Вопрос №8 Граждане РФ как субъекты административного права (гражданство и правосубъектность).

Важное место в системе российского законодательства, закрепляющего правовое положение граждан РФ в государственном управлении, принадлежит административному законодательству. Административно-правовой статус граждан является сложной политико-правовой категорией, составляет савокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданами урегулированных нормами права, и включает в свою структуру:а) гражданство б) административную правоспособность и дееспособностьв) гарантии реализации прав и обязанностей д) ответственность граждан перед государством. Гражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека. В соответствии с ФЗ от 31.05.02 № 62 ФЗ "О гражданстве РФ" гражданство есть устойчивая правовая связь лица с РФ выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Конституция РФ в ст. 6 выделяет гражданство определяющее отношение между государством и личностью, в качестве первого элемента правового статуса личности в РФ. Граждане- это ф/л, являющиеся российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства обладающие необходимой административной правосубъектностью. Граждане РФ обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и российскими законами. Их правовое положение в сфере государственного управления регулируется Конституцией РФ, ФЗ "О гражданстве РФ", конституциями республик, уставами др. субъектов Федерации и иными законами. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Административная правоспособность-это признаваемая государством (законом) способность (возможность) иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Они возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Объем и содержание этой правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права (достижение 14,16,18 летнего возраста). Она означает закрепленную нормами право возможности гражданина вступать в административно-правовые отношения. Административная правоспособность гражданина не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем может быть изменен лишь законом. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена, в случаях и порядке, определенным законодательством н-р в связи с совершением уголовного или административного правонарушения. Правоспособность является основой административной дееспособности гражданина, под которой понимается способность гражданина своей деятельностью приобретать права, принимать на себя административно-правовые обязанности, исполнять их нести юридическую ответственность за свое поведение. Административная дееспособность гражданина может быть частичная и полная. Частичная дееспособность наступает с 14 лет т.е. с момента получения паспорта гражданина РФ. Полная дееспособность наступает в 18 лет т.е. с наступления совершеннолетия, когда гражданин в полном объеме может осуществлять свои права, обязанности и нести ответственность. Законодательством установленны специальные виды дееспособности. Н-р праводееспособность для поступления в высшее учебное заведение возникает у гражданина по достижении 17 лет, а обязанность прохождения воинской службы (и дееспособность) возникает в 18 лет. В административном праве имеются правовые нормы, которые определяют возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом может решаться данный вопрос. Признание гражданина временно недееспособным предусматривается законом РФ 1992 "О психической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно закону гражданин может быть временно, на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования. Определенные ограничения закреплены также в ФЗ от 15 августа 1996 № 114 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", в ФЗ от 23 мая 2003 №58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" и ФЗ от 27 июля 2004 "О государственной гражданской службе РФ" №73-ФЗ Не все права и свободы могут быть ограничены. КРФ в ч3 ст. 56 закрепляет гарантию права и свободы, предусмотренной ст.20 (право на жизнь), ст. 21 (достоинство личности), ч 1 ст 23 (неприкосновенность частной жизни), личная и семейная тайна, защита чести и доброго имени, ст 24,28,34 (ч 1), ст 40, 46-54 не подлежит ограничению.



Наши рекомендации