Нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований в системе источников финансового права

Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку право­вая система субъекта РФ производна и является составной час­тью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образова­ний в финансовой сфере носит предварительно санкциониро­ванный характер со стороны государства. По­этому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления в пределах соответствующей компетенции, обла­дают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм.

Региональное и муниципальное правотворчество по финан­совым вопросам осуществляется различными методами. В финансо­вой сфере государство санкционировало региональное и муни­ципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государствен­ного принуждения к нарушителям финансового законодатель­ства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие нормативных правовых актов по вопросам финансо­вой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации.

В качестве источников финансового права финансовые нормативные правовые акты субъектов РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки:

- обяза­тельное соответствие федеральному законодательству;

- про­странственная ограниченность их юридической силы (действу­ют только в границах соответствующего субъекта РФ или муни­ципального образования);

- обязательность для исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, расположенными в границах соответ­ствующего субъекта РФ или муниципального образования;

- в некоторых случаях существует необходимость регистрации фе­деральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ);

- возможность со стороны субъектов финансового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

Отношения в сфере публичной финансовой деятельности регулируются и локальными нормативными правовыми актами, содержащими финансово-правовые нормы. Таковыми, напри­мер, являются уставы и решения ученых советов государствен­ных высших учебных заведений в части, устанавливающей по­рядок финансовой деятельности конкретного вуза.

9. Финансово-правовые нормы: понятие и классификация. Особенности финансово-правовых норм.

Финансово-правовая норма– установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

1) императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) ммуниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

2) диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;

3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.

10. Финансовые правоотношения: понятие, классификация и особенности.

Финансовые правоотношения — это один из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

в) они всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:

1) государственно-властный

2) имущественный.

Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

По материальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;

5) финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане.

Государство становится субъектом финансовых правоотношений в том случае, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и республиками, между Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами.

Отношения, возникающие в связи с выпуском, реализацией и погашением государственного займа, регулируются на основе общих положений финансового права, предусматривающих добровольное участие гражданина в качестве кредитора государства.

Субъектами правоотношений наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территории законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансо­вым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Как событие может рассматриваться увеличение числа иж­дивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финан­сово-правового отношения.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:

— погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).

— выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

— использование выданных бюджетных ассигнований;

— осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

11. Субъекты финансового права: понятие и классификация.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, определяет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно­шения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотно­шения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоот­ношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обла­дал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализован­ной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обуслов­ленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Напри­мер, не требуется и не предполагается реализация всех прав, кото­рыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной ком­петенцией в принципе предполагает необходимость полного осу­ществления входящих в нее прав и обязанностей в области финан­сов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заяв­лением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).

Особенности круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяют­ся субъекты российского права: а) государство и его территориаль­ные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуаль­ные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы:

а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответст­венности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов фи­нансового права.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

· Российская Федерация;

· субъекты Российской Федерации — республики, края, облас­ти, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

· муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории;

· административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

· административно-территориальные образования особого ре­жима.

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его терри­ториальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплек­сом прав на получение определенных бюджетных доходов и ис­пользование их для социально-экономического развития соответ­ствующей территории.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образо­вания выступают субъектами права и в других финансовых отно­шениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государст­венных (или муниципальных) займов, при использовании банков­ского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соот­ветствующие органы государственной власти и местного самоуп­равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финан­совых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или мест­ного бюджета.

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Участие в правоотношениях не только органов исполнитель­ной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от адми­нистративного права, субъектами которого органы представитель­ной власти не являются.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен­ной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетен­ция соответствующего органа распределяется между его структур­ными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ас­социации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, регио­нальные и другие объединения. Они создаются на договорной ос­нове, действуют на принципах коммерческого расчета, самофи­нансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

Указом Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений — финансово-промышленные группы, дея­тельность которых впоследствии урегулирована законом. Это со­вокупность предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объеди­няющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ре­сурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повыше­ния эффективности производственного процесса.

Учреждения, которые являются некоммерческими организа­циями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансо­вого права главным образом в связи с использованием для выпол­нения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания дополнительных услуг и т.п.

Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в фи­нансовых правоотношениях, как правило, имеют и качество юри­дического лица, однако в установленных законом случаях участ­никами этих правоотношений могут быть и их филиалы, предста­вительства.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательст­во определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.

Среди физических лиц — субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

Наши рекомендации