Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг результатов исследования.

Исследователю и органам управления совершенно необходимы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объективная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана‑лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содержание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев(обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев успешности: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключаются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оценивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.
Образовательный критерий:
- качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
- количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
- глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уровень сложности решаемых задач.
Социологический критерий:
- реальные возможности свободного выбора школьника в рамках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.);
- адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;
- адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессиональной деятельности и др.);
- престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
- правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
- уровень развития классных коллективов.
Критерий индивидуально-личностного развития:
- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
- адекватность самооценки;
- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;
- степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей);
- выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
- развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.
Критерий воспитанности:
- сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности;
- степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
- развитие экологической культуры личности;
- развитие толерантности, стремления помогать другим людям;
- наличие или отсутствие вредных привычек;
- факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;
- степень сплоченности классных коллективов.
Валеологический критерий (критерий здоровья):
- уровень психического и физического здоровья, развития основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
- заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);
- распределение учащихся погруппам здоровья;
- количество и качество услуг, способствующих здоровьесбережению и лечению.
Критерий психологического комфорта:
- степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;
- уровень тревожности;
- межличностные отношения, социальное благополучие.
Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения.



Наши рекомендации