Организация проектной деятельности обучающихся
Вологодской области
«Вологодский строительный колледж»
СОГЛАСОВАНО на заседании Совета учреждения БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж» Протокол № 4 от 01.12.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж» ________________ Л.В. Федорова «12» декабря 2016 г. |
Положение
об индивидуальном проекте обучающихся
БПОУ ВО "Вологодский строительный колледж"
Дата введения 01.01.2017 г.
в соответствии с приказом от 12.12.2016 № 644-ОД
Общие положения
1.1. Положение об индивидуальном проекте обучающихся БПОУ ВО "Вологодский строительный колледж" (далее - Положение) определяет содержание, порядок выполнения и защиты индивидуальных проектов.
1.2. Настоящее Положение разработано на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
- «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259);
- Устава БПОУ ВО "Вологодский строительный колледж".
1.3. Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего программу подготовки специалистов среднего звена и программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППССЗ/ППКРС), предусматривающей получение среднего общего образования и профессии/специальности.
1.4. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект) в рамках ППССЗ/ППКРС.
1.5. Целью выполнения индивидуальных проектов обучающимися является формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей.
1.6. Основными задачами выполнения индивидуального проекта обучающимися является:
- обучить планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формировать навык сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
- развить умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- развить умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- расширить и совершенствовать области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования.
1.7. Индивидуальный проект является основнымобъектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.8. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся колледжа.
1.9. Невыполнение обучающимся индивидуального учебного проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебной дисциплине, по которой он выполняется. Такие обучающиеся переводятся на следующий курс с условием ликвидации академической задолженности.
Требования к защите проекта
6.1. Защита индивидуальных проектов проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение учебной дисциплины, по которой выбран проект (или после занятий в назначенный день).
6.2. Защиту проекта осуществляет автор проекта, в присутствии комиссии. Время защиты не более 10 минут. По результатам защиты индивидуальных проектов оформляется протокол (Приложение 7).
6.3. В ходе защиты обучающиеся должны осветить следующие вопросы:
- обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
- цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
- краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
- степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
- рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
6.4. Обучающиеся, выполнившие индивидуальный проект, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
(наименование темы) |
Руководитель: | ||
(Ф.И.О) | ||
Выполнил студент: | ||
(Ф.И.О) | ||
Группа: | ||
Дата защиты: | ||
Оценка защиты: | ||
Подпись преподавателя | ||
Вологда
20__
Приложение 3
РАССМОТРЕНО на предметной цикловой комиссии _____________________________ _____________________________ Председатель__________/ФИО Протокол №____ от «____»_______________201_ г. |
ЗАДАНИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
студенту БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»
(Фамилия, имя, отчество)
Специальность_____________________________________________________
Тема проекта______________________________________________________
__________________________________________________________________
Исходные данные ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание задания (перечень вопросов, подлежащих разработке)
Перечень графических материалов (с указанием обязательных чертежей, эскизов )_______________
Продукт проекта___________________________________(см. Приложение 1)
Форма представления проекта________________________________________
Дата выдачи задания 201_г.
Срок сдачи проекта201_ г.
Студент //
Руководитель //
Приложение 4
Пример списка литературы
1. Вишневский В., Теоретические основы проектирования компьютерных сетей [Текст]/В. Вишневский, М.: Техносфера, 2014. 453 с.
2. Голицына О.Л., Программное обеспечение [Текст]/О.Л. Голицына, И.И. Попов, Т.Л. Партыка. М.: Форум, 2013. - 933 с.
3. Дэвид В. Чепмен, мл., Энди Фокс Брандмауэры Cisco Secure PIX Cisco® Secure PIX® Firewalls [Текст]/ М.: «Вильямс», 2012. 584 с.
4. Новиков Ю. В., Кондратенко С. В. Основы локальных сетей. [Текст]/ Курс лекций М.: Интернет-университет информационных технологий, 2013. 690 с.
5. Компьютерные сети: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.О. Новожилов, О.П. Новожилов. - 3-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с.
Приложение 5
Требования к оформлению презентаций
Важным этапом подготовки к защите индивидуального проекта является подготовка презентации. Презентация - системный итог деятельности обучающегося, в нее вынесены все основные результаты работы над индивидуальным проектом.
Выполнение презентаций для защиты индивидуального проекта позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные компетенции обучающегося.
Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.
Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы – 15.
Объем материала, представленного в одном слайде, должен отражать в основном заголовок слайда.
Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются обязательными.
В содержание первого слайда выносится полное наименование образовательной организации, согласно уставу, тема индивидуального проекта, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.
Слайд - анализ ситуации, относительно которой появилась идея создать новый продукт.
Слайд - цель и задачи проекта, способы решения проблемы (методы исследования)
Слайды с теоретическими положениями, выносимыми на защиту.
Слайды, иллюстрирующие этапы и результаты практической части работы.
Слайды, демонстрирующие особенности конструкторских решений, возможные эффекты от реализации проекта.
Последний слайд – «Спасибо за внимание».
В презентации материал целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей, программ.
В практической части работы рекомендуется использовать фотографии, графики, диаграммы, таблицы, рекомендации, характеристики.
На слайде с результатами исследования рекомендуется представлять обобщенные результаты организационного этапа по проблеме исследования.
На слайде по результатам оценочного этапа практической части работы следует представить динамику результатов исследования по обозначенной проблеме.
Приложение 6
БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»
Оценочный лист
индивидуального проекта
ФИО студента _______________________________________ группа ________
Критерий | Уровень сформированности навыков проектной деятельности | Кол-во баллов | Полученный результат в баллах | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | В работе самостоятельное приобретение знаний и решение проблем не отражено | |||
Работа свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. Отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации. | ||||
Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения, но проблема и ее значимость представлены неполно и недостаточно обоснованы. | ||||
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. | ||||
Знание предмета | Продемонстрировано непонимание содержания выполненной работы. В содержании работы присутствуют грубые ошибки. | |||
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы, знание основных терминов и фактического материала по теме проекта. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы присутствуют недочеты. | ||||
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы, знание источников информации. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют ошибки и недочеты. | ||||
Продемонстрировано владение предметом проектной деятельности, показано знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способах ее решения. Ошибки отсутствуют. | ||||
Регулятивные действия | В работе навыки определения темы и планирования не отражены. | |||
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Цель определена, но план её достижения дан схематично. Работа доведена до конца. Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. | ||||
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Цель определена, дан план её достижения. Работа доведена до конца. Проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. | ||||
Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. | ||||
Коммуникация | Отсутствие презентации по теме проекта | |||
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. | ||||
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор свободно отвечает на вопросы. | ||||
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. | ||||
Итого | 0-12 | |||
Критерии выставления отметки | Итоговая отметка | |||
баллы | 8-9 | 11-12 | ||
отметка | удовлетворительно | хорошо | отлично |
Дата «__ » ______ 201_г. Члены комиссии_________/ ________________ /
_________/ ________________ /
_________/ ________________ /
Приложение 7
БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»
ПРОТОКОЛ
Лист ознакомления
Наименование документа | ||||
Подразделение | ||||
№ п/п | Должность | Ф.И.О. | Дата | Подпись |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. | ||||
13. | ||||
14. | ||||
15. |
Вологодской области
«Вологодский строительный колледж»
СОГЛАСОВАНО на заседании Совета учреждения БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж» Протокол № 4 от 01.12.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж» ________________ Л.В. Федорова «12» декабря 2016 г. |
Положение
об индивидуальном проекте обучающихся
БПОУ ВО "Вологодский строительный колледж"
Дата введения 01.01.2017 г.
в соответствии с приказом от 12.12.2016 № 644-ОД
Общие положения
1.1. Положение об индивидуальном проекте обучающихся БПОУ ВО "Вологодский строительный колледж" (далее - Положение) определяет содержание, порядок выполнения и защиты индивидуальных проектов.
1.2. Настоящее Положение разработано на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
- «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259);
- Устава БПОУ ВО "Вологодский строительный колледж".
1.3. Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего программу подготовки специалистов среднего звена и программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППССЗ/ППКРС), предусматривающей получение среднего общего образования и профессии/специальности.
1.4. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект) в рамках ППССЗ/ППКРС.
1.5. Целью выполнения индивидуальных проектов обучающимися является формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей.
1.6. Основными задачами выполнения индивидуального проекта обучающимися является:
- обучить планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формировать навык сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
- развить умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- развить умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- расширить и совершенствовать области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования.
1.7. Индивидуальный проект является основнымобъектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.8. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся колледжа.
1.9. Невыполнение обучающимся индивидуального учебного проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебной дисциплине, по которой он выполняется. Такие обучающиеся переводятся на следующий курс с условием ликвидации академической задолженности.
Организация проектной деятельности обучающихся
Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности обучающихся.
2.1. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя соответствующей учебной дисциплины общеобразовательного цикла по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных дисциплин, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
2.2. Индивидуальный проект выполняется обучающимся по общеобразовательным дисциплинам за счет часов внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине и часов консультаций.
2.3. Для организации деятельности по индивидуальному проекту преподаватели общеобразовательных дисциплин до начала текущего учебного года формируют перечень тем индивидуальных проектов.
2.4. Перечень тем индивидуальных проектов, руководителей, обучающихся рассматривается и согласовывается на заседании предметной цикловой комиссии.
2.5. Перечень тем индивидуальных проектов их руководителей доводится до сведения обучающихся до 1 октября текущего учебного года. Обучающиеся выбирают тему из перечня предлагаемых тем, либо формулируют ее самостоятельно с руководителем.
2.6. Темы индивидуальных проектов, руководители закрепляются за обучающимися приказом директора не позднее 15 октября учебного года.
2.7. На каждого руководителя индивидуального проекта должно приходиться не более 20 обучающихся в учебном году.
2.8. С момента утверждения директором перечня индивидуальных проектов, принятых к разработке в текущем учебном году, руководитель проектов несет ответственность за их выполнение каждым обучающимся.
2.9. Не допускается использование одной и той же темы проекта в одной учебной группе.
2.10. Руководитель индивидуального проекта консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики, содержания, этапов выполнения проекта, оформления и представления результатов проектной деятельности в рамках часов консультаций.
2.11. Для обеспечения реализации и оценивания результатов проектной деятельности обучающихся создаются комиссии в составе не менее 3 человек.
2.12. В состав комиссий могут входить:
- заместитель директора;
- заведующий отделением/ педагог-организатор;
- руководители проектов;
- классный руководитель, мастер производственного обучения;
- представитель студенческой общественности.
Состав комиссии определяется в зависимости от тематики, содержания проекта.
2.13. Оценивание качества защиты индивидуальных проектов обучающихся осуществляется в соответствии с п.5 настоящего Положения.
2.14. Контроль работы над индивидуальным проектом обучающихся их руководителей в колледже осуществляет заместитель директора по учебной работе.
3. Требование к содержанию и оформлению индивидуального проекта обучающимися
Требования к содержанию и направленности индивидуального проекта.
3.1. Индивидуальный проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
3.2. Проектные задания должны быть актуальны, четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, составлена программа действий.
3.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ (Приложение 1):
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
- художественная творческая работа(в области литературы, русского языка, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, мультимедийной презентации, компьютерной анимации, компьютерной графики, видеоролика);
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
3.4. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
- подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более 10 страниц) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка литературы.
- для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
3.5. Оформление текста должно соответствовать следующим требованиям: печать на одной стороне листа формата А4 (210*297).
Поля формата: левое 30 мм, правое 20 мм, нижнее 20 мм, верхнее 20 мм. Текст печатается через интервал 1 или 1,5, отступ -1,25см. Шрифт Times New Roman, 14 кегль.
Титульный лист оформляется согласно Приложению 2.
Задание на индивидуальный проект оформляется в соответствии с Приложением 3.
Список литературы - Приложение 4.
Требования к оформлению мультимедийной презентации - Приложение 5.
3.6. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.