Вопрос №4 Правовые акты субъектов РФ как источники конституционного(уставного) права субъектов РФ
Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. В юридической литературе выделяются следующие виды источников конституционного права: Конституция РФ, содержащие нормы конституционного права федеральные законы, подзаконных актов (актов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), акты Федерального Собрания, международные и внутригосударственные договора, акты субъектов РФ, сохраняющих свое действие актов бывшего СССР и РСФСР. Также выделяются такие источники как: естественное право, декларации, акты органов местного самоуправления, судебные акты. Базисным источником современного конституционного права – выступает Конституция РФ. Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу. Следующей группой источников являются международные договоры. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К источникам конституционного права относят федеративные договора о разграничении предметов ведения и полномочий. (ч.3 ст.11 Конституции РФ). Дискуссионным является и отнесение к источникам конституционного права решений референдумов. Референдум определен как - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. к источникам конституционного права необходимо отнести и нормативные акты СССР и РСФСР действующие в настоящее время и имеющие предметом регулирования конституционно-правовые отношения – это прежде всего множество актов (Указов ВС СССР) о присоединении СССР к международным договорам. Акты Президента РФ можно отнести к источникам конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения. например, можно выделить Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (с изменениями от 31 декабря 2003 г.).К источникам конституционного права относятся и правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. Прежде всего, правительственные постановления по конкретизации правового статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев. Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческих и процедурных аспектов его деятельности, обеспечением взаимодействия Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, другими государственными органами. В юридической литературе сходятся во мнении, что не являются источниками конституционного права ведомственные акты и акты органов местного самоуправления. В качестве источника конституционного права выделяются акты палат Федерального собрания РФ. Конституция РФ (ст.ст.102, 103) предусматривает возможность принятия палатами Федерального собрания РФ постановлений по вопросам, отнесенным к его ведению. Нельзя отнести к числу источников конституционного права РФ и декларации (речь идет о внутренних, национальных декларациях, принимаемых Федеральным собранием РФ). Данный вид актов характерен для государств с переходным режимом – как показывает история декларации принимаются, как векторы дальнейшего политического, конституционного развития. В настоящее время дискуссионным является вопрос об отнесении актов судов общей юрисдикции и актов Конституционного суда РФ к источникам конституционного права.
Итак, источники в порядке иерархии по юридической силе:- Конституция РФ;- международные принципы и международные акты;- акты Конституционного суда РФ;- решения референдума РФ;- федеративные договора о разграничении предметов ведения и полномочий;- законодательные акты;- регламенты Федерального собрания РФ;- акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившее свое действие;- подзаконные нормативные акты;- акты субъектов РФ (с учетом внутренней классификации по юридической силе).
Вопрос №2 Конституция РФ и федеральное законодательство как источник конституционного (уставного) права субъектов РФ.
Конституция Р.Ф. устанавливает исходные нормы по вопросам организации и деятельности государства и его субъектов. Закрепляет принципы федерального устройства, правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий права суб. Фед. на собств. правовое регулирование, право законодательной инициативы, законодательно представительных органов суб. фед. в федеральном собрании. Определяет состав гос. территории, регулирует общие вопросы и деятельности органов гос. власти суб. федерации.
Федеральное законодательство развивает положения Конституции Р.Ф., регулирует вопросы федеративного и территориального устройства, правовое положения национальных меньшинств, порядок организации и деятельности региональных гос. органов, вопросы взаимодействия федеральных и региональных органов гос. власти.
Вопрос №3 Федерально-региональные акты и акты органов местного самоуправления как источник конституционного (уставного) права субъектов РФ.
Федерально-региональные акты- это договоры и соглашения заключаемые между федеральными и региональными органами гос. власти, договоры заключаются по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий конкретизируют предметы совместного ведения Р.Ф. и его суб. фиксирует обязательность сторон, устанавливает порядок передачи Фед. и региональными органами друг другу части полномочий.
Соглашения заключаются между региональными и федеральными органами исполнительной власти по вопросам разграничения компетенций.
Акты органов местного самоуправления.
К источникам относятся такие акты которые содержат в себе нормы конституционного права.
-Устав муниципального образования принимается представительным органом либо населением муниципальных образований.
- Иные правовые акты муниципального образования, наименования, виды и порядок принятия которых определяется уставом. Заключают договоры и соглашения между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
5 вопрос. Понятие, юридические свойства и функции конституции (устава) субъектов РФ.
Конституция (устав) субъектов РФ – это основной закон и учредительный акт определяющий статус конкретного суб.фед. с учетом его специфики и прав предоставленных Конституции РФ.
Юридические свойства:
Конституция (устав) – это основной закон РФ, регулирующий общественные отношения на региональном уровне. Конституция (устав) имеет высшую юридическую силу, все НПА принимаемые на региональном уровне, должны соответствовать Конституции (уставу)
Конституция (устав) представляет собой юридическую базу для текущего регионального законодательства. Конституция (устав) может быть изменен в специальном порядке и лишь правомочными органами.
Функции Конституции (устава):
1.Юридическая.
2.Политическая (Конституция (устав) определяет на данном уровне основы взаимоотношений личности и государственной власти; является правовой основой деятельности политических партий и объединений в суб.фед. и определяет рамки избирательной системы.
3.Экономическая (определяет различные формы собственности и закрепляет их равенство перед законом).
4.Учредительная (Конституция (устав) является основным учредительным документом в суб.фед., учреждает основы государственной власти и местного самоуправления).
Вопрос №6 Понятие и значение конституции (устава) субъектов РФ. Предмет конституционного (уставного) регулирования
Устав субъекта- основной региональный государственно-правовой акт. принимаемый в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно субъектом РФ и устанавливающий его экономические и финансовые основы, систему органов власти и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления, а также ряд других вопросов, отнесенных Конституцией РФ и Федеративным договором к ведению данного вида субъектов РФ. У.с. РФ должен соответствовать Конституции РФ. Согласно ст. 66 Конституции РФ свой устав могут принимать все виды субъектов РФ (края, области, автономные округа, автономная область, города федерального значения), кроме республики составе РФ, за которыми сохранено принятие собственной конституции. По общему правилу У.с. РФ принимается законодательным органом данного субъекта РФ. При этом законодательная процедура может быть как общей, так и специальной: в некоторых субъектах РФ были приняты законы о порядке принятия и вступления в силу Устава. В любом случае такая процедура не требует утверждения принятого Устава со стороны каких-либо федеральных органов власти.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Это требование федерального закона № 154 носит императивный характер. Без государственной регистрации принятый устав муниципального образования не имеет юридической силы. Что касается порядка государственной регистрации устава муниципального образования, государственных органов, призванных осуществлять эти действия, то все эти вопросы относятся к ведению субъектов РФ, а не Федерации.
Вопрос о содержании устава муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в муниципальном праве и практике муниципального строительства.
Учитывая то положение, что данный нормативный акт является базовым для соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно, должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и деятельность.
Одна из важнейших функций конституции (устава) субъекта Федерации - установление и регулирование системы региональной государственной власти, основанной на нормах Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах...". Однако при введении тех или иных императивных правил федеральный законодатель по крайней мере не должен препятствовать учреждению субъектами Федерации той модели горизонтального разделения властей, которая имеется на федеральном уровне. Иное означало бы использование метода "двойных стандартов" и было бы глубоко несправедливым по существу.
Предметом регулирования уставов областей должны быть следующие основные сферы общественных отношений:
1. установление региональной системы гарантий прав и свобод человека и гражданина;
2. закрепление в качестве источника власти граждан РФ, проживающих на территории области;
3. определение системы государственной власти области и установление начал местного самоуправления;
4. указание гарантий и механизма реализации статуса области в качестве субъекта РФ;
5. учреждение и регулирование вопросов исключительного ведения области как субъекта РФ