По реализации потребностей и интересов граждан
Институт народного представительства в системе местного самоуправления предполагает не только формирование депутатского корпуса и выборных должностных лиц посредством муниципальных выборов, но и последующую деятельность народных представителей по реализации потребностей и интересов граждан. Данная деятельность связана, во-первых, взятыми на представителей обязательствами исходя из их предвыборной программы и заявлений в избирательной кампании, во-вторых, меняющимися предпочтениями электората в течение срока легислатуры, в-третьих, объективными задачами и функциями местного самоуправления, в-четвертых, установленной законами и иными нормативными правовыми актами компетенцией народного представительства. Все эти факторы по-разному воздействуют на деятельность муниципальной депутации, нередко порождая внутренние противоречия и конфликты. Так, кандидаты в депутаты на своих встречах с избирателями могут пообещать то, что объективно и (или) в силу требований законодательства не входит в круг задач муниципальной власти. Предвыборные заявления с течением времени имеют свойство утрачивать актуальность. Законодательство о полномочиях и функциях муниципальных органов также подвижно, особенно вследствие изменчивости массива нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу по сравнению с уставом муниципального образования и другими правовыми документами местного значения.
Деятельность народного представительства оценивается по ее внешним проявлениям, и чем более она привлекательна для общественного мнения, тем больше достоинств ей приписывается. Работа депутата выражается в его позиции при голосовании, в постановке общественно-значимых проблем, во внесении проектов нормативно-правовых и правоприменительных актов, в депутатских запросах и иных обращениях, направленных на реализацию публичных интересов. Деятельность выборных должностных лиц более осязаема, поскольку она непосредственно выражается в принятых документах, официальных заявлениях и выступлениях.
Граждане проявляют заметную заинтересованность в том, как функционирует муниципальное народное представительство, однако общественность не всегда имеет доступ к подобного рода информации. Система народного представительства, в отличие от других сфер деятельности, требует, чтобы депутаты и выборные должностные лица не только принимали ответственные решения, но и доводили их до сведения общественности. Обычная нравственная скромность, при которой индивид не придает значения своим заслугам, в области представительских отношений не всегда оправдана. При этом депутату или выборному должностному лицу следует воздерживаться от поведения, которое вредит их популярности. Ввиду того, что власть имеет в народе свою главную опору, система представительства предполагает наблюдение, систематизацию знания об основных потребностях и интересах избирателей, постановку под защиту нуждающихся в этом граждан, а также разработку эффективных путей разрешения выявленных проблем.
Основными задачами народного представительства в рамках рассматриваемой проблематики являются: употребление муниципальных земельных участков, объектов муниципальной недвижимости и местных бюджетных денег по их публичному предназначению; создание равных условий для развития предпринимательства, в том числе – промышленности, оптовой и розничной торговли, сферы услуг; управление муниципальными предприятиями и учреждениями, в особенности – организациями муниципального транспорта, дошкольного и общего образования, здравоохранения и культуры; социальная поддержка отдельных групп населения; благоустройство и озеленение территории; коммунальное обслуживание населения; развитие жилищного строительства и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Чтобы добиться указанных целей, необходимо, во-первых, адекватное правовое регулирование соответствующих общественных отношений в рамках муниципальных полномочий, установленных законом; во-вторых, контроль деятельности исполнительных органов власти в этих приоритетных сферах муниципального управления. Местное народное представительство должно иметь свой голос и в хозяйственных распоряжениях исполнительной власти, не вмешиваясь при этом в оперативное решение соответствующими органами текущих вопросов социально-экономического характера.
Позитивная деятельность народного представительства по реализации потребностей и интересов граждан допускает, но не ставит во главу угла концепцию популизма. Простые и даже примитивные лозунги часто достигают расположения избирателей, но в конечном итоге верховенство одерживает продуманная, хорошо спланированная публичная политика, ориентированная на долгосрочную перспективу.
Идеалы новой России и светлой жизни постоянно фигурируют в локальных предвыборных мероприятиях. В течение же срока полномочий муниципальным народным представителям приходится сталкиваться с весьма прагматичными проблемами, многие из которых слабо интересуют общественное мнение, но имеют важное значение для блага самих граждан. Поэтому условием депутатской работы является личная убежденность представителя в справедливости его действий и независимость по отношению к воздействию заинтересованных лиц.
Реализация потребностей и интересов граждан в деятельности муниципального представительства обусловлена также фактором устойчивости политических взглядов и убеждений в среде депутатов и выборных должностных лиц. С одной стороны, муниципальные представители обязаны периодически задаваться вопросом, что они могут сделать для своих избирателей; им необходимо действовать в зависимости от того, как складываются обстоятельства; также им не следует «упорствовать» в идеях, которые не разделяются большинством сограждан. Но с другой стороны – их работа не может рассматриваться как слепое копирование общественного мнения, господствующего в данной среде. Функционирование представительства обретает форму и смысл, если оно самостоятельно и ответственно. Здесь необходимо оппонирование депутатов и выборных должностных лиц друг другу по ряду основополагающих вопросов муниципальной деятельности, причем их спор должен стремиться к политической корректности, когда дискутирующие стороны используют одну и ту же систему аргументации, преследуют цель общественной интеграции и, в конечном итоге, добиваются роста благосостояния граждан.