Вопрос № 3Принципы исполнительной власти (государственного управления)
Принципы государственного управления – это основополагающие начала, на которых базируется деятельность органов исполнительной власти.
Конституционные принципы государственного управления : народовластие (ст.3Конст.РФ), верховенства закона (ст. 4,15 КРФ), разделение и взаимосдерживание властей (10,11 КРФ), разграничение полномочий федеральных и региональных органов 9ст.11,78 КРФ), законность (ст. 15), гласность (15), приоритет и гарантированность прав личности (ст. 2,7), федеративное устройство государства (ст.5)
Организационные принципы исп. власти. Принципы построения органов исполнительной власти
1. Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются соответствующие органы и аппараты (службы, подразделения). Для осуществления управления той или оной отраслью формируется орган исполнительной власти (министерство, федерал. Служба, федерал. Агентство) 2. Территориального принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. 3. Линейныи принцип обеспечивает то, что у нижестоящего аппарата или исполнителя имеется лишь одна вышестоящая инстанция или руководитель, полномоченный давать указание, обязательные для исполнения нижестоящим аппаратом или исполнителем. 4. Функциональный принцип формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общее народовластные функции.
Принципы деятельности органов исполнительной власти. 5.Принцип рационального распределения полномочий предполагает юрид. закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений с исполнительной деятельностью. 6.Сочетание коллегиальности и единоначалия. Исполнительная деятельность государства решается коллегиальными органами исполнительной власти (н-р Правительство РФ, а вопросы текущие, оперативного характера, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единоличными органами (министерствами). 7. Принцип ответственности Субъекта исполнительной деятельности за результаты работы тесно связан с принципом рационального распределения полномочий. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной или инной ответственности.
14. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти.
15. Система и структура федеральных органов исполнительной власти, понятие федеральных министерств, служб, агентств.
16. Губернатор Санкт-Петербурга: наделение полномочиями и их прекращение.
17. Понятие и виды актов государственного управления (по юридическим свойствам, сроку действия, территории, характеру компетенции органов, форме выражения)
18. Административно-предупредительные меры, применяемые органами исполнительной власти.
19. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, доставление правонарушителя.
20. Административное задержание.
21. Понятие и основные черты административной ответственности.
22. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
23. Понятие и виды административных наказаний.
24. Общие правила назначения административного наказания, назначение за несколько правонарушений, давность привлечения к административной ответственности.
25. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Вопрос №4 Административно правовые нормы (понятие и структура).
Административно-правовая норма – это правила поведения, установленные государством в целях закрепления и развития общественных отношений в сфере государственного управления, за нарушение которых может наступить административная ответственность.
Структура административно-правовой нормы: Гипотеза - как часть административно-правовой нормы содержит указание реализации нормы, т.е. на те факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т.д.). Диспозиция -правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (получить лицензию), запретов (запрещена продажа вино-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранным гражданам только с разрешения органов исполнительной власти). Санкция – часть нормы, которая содержит указания на меры воздействия на нарушителя. правонарушением.
Административно-правовые нормы содержаться в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативно-правовых актах федеральных министерств, законах и иных нормативно-правовых актах органов гос. власти субъектов РФ.