ВОПРОС № 7 ФИНАНСОВО-экономические основы местного самоуправления.
Экономические (финансово-экономические) основы местного самоуправления – это совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.
Таким образом, состав финансово-экономических основ местного самоуправления включает в себя следующие элементы:
Находящееся в муниципальной собственности имущество (муниципальное имущество) и имущественные права муниципальных образований (муниципальная собственность)
Средства местного бюджета; Муниципальная собственность. Правовое закрепление отношений муниципальной собственности: “собственность” употребляется в двух значениях: в экономическом – совокупность экономических (производственных) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной (экономической) деятельности. в юридическом – правомочия местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению какой-либо вещью, то есть правоотношение. Местный бюджет и другие финансы. В Конституции РФ в ст. 132-133, предусмотрено, что органы государственной власти при делегировании своих полномочий передают в органы местного самоуправления необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства, а также компенсируют расходы возникающие в результате их решений. Местные финансы – это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы включают: Средства местного бюджета. Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления;
Государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления. Муниципальное образование может от своего имени выпускать мунципальные ценные бумаги (например, муниципальный займ);
Другие финансовые средства. Например, средства самообложения – разовые добровольные целевые сборы. Средства муниципальных внебюджетных фондов.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Самую значительную часть местных финансов составляют средства местных бюджетов.
Структура местного бюджета имеет доходную и расходную части.
Доходная часть бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законом в распоряжение органов местного самоуправления.
Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством налоги, сборы, штрафы, пени, поступающие в местный бюджет:
Местные налоги и сборы (ст.15 Налогового кодекса РФ):земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
Доли федеральных налогов и налогов субъектов, закрепленные за местным бюджетом на постоянной основе: 1.часть налога на прибыль организаций 2. часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства;
Государственная пошлина (за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор, регистрация актов гражданского состояния). Штрафы, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с законодательством (например, за правонарушения в области строительства); Платежи за пользование недрами и природными ресурсами.
Неналоговые доходы: 1.доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; 2. доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности; 3. доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; 4. часть прибыли муниципальных унитарных предприятий;
5. доходы в виде финансовой помощи:
дотации – средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов без целевого назначения на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов; субвенции - средства, предоставляемые местным бюджетам из фед. и рег-ого бюджетов на осуществление определенных целевых расходов; субсидии - средства, предоставляемые местным бюджетам из фед. и рег. бюджетов на условиях долевого финансирования целевых расходов; средства государственного бюджета поступающего в форме трансферта; Иные доходы (например, безвозмездные перечисления по взаимным.). Расходная часть местного бюджета –денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.. 2.1.Текущие расходы на: здравоохранение; народное образование; социальную поддержку населения; содержание пассажирского транспорта; социально-культурные мероприятия; иные расходы.
2.2. Расходы, отчисляемые на развитие муниципального образования - включают ассигнования, направленные на инвенстиционную и инновационную деятельность, а также расходы на расширенное производство.
Существует и иная классификация расходов:
Расходы, связанные с решением вопросов местного значения (формирование и управление муниципальной собственностью, благоустройство и озеление территории и др.);
Расходы, связанные с реализацией государственных полномочий, делегированных муниципальным образованиям (например, ведение земельного кадастра, регистрация актов гражданского состояния, государственный архитектурно-строительный контроль и др.);
Расходы, связанные с обслуживанием и погашением долговых обязательств (например, по муниципальным займам, по ссудам), при этом сумма долговых обязательств не должна превышать 15% объема расходной части бюджета;
Ассигнования на страхование (например, в отношении муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и др.); Иные расходы, предусмотренные уставом.