Институт отзыва народных представителей в системе местного самоуправления
Отзыв – это процедура, обратная выборам. При определенных обстоятельствах депутат или выборное должностное лицо могут быть досрочно отозваны избирателями в порядке, в основном аналогичном их избранию на соответствующие должности, т. е. посредством всеобщего и тайного голосования.
При выяснении вопроса о целесообразности института отзыва следует учитывать следующую группу факторов: 1) срок полномочий депутата или выборного должностного лица (чем продолжительнее срок, тем большая потребность в отзыве); 2) количество избирателей округа (чем оно больше, тем менее эффективным становится институт отзыва и тем дороже он обходится соответствующему бюджету); 3) степень политической конкуренции (чем большее количество кандидатов баллотировалось и планирует баллотироваться в округе, тем выше вероятность использования отзыва в политических целях); 4) наличие альтернативных форм досрочного прекращения полномочий депутата (при существовании независимого правосудия и обоснованной процедуры привлечения депутата к юридической ответственности отзыв депутата избирателями по юрисдикционным основаниям становится излишним).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
В подобных нормативных условиях законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, по-видимому, не следует принимать специальные законодательные акты об отзыве депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, ограничиваясь законодательной регламентацией местного референдума. В свою очередь, представительные органы муниципальных образований при разработке и принятии уставов муниципальных образований несут публично-правовую обязанность урегулировать соответствующие общественные отношения, учитывая при этом не только положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона соответствующего субъекта РФ о местном референдуме, но и правовые позиции Конституционного Суда РФ, касающиеся оснований и процедуры отзыва народных представителей.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Охарактеризуйте понятие «народное представительство». Какова специфика указанного термина применительно к системе местного самоуправления?
2. Какие органы местного самоуправления можно отнести к числу представительных? Как это соотносится с наименованием муниципальных органов?
3. Поясните, каким образом конституционный механизм регулирования общественных отношений обеспечивает действие системы народного представительства?
4. Сравните сущность права граждан на самоуправление и права на народное представительство. Какая из указанных категорий является более широкой по своему содержанию?
5. Дайте характеристику концепций свободного и императивного мандата. Каковы их общие и отличительные черты?
6. Перечислите основные условия, необходимые депутатам и выборным должностным лицам для беспрепятственного осуществления их прав и обязанностей.
7. В какой момент времени начинаются и прекращаются полномочия: а) депутата представительного органа муниципального образования; б) выборного должностного лица местного самоуправления?
8. Поясните, чем отличается осуществление депутатских полномочий на постоянной основе от посессионной работы народных представителей. Почему федеральный законодатель стимулирует преимущественно непрофессиональные основы депутатской деятельности в местном самоуправлении?
9. Какими основными факторами обусловлена деятельность народного представительства по реализации потребностей и интересов избирателей?
10. Каким образом муниципальное представительство связано взятыми на представителей обязательствами исходя из их предвыборной программы и заявлений в избирательной кампании?