Муниципальные правоотношения
Муниципальное правоотношение – это урегулированная правом социальная связь между субъектами муниципального права, существующая на основе муниципально-правовых норм. По своей структуре правоотношения включают такие элементы, как объекты, субъекты, права и обязанности. Муниципальные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, приостанавливаются и возобновляются на основании наступления юридических фактов. Последние могут быть действиями, бездействием или событиями.
Объект – это то, на что направлено муниципальное правоотношение, по поводу чего осуществляется деятельность его субъектов. В качестве примеров следует привести следующие объекты: территориальная организация местного самоуправления; статус муниципального образования; система органов местного самоуправления; муниципальная собственность, местный бюджет, налоги и сборы; электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, снабжение топливом; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения; транспортное обслуживание; дошкольное и среднее образование; муниципальное здравоохранение; обеспечение услугами организаций культуры; традиционное народное творчество; физическая культура и массовый спорт, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; массовый отдых; бытовые отходы; благоустройство и озеленение территории; землепользование и застройка населенных пунктов; освещение улиц; ритуальные услуги. Приведенный перечень можно было бы значительно расширить, а также классифицировать на определенные группы (политические, экономические, социальные, культурные, экологические и иные объекты). При этом следует иметь в виду, что понятие «объект правоотношения» относится к числу весьма спорных в юридической науке, поэтому в литературе можно встретить и другие концептуальные подходы к данной проблематике.
Субъекты муниципальных правоотношений – это лица публичного права, между которыми возникают, изменяются, прекращаются и возобновляются урегулированные законодательством общественные отношения. К числу субъектов муниципальных правоотношений относятся муниципальные образования и органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, а также физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, жители муниципальных образований, избиратели, кандидаты в депутаты и кандидаты на выборные должности, депутаты, выборные должностные лица, муниципальные служащие.
Круг участников муниципальных правоотношений не исчерпывается сугубо локальными субъектами, поскольку нормы муниципального права обращены и в адрес Российской Федерации, субъектов РФ, соответствующих государственных органов. Например, ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет круг полномочий федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления; ч. 1 ст. 6 – перечень аналогичных полномочий органов государственной власти субъектов РФ. В этом нет ничего противоречивого, поскольку местное самоуправление органически взаимосвязано с государственной деятельностью и не может осуществляться вне определенной компетенции Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (министерств, служб, агентств), федеральных судов (Конституционного Суда, Верховного Суда и нижестоящих судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда и нижестоящих арбитражных судов), Прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Центрального банка РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высших исполнительных органов субъектов РФ, региональных органов исполнительной власти специальной компетенции, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, мировых судей, финансово-контрольных органов субъектов РФ, а также избирательных комиссий субъектов РФ.
Смысл категории правоотношения заключается в юридической связи между субъектами по поводу объекта, при которой праву одного субъекта ставится в корреспонденцию обязанность другого. В этом контексте уместно заметить, что муниципальные правоотношения бывают абсолютными и относительными, а также простыми и сложными. При абсолютном правоотношении управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов, при относительном – строго определенный. Простое правоотношение предполагает «одностороннюю» связь между субъектами по схеме «право – обязанность», в то время как при сложном правоотношении складывается обратная цепочка прав и обязанностей, при которой обязанный субъект дополнительно имеет определенные права и этим правам ставятся в корреспонденцию дополнительные обязанности управомоченного лица. К числу абстрактных правоотношений также относятся правоотношения с неопределенным объектом, а сложных – между тремя и более лицами.