Формы общественных изменений.
Раздел «Общество»
Темы планов по разделу «Общество»
Общество как система.
Общество и природа.
Социальные институты.
Формы общественных изменений.
5. Революция как форма социальных изменений.
Общественный прогресс.
Традиционное общество и его особенности.
Информационное общество и его особенности.
Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.
Социально-демографические проблемы современности.
Процесс глобализации и его противоречия.
С8.1.1.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об обществе. 2) Признаки общества как системы: а) сложная система; б) открытая система; в) динамичная система; г) саморегулирующаяся система. 3) Системное строение общества. а) подсистемы и институты; б) социальные нормы; в) социальные коммуникации. | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы). | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл |
С8.1.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Общество и природа – органические части материального мира. 2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы: а) темпы и качество социальной динамики; б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация; в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей; г) природные катаклизмы и их социальные последствия. 3) Воздействие общества на природную среду. а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека; б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов; в) использование флоры и фауны; г) создание преобразованной человеком природной среды 4) Значение природы для человека и общества: а) кладовая ресурсов; б) естественная среда обитания; в) источник вдохновения и красоты. |
С8.1.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социальные институты – элементы системного строения общества. 2) Основные функции социальных институтов: а) служат удовлетворению общественных потребностей; б) организуют совместную деятельность людей; в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами; г) обеспечивают социализацию индивидов. 3) Важнейшие социальные институты: а) институты воспроизводства человека – семья; б) институт передачи социального опыта и знаний – школа; в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство); г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес). |
С8.1.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы общественных изменений».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Многообразие форм общественных изменений. 2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений. 3) Признаки революционных изменений в обществе: а) радикальный характер; б) слом старых общественных структур; в) рождение качественно новых социальных отношений; г) катастрофический характер, значительные социальные издержки; д) рождение новой социальной реальности. 4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов: а) эволюционный характер; б) органичность сочетания старых и новых структур; в) постепенная замена старого новым; г) затрагивание части общественных структур; д) осуществление по инициативе властей. |
С8.1.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Революция как форма социальных изменений».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений. 2) Основные признаки революционных изменений в обществе: а) имеет радикальный характер; б) сопровождается сломом старых общественных структур; в) в результате формируются качественно новые социальные отношения; г) имеет катастрофический характер; д) сопровождается значительными социальными издержками; е) рождение новой социальной реальности. 3) Предпосылки социальных революций: а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним; б) нежелание народа подчиняться существующим властям; в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества. 4) Разновидности социальных революций в истории: а) буржуазные; б) пролетарские. |
С8.1.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общественный прогресс».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе. 2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия. 3) Характерные признаки общественного прогресса: а) совокупность поступательных изменений; б) противоречивость и сложность изменений; в) неоднородность прогресса в различных сферах общества; г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности; д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному. 4) Критерии общественного прогресса: а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий; б) гуманизация отношений между людьми; в) совершенствование нравственных основ человеческого общества; |
С8.1.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Традиционное общество и его особенности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о традиционном обществе. 2) Характерные признаки традиционных обществ: а) аграрный характер экономики; б) сращивание власти и собственности; в) патриархальный характер общества и государства; г) преобладание коллективистских форм общественного сознания; д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности. 3) Основные разновидности традиционных обществ: а) общества древнего средневекового Востока; б) античные общества Греции и Рима; в) средневековое феодальное общество в Западной Европе; г) древнерусское и средневековое российское общество. 4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ: а) кастовый или сословный строй; б) преобладание предписанных статусов; в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты; г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса. |
С8.1.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Информационное общество и его особенности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об информационном обществе 2) Предпосылки рождения информационного общества: а) научно-техническая революция; б) формирование новой научной картины мира; в) микропроцессорная революция. 3) Характерные признаки информационного общества: а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг; б) развитие электронных средств массовых коммуникаций; в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека; г) признание приоритетности прав и свобод человека. д) изменение социальной структуры общества. 4) Противоречивый характер информационной цивилизации. |
С8.1.9.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Угрозы и вызовы современного человечества. 2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу. 3) Причины возникновения международного терроризма: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей; в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире. 4) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных сетевых технологий и ресурсов; в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов; г) использование религиозных и социокультурных программных установок. |
С8.1.10.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социально-демографические проблемы современности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. 2) Причины возникновения социально-демографических проблем: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху; в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке. 3) Основные проявления глобальных проблем: а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей; б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости. |
С8.1.11.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Процесс глобализации и его противоречия».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о глобализации. 2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества: а) экономическая глобализация б) политическая глобализация в) социальная глобализация г) глобализация в духовной сфере 3) Основные положительные последствия глобализации: а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств; б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире; в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии; г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения. 4) Участие РФ в процессах глобализации. |
Раздел «Человек»
Темы планов по разделу «Человек»
С8.2.1.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Сущность человеческой природы. 2) Проявления человеческой природы: а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип); б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.); в) социальные ( умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт). 3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека: а) флегматик; б) холерик; в) сангвиник; г) меланхолик. 4) Сложность человеческой сущности: а) человек как индивид; б) человек как индивидуальность; в) человек как личность. 5) Природные задатки – основа формирования способностей. |
С8.2.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в системе общественных отношений».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о личности. 2) Важнейшие свойства личности: а) знания о мире, обществе, себе; б) познавательные и практические умения; в) социальный опыт; г) моральные ценности и идеалы; д) иные социально значимые качества. 3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий: а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование); б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.). 4) Модели взаимодействия личности и общества. |
С8.2.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Сущность процесса социализации. 2) Функции социализации: а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе; б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом; в) усвоение моральных ценностей и идеалов; г) освоение практических умений и навыков. 3) Уровни (этапы) социализации): а) первичная социализация; б) вторичная социализация. 4) Институты (агенты) социализации: а) семья; б) ближайшее окружение; в) система образования; д) профессиональная деятельность. |
С8.2.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о деятельности. 2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных): а) целенаправленность; б) осознанность; в) представление идеальной модели результата; г) преобразовательный, творческий характер. 3) Основные виды деятельности человека: а) игровая; б) учебная; в) трудовая 4) Деятельность и общение. 5) Деятельность и творчество. |
С8.2.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная деятельность и ее специфика».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о духовной деятельности. 2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности. 3) Основные цели духовной деятельности: а) формирование общественного сознания; б) формирование ценностей и идеалов человека и общества; в) удовлетворение идеальных потребностей общества; г) производство духовных благ. 4) Формы духовной деятельности: а) прогностическая; б) познавательная; в) ценностно-ориентировочная. 5) Роль духовной деятельности в современном мире |
С8.2.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль познавательной деятельности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о познавательной деятельности 2) Объекты познавательной деятельности: а) окружающий мир, природа; б) общество; в) человек. 3) Формы познания: а) чувственное познание б) рациональное познание 4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития |
С8.2.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Межличностные отношения и взаимодействия».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о межличностных отношениях. 2) Основные сферы межличностных отношений: а) отношения в семье; б) отношения среди коллег; в) отношения в дружеской компании. 3) Специфика межличностного конфликта. 4)Условия эффективности межличностного взаимодействия: а) принятие иного мнения как должного; б) готовность к диалогу и взаимопониманию; в) осуществление совместной деятельности; г) общность целей и интересов. 6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях. |
С8.2.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общение и его роль в развитии личности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Общение как особый вид человеческой деятельности 2) Основные функции общения: а) коммуникативная (обмен информацией); б) перцептивная (принятие друг друга); в) интерактивная (взаимодействие друг с другом). 3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности. 4) Условия конструктивного общения: а) готовность к сотрудничеству, компромиссу; б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей; в) уважительное отношение к партнеру. 5) Общение в игре, труде, учении. |
С8.2.9.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Игра и ее роль в формировании человеческой личности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Игра как особый вид человеческой деятельности 2) Основные свойства игры: а) творческий характер; б) наличие воображаемой обстановки; в) освоение новых социальных ролей; г) наличие определенных правил. 3) Классификация игр: а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы); б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове); в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме); г) спортивные и т.д.. 4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте. |
С8.2.10.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в современном обществе».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности. 2) Свойства личности: а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох); б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий). 3) Специфические качества личности современного типа: а) готовность к инновациям; б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру; в) креативность; г) открытость, толерантное восприятие нового; д) инициативность и самодеятельность; е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе. 4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе: а) система средств массовой коммуникации; б) возросшие информационные потоки; в) изменившийся характер образования и труда; г) интенсификация общения в сетевом сообществе |
С8.2.11.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовая деятельность».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы. 2) Признаки трудовой деятельности: а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей); б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы); в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов). 3) Основные виды труда: а) физический и умственный; б) простой и сложный. 4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе: а) сложный характер труда; б) наукоемкость, интеллектуальность труда; в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда. 5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива: а) развитие коммуникативных умений; б) развитие мышления и креативности; в) формирование умения действовать нестандартно; г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели; д) становление сплоченного и эффективного коллектива. |
Раздел «Духовная культура»
Темы планов по разделу «Духовная культура»
Мировые религии.
С8.3.1.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная культура и ее роль в жизни общества».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о духовной культуре. 2) Основные функции культуры: а) гуманистическая функция; б) функция трансляции социального опыта в) познавательная г)регулятивная 3) Основные структурные элементы культуры: а) понятия и взаимосвязи между ними; б) ценности и идеалы; в) нравственные принципы; г) правила и нормы. 4) Формы культуры: а) традиционная культура; б) элитарная культура; в) массовая культура; г) экранная культура. |
С8.3.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука и ее роль в жизни общества».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о наука 2) Специфические признаки науки: а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); 3) Основные функции науки: а) познавательно-объяснительная познание и объяснение устройства мира); б) мировоззренческая в) познавательная (г) прогностическая 5) Уровни науки: а) фундаментальная наука; б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. 6) Классификация наук: а) точные; б) естественные. |
С8.3.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Современная наука и ответственность ученых».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Современная наука – непосредственная производительная сила общества. 2) Специфика современной науки: а) возросшие возможности воздействия на природу и общества; б) сложный технический и технологическим потенциал; в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей; г) возможность изучения микро и макромиров. 3) Основные направления научно-технического прогресса: а) исследование космического пространства; б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами); в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии; г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта. 4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования: |
С8.3.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная и личностная значимость образования».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Образование как социальный институт. 2) Основные принципы современного российского образования: а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; г) светский характер образования в государственных учреждениях; д) свобода и плюрализм в образовании; е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений. 3) Система образования и ее элементы: а) дошкольное образование; б) основное и среднее общее образование; в) начальное и среднее специальное образование; г) высшее профессиональное образование; |
С8.3.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия и ее роль в жизни общества».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Религия как универсальная форма культуры. 2) Характерные признаки религии: а) вера в сверхестественное; б) признание теоцентрической картины мира; в) идея креационизма (сотворенности мира высшими силами); г) иррационализм и мистицизм. 3)Функции религии: а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира); б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей); в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни); г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми). 5) Этапы развития религии: а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.); б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.); в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам). |
С8.3.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировые религии».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о мировых религиях. 2) Характерные признаки мировой религии: а) широкое распространение в мире; б) открытость, отрицание этической избирательности; в) универсальный набор ценностей. 3) Важнейшие мировые религии: а) буддизм; б) христианство; в) ислам. 4) Конфессиональный мир мировых религий. 5) Гуманистическая миссия религий в современном мире, религиозная терпимость и свобода совести. 6) Конфессиональный мир современной России. |
С8.3.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Искусство в духовной жизни общества».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Искусство как особая форма духовной культуры. 2) Характерные признаки искусства: а) иррационализм; б) символизм; в) субъективизм; г) образность и наглядность. 3) Важнейшие функции искусства: а) гедонистическая (доставляет человеку радость); б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью); в) коммуникативная г) эстетическая д) воспитательная е) познавательная. 4) Основные виды искусства: а) искусство слова (литература); б) искусство звука (музыка); в) искусство цвета (живопись); г) искусство жеста (танец, пантомима); |
С8.3.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль и нравственность в жизни людей».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Мораль как особая форма духовной культуры. 2) Важнейшие аспекты (стороны) морали: а) познавательный (формирование нравственной картины мира); б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла); в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением). 3) Основные категории морали: а) добро и зло; б) долг и совесть; в) справедливость; г) честь и достоинство; д) счастье. 4) Нравственная культура личности и общества. 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни. |
С8.3.9.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Философия и ее роль в духовной жизни общества».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Философия как особая форма духовной культуры. 2) Области философского знания: а) онтология (знание о сущем, о бытии); б) гносеология (учение о позннии); в) философская антропология (учение о человеке); г) социальная философия (учение об обществе). 3) Назначение философии в обществе: а) формирование методологических основ познавательной деятельности; б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества. 4) Общее и различное между философией и наукой. 5) Актуальность философского поиска в современном мире. |
Раздел «Познание»
Темы планов по разделу «Познание»
Истина и ее критерии.
Мировоззрение и его формы.
С8.4.1.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о познании 2) Цели познания: а) постижение истины; б) практическая польза. 3) Структура процесса познания: а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление); б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение). 4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания. 5) Знание как результат познания. |
С8.4.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина и ее критерии».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об истине. 2) Виды истины: а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире); б) неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира. 3) Знание истинное и знание ложное. 4) Критерии истины: а) практика; б) система теоретических доказательств; в) очевидность, соответствие здравому смыслу; г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых. |
С8.4.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Самопознание и формирование «Я» - концепции».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о самопознании. 2) Основные методы самопознания: а) самонаблюдение; б) самоисследование. 3) Формирование самооценки личности: а) адекватная самооценка; б) заниженная самооценка; в) завышенная самоооценка. 4) «Я»-концепция и процесс ее формирования. 5) Специфика объектов самопознания: а) собственные потребности; б) собственные возможности; в) смысл собственного бытия; г) отличия себя от других людей. |
С8.4.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание и его основные признаки».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о научном познании. 2) Основные признаки научного познания: а) объективность; б) доказательность; в) логичность; г) рациональность. 3) Уровни научного познания: а) эмпирический; б) теоретический. 4) Методы научного познания: а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент); б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование). |
С8.4.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальное познание и его специфика».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социальное познание – познание общества и человека. 2) Специфика социального познания: а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта; б) ограниченность сферы применения эксперимента. 3) Основные методы социального познания: а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии); б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными); в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом). 4) Функции социального познания: а) выявление причин и следствий социальных процессов; б) осмысление качественных характеристик социальных объектов; в) использование результатов при осуществлении социального управления; г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов. |
С8.4.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение и его формы».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о мировоззрении. 2) Структурные элементы мировоззрения: а) знания; б) убеждения; в) установки и жизненные принципы; г) духовные ценности, идеи и идеалы. 3) Субъекты мировоззрения: а) человек; б) группы людей; в) общество в целом. 4) Основные формы мировоззрения: а) обыденное мировоззрение; б) мифологическое; в) религиозное мировоззрение; г) научное мировоззрение. |
С8.4.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие человеческих знаний».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Многообразие путей познания мира. 2) Основные виды знаний: а) житейские знания; б) мифологические (религиозные) знания; в) астрологические знания (паранаучные); г) знания эстетические; д) научные знания. 3) Специфика научных знаний: а) рационализм; б) доказательность; в) логическая обоснованность. 4) Знания истинные и ложные. 5) Житейские знания и народная мудрость – знания, присущие всем людям. |
С8.4.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема познаваемости мира».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Проблема познаваемости мира в философии. 2) Основные подходы к проблеме познаваемости мира: а) гностицизм (признание возможности познания мира); б) агностицизм (отрицание возможности познания мира); в) релятивизм (признание относительности познания). 3) Основные объекты познания и их сложность: а) объективный мир; б) человек в мире; в) отражение мира в человеческом сознании. 4) Мир познанного (явленного людям в понятиях и законах) и скрытого, непознанного (внутренняя, непознанная сущность предметов и явлений). |
Темы планов по разделу «Право»
С8.8.1.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Система социальных норм, ее состав. 2) Признаки права: а) общеобязательность действия; б) гарантированность силой государства; в) формальная определенность; г) разработка и принятие компетентным государственным органом. 3) Сферы действия норм права и морали. 4) Особенности действия норм права: а) во времени; б) в пространстве; в) по кругу лиц. 5) Специфика действия норм права в современную эпоху. |
С8.8.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности правового регулирования общественных отношений».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Право – важнейший социальный регулятор. 2) Основополагающие принципы права: а) равенство (все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой). б) гуманизм (право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека; человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство). в) состязательность сторон (рассмотрение юридических случаев с позиции защиты и обвинения). г) взаимность в области международного, торгового права д) неотвратимость ответственности 3) Особенности правового регулирования социальных отношений: а) носит общеобязательный характер; б) гарантировано силой государства; в) распространяется на всех членов общества 4) Специфика правового регулирования в демократическом обществе. |
С8.8.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Источники (формы права».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об источниках (формах права. 2) Основные источники права: а) нормативно-пр |