованное толкование вопроса.

В заключительном слове, которое не должно превышать 10-15 минут, преподаватель также отвечает на вопросы, которые были заданы ему студентами в конце семинара.

Преподаватель в ходе лекционных занятий должен обратить внимание студентов на то,

что по данной теме будет проводиться семинар, ознакомить с планом его проведения и

вопросами, выносимыми на обсуждение. План проведения семинара, утвержденный на

кафедре, должен быть передан студентам заранее. Желательно, чтобы по каждой теме се-

минарского занятия преподавателем были разработаны методические рекомендации для

студентов по подготовке и проведению семинарского занятия. Данные методические ре-

комендации должны быть доступны для студентов и могут находиться как на кафедре,

так в библиотеке ( на сайте кафедры).

При разработке плана семинарского занятия преподаватель должен четко определить

цели и задачи семинара, правильно определить ключевые вопросы, по которым будет

проходить обсуждение, рекомендовать нормативно-правовую базу, учебную, методическую и научную литературу.

В методических рекомендациях обычно указываются особенности изучения отдельных

вопросов, неоднозначность их трактовки в источниках, обращается внимание на последовательность и порядок работы с нормативно-правовой базой и литературой.

Безусловно, что при подготовке к семинару преподаватель должен еще раз самостоятельно проработать нормативно-правовую базу, учебную и научную литературу по дан-

ной теме. Только имея высокий теоретический и научный уровень подготовки он может

объективно оценить знания студентов.

Семинарское занятие достигает учебных и воспитательных целей если оно:

- закрепляет знания, полученные студентами в ходе занятий и самостоятельной работы

при подготовке к семинару;

- способствует превращению полученных знаний в личные убеждения;

- прививает навыки устного выступления, грамотного изложения своих мыслей;

-формирует умение правильно применять на практике полученные знания;

-способствует овладению методами теоретической и практической деятельности;

- стимулирует у студентов желание регулярно изучать учебный материал;

- воспитывает уважение к праву, закону.

Подводя итог можно сделать следующий вывод: подготовка преподавателя к семинарским занятиям включает в себя как методическую, так и научно-теоретическую составляющие. С точки зрения теоретической преподаватель должен безукоризненно владеть знаниями в данной области, а методической – хорошо знать методику проведения семинарских занятий.

1.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Как уже указывалось учебная работа студента складывается из аудиторных занятий (лекции и семинары) и самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Руководство преподавателя заключается в том, что он знакомит студентов с разработанными им или кафедрой планами семинарских занятий и вопросами, выносимыми на семинар, предлагает нормативно-правовую базу и литературу, дает методические рекомендации по самостоятельному изучению тем дисциплины. Кроме того, преподаватель разрабатывает специальные письменные контрольные задания, которые могут включать подготовку процессуальных и др. документов, решение задач, тестов и т.д. Эти задания студенты выполняют самостоятельно и представляют отчеты по ним.

Особое внимание студенты должны обратить на выполнение задания при подготовке к интерактивным занятиям, таким как: кейс-метод, дискуссия, мастер-класс и др. В ходе самостоятельной работы студентам необходимо очень внимательно ознакомиться с заданием и выполнить все требования преподавателя, чтобы интерактивные занятия прошли более успешно.

Такое руководство преподавателем самостоятельной работой студентов способствует повышению эффективности подготовки студентов.

Таким образом, самостоятельная работа студентов есть особо организованный преподавателем вид учебной деятельности, проводимый с целью повышения эффективности подготовки студентов к последующим занятиям, формирования у них навыков самостоятельной отработки учебных заданий, а также овладения методикой организации своего самостоятельного труда в целом.

Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа студентов призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины, содержания основных нормативно-правовых актов и литературы по данному учебному курсу.

Организация самостоятельной работы студентов должна строиться по системе поэтапного освоения материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний.

Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации. Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности.

Наши рекомендации