Вопрос № 2 Принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им муниципальных органов.

Принципы местного самоуправления закреплены в законодательстве, уставах муниципальных образований, что придает им правовой характер. Их реализация обеспечивается системой организационных форм и методов муниципальной работы. К общим принципам местного самоуправления относятся следующие:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

1. самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем местного референдума, муниципальных выборов и др.форм непосредственной демократии; 2. обеспечение финансово-экономической самостоятельности. Органы МСУ сами управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет; 3.- запрет органов государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 4. запрещается ограничение прав местного самоуправления.

Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается правом на судебную защиту.

2. Организационное обособление местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, государство признает местное самоуправления в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (ст. 131 Конституции РФ). На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено: 1 федеральным устройством Российского государства; 2. многонациональностью нашего государства, самобытностью и особенностью исторических и иных местных традиций; 3. разнообразием основных типов поселений.

4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, так как органы МСУ наделены гос. полномочиями.

5. Гласность деятельности местного самоуправления.

Гласность вообще - это один из важнейших принципов демократического устройства. Данный принцип проявляется как право на информацию через свободу печати и слова, собраний, доступ к материалам и документам, демократическую деятельность средств массовой информации и т.д.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе.

Ограничение или отказ в доступе к информации может быть обусловлен:

• государственной тайной; экономическими (коммерческими) интересами местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц; • судебным процессом или предварительным следствием, если только на ознакомление и получение указанных документов не будет дано разрешение компетентными органами; • тайной частной жизни, личных дел человека, историей его болезни;

• иными, в общем плане, охраняемыми законом тайнами.

6. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. (нап-р подготовка проектов решений)

Принцип единоначалия опекает возможность использования и коллегиальных начал (при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью т.д.)

7. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это означает, что организация и деятельность местного самоуправления должны осуществляться на основе закона и в рамках закона.

Основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления (ст. 8 Европейской хартии о местном самоуправлении): 1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом. 2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления осуществляет прокуратура Российской Федерации, которая вносит протест на противоречащий закону правовой акт изданный органом местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления:

• Выносит представление об устранении нарушения закона.
Соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается и судебными органами:

• обжалование решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

• обжалование решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право:

• прекратить полномочия соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Контроль за соблюдением законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается также представительным органом местного самоуправления и субъектами Российской Федерации. Последние, в случае противоречия устава муниципального образования Конституции и законам муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

8. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - утрата доверия населения.

Население имеет право на местном референдуме или используя другие формы прямого волеизъявления выразить свое мнение к выборным органам или должностным лицам вплоть до отзыва выборного должностного лица.

Основанием для ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

В этом случае ответственность наступает в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Общим основанием данного вида ответственности является: нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции РФ, Конституции, устава субъекта РФ, а также устава муниципального образования.

Форма проявления этой ответственности - прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.

Решение о прекращении их полномочий вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Наши рекомендации