Муниципальной стажировочной площадки
ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
(форма муниципальной методической площадки)
муниципального автономного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №5»
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС».
(наименование программы)
Руководитель площадки, автор программы:
Политти Елена Владимировна
заместитель директора по ВР,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Городской округ Балашиха
Г.
Пояснительная записка
1. Актуальность. Концептуальные положения.
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся, развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые задачи, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности школьников. Важной задачей современного учителя является сохранение и развитие творческого потенциала обучающихся.
Предлагаемая программа стажировочной площадки для педагогических работников общеобразовательных учреждений предполагает работу по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации отечественного образования. Предлагаемый комплекс практико-ориентированных образовательных услуг позволит решить задачи распространения опыта в практику работы педагогов, обеспечит рост их профессионального мастерства в вопросах использования педагогических технологий на уроках и повышению учебных достижений школьников.
Глоссарий.
Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие участников образовательных отношений. Основные формы интерактивного обучения – круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия и др.
Квалификация – уровень знаний, умений, способностей и профессиональных компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Компетентностный подход – подход, ориентированный на цель и результат образования с позиций формирования профессиональных компетенций.
Компетентность – наличие компетенций у субъекта, необходимых ему для эффективной деятельности в заданной области.
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и практический опыт для успешной деятельности в определенных условиях при решении профессиональных задач.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности, а также требования к квалификации работников.
Педагогические технологии обучения - это система педагогических действий, которая обеспечивает желаемый эффект в обучении и развитии обучающихся и в основе которой лежит концептуальное единство цели и способа (формы, содержания и методов) обучения и развития обучающихся.
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Повышенные образовательные потребности – это масштаб, характер и степень заинтересованности обучающихся в познавательной деятельности.
Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. В МАОУ СОШ № 5 работает творческая группа учителей по организации проектно-исследовательской работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.
Ключевые идеи опыта заключаются в трансляции системы работы с обучающимися по организации проектно-исследовательской деятельности, эффективность которой была высоко оценена педагогическим сообществом. На занятиях стажерам будут предложены авторские учебные материалы.
Ежегодно в школе проводится Научно – практическая конференция «Юный исследователь», победители которой успешно участвуют во всероссийских, региональных и муниципальных НПК и конкурсах проектов.
3. Цель: Распространение опыта инновационной деятельности по формированию навыков организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации отечественного образования.
Задачи:
Ø трансляция педагогического опыта организации проектно-исследовательской деятельности учителям округа;
Ø ознакомление с возможными способами использования современных информационных и коммуникационных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;
Ø повышение профессиональной компетенции слушателей, совершенствование исследовательской культуры педагогов, развитие творческого потенциала через освоение программы стажировочной площадки.
4. Эффекты реализации программы, планируемый результат (для стажеров)
В результате обучения участники стажировочной площадки получат возможность:
а) изучить имеющийся опыт педагогов МАОУ СОШ №5 по организации и руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся;
б) совершенствовать свои знания по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся;
в) моделировать многоуровневую, многофункциональную систему деятельности учителя и обучающихся, использовать метод проектов как одну из активных форм обучения.
Планируемые результаты стажировки
№ | Знать | Направление подготовки Педагогическое образование 44.04.01 Код компетенции | |
Бакалавриат | Магистратура | ||
5 лет | |||
1. | нормативно-правовые основы образова-тельного процесса в организациях дополнительного образования детей | ОПК-2 | |
2. | современные методики и технологии организации и реализации образова-тельного процесса; современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса | ПК-1 ПК-2 | |
3. | возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | ПК-5 | |
№ | Уметь | Бакалавриат | Магистратура |
5 лет | |||
1. | использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса | ПК-2 | |
2. | организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности | ПК-7 |
Оценка эффективности деятельности стажера включает в себя
· выполнение плана обучения,
· заинтересованность педагога в овладении методикой работы по организации проектно-исследовательской деятельности
Содержание занятий
Занятие 1
Лекцияпо теме: "Деятельностные технологии обучения. Проектная деятельность".
Деятельностные технологии обучения. Проектная деятельность. Проект
как метод обучения. Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.
Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического сознания школьников".
Домашняя работа № 1 "Изучение учебно-методической литературы и Интернет- источников по теме".
Занятие 2
Лекция по теме: "Организация работы над проектом."
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта. Возраст учащихся и объем помощи, которую может оказывать им учитель на различных этапах работы над проектом. Творческие проектные мастерские. Организация индивидуальной работы учащегося над проектом. Дневник работы над проектом, отчет о работе, защита проекта.
Деловая игра "Взаимодействие учителя и ученика в ходе работы над проектом"
Мастер-класс"Организация внеурочной деятельности по курсу "Я - исследователь"
Домашняя работа №2 "Выбрать тему проекта и составить план взаимодействия учителя и ученика".
Занятие 3
Семинар-практикум по теме: "Типология учебных проектов."
Варианты типологий учебных проектов. Учебный проект и учебное исследование. Тип проекта как инструмент обучения. Проектная деятельность и развитие общеучебных навыков. Тип проекта: групповой или индивидуальный.
Мастер-класс "Методика применения метода проекта на уроке "
Домашняя работа № 3 "Составить конспект фрагмента урока с применением метода проекта"
Занятие 4
Лекция по теме: "Критерии оценивания проектов учащихся."
Проблема оценивания в современной школьной практике и проектная деятельность. Функции оценивания и предмет оценивания. Тип проекта и формирование универсальных компетентностей. Критериальное оценивание проектной деятельности.
Мастер-класс"Способы использования современных информационных и комму-никационных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся"
Домашняя работа № 4"Подготовить с детьми своего класса проект и предста-вить его научно – практической конференции "Юный исследователь".
Занятие 5
Научно – практическая конференция «Юный исследователь»
Итоговое занятие, защита проектов. Представление собственного опыта работы по теме площадки (зачётная работа )
ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
(форма муниципальной методической площадки)
муниципального автономного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №5»
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС».
(наименование программы)
Руководитель площадки, автор программы:
Политти Елена Владимировна
заместитель директора по ВР,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Городской округ Балашиха
Г.
Пояснительная записка
1. Актуальность. Концептуальные положения.
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся, развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые задачи, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности школьников. Важной задачей современного учителя является сохранение и развитие творческого потенциала обучающихся.
Предлагаемая программа стажировочной площадки для педагогических работников общеобразовательных учреждений предполагает работу по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации отечественного образования. Предлагаемый комплекс практико-ориентированных образовательных услуг позволит решить задачи распространения опыта в практику работы педагогов, обеспечит рост их профессионального мастерства в вопросах использования педагогических технологий на уроках и повышению учебных достижений школьников.
Глоссарий.
Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие участников образовательных отношений. Основные формы интерактивного обучения – круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия и др.
Квалификация – уровень знаний, умений, способностей и профессиональных компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Компетентностный подход – подход, ориентированный на цель и результат образования с позиций формирования профессиональных компетенций.
Компетентность – наличие компетенций у субъекта, необходимых ему для эффективной деятельности в заданной области.
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и практический опыт для успешной деятельности в определенных условиях при решении профессиональных задач.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности, а также требования к квалификации работников.
Педагогические технологии обучения - это система педагогических действий, которая обеспечивает желаемый эффект в обучении и развитии обучающихся и в основе которой лежит концептуальное единство цели и способа (формы, содержания и методов) обучения и развития обучающихся.
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Повышенные образовательные потребности – это масштаб, характер и степень заинтересованности обучающихся в познавательной деятельности.
Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. В МАОУ СОШ № 5 работает творческая группа учителей по организации проектно-исследовательской работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.
Ключевые идеи опыта заключаются в трансляции системы работы с обучающимися по организации проектно-исследовательской деятельности, эффективность которой была высоко оценена педагогическим сообществом. На занятиях стажерам будут предложены авторские учебные материалы.
Ежегодно в школе проводится Научно – практическая конференция «Юный исследователь», победители которой успешно участвуют во всероссийских, региональных и муниципальных НПК и конкурсах проектов.
3. Цель: Распространение опыта инновационной деятельности по формированию навыков организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации отечественного образования.
Задачи:
Ø трансляция педагогического опыта организации проектно-исследовательской деятельности учителям округа;
Ø ознакомление с возможными способами использования современных информационных и коммуникационных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;
Ø повышение профессиональной компетенции слушателей, совершенствование исследовательской культуры педагогов, развитие творческого потенциала через освоение программы стажировочной площадки.
4. Эффекты реализации программы, планируемый результат (для стажеров)
В результате обучения участники стажировочной площадки получат возможность:
а) изучить имеющийся опыт педагогов МАОУ СОШ №5 по организации и руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся;
б) совершенствовать свои знания по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся;
в) моделировать многоуровневую, многофункциональную систему деятельности учителя и обучающихся, использовать метод проектов как одну из активных форм обучения.
Планируемые результаты стажировки
№ | Знать | Направление подготовки Педагогическое образование 44.04.01 Код компетенции | |
Бакалавриат | Магистратура | ||
5 лет | |||
1. | нормативно-правовые основы образова-тельного процесса в организациях дополнительного образования детей | ОПК-2 | |
2. | современные методики и технологии организации и реализации образова-тельного процесса; современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса | ПК-1 ПК-2 | |
3. | возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | ПК-5 | |
№ | Уметь | Бакалавриат | Магистратура |
5 лет | |||
1. | использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса | ПК-2 | |
2. | организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности | ПК-7 |
Оценка эффективности деятельности стажера включает в себя
· выполнение плана обучения,
· заинтересованность педагога в овладении методикой работы по организации проектно-исследовательской деятельности