Технология «Педагогические мастерские»

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся правона ошибку и право на сотрудничество

Алгоритм мастерской.

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок — все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.

«Деконструкция» — работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос,смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.

«Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача — не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

«Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.

«Афиширование» — вывешивание произведений уче­ников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, реше­ний) в аудиториии ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.

«Разрыв» — кульминация творческого процесса: оза­рение, новое видение предмета, явления, внутреннее созна­ние неполноты или несоответствия своего старого знании но­вому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску отве­тов, сверке нового знанияс литературным или научным ис­точником. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компью­тер, множество заданий информационного содержания.

«Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения соб­ственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенство­вания им мастерской, дальнейшей работы.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве -это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.(MacGregor, 1990). Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи: обучение в коллективе, взаимооценку, обучение в малых группах.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

-Учащийся гораздо лучше учится если он умеет говорить, высказываться, устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

-От умения говорить и общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;

-В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности. Любой член этого сообщества может приобщиться к знаниям, уже выработанным человечеством за счет общения с более знающими людьми.

При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве: общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива; собственно процесс обучения.

Обучение в сотрудничестве получает все большее и большее применение в сфере высшего и последипломного образования, в разнообразных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Помимо решения основных учебных задач (овладение определенными знаниями и умениями), обучение в сотрудничестве нацелено на развитие умений учащихся работать в коллективе в процессе совместной познавательной деятельности, развивать навыки общения, критического мышления и, одновременно – толерантности, уважения к другим и пр.

Процесс группового обучения, в отличие от традиционного фронтального и индивидуального, характеризуется следующими основными чертами:

1. Участием Групповое участие способствует расширению информационного поля отдельно взятого учащегося и всей группы в целом. Они учатся работать вместе, обсуждать проблемы, принимать коллективные решения и развивать свою мыслительную деятельность.

2.Социализацией Учащиеся учатся задавать вопросы, слушать своих коллег, следить за выступлением других учащихся и интерпретировать услышанное. При этом постепенно приходит понимание необходимости активного участия в работе группы, ответственности за свой вклад в процессе коллективной работы. Учащимся предоставляется возможность «примерить» на себя различные социальные роли: задающего вопросы, медиатора, интерпретатора, ведущего дискуссии, мотиватора и т.д.

3.Общением Учащиеся должны знать, как и когда надо задавать вопросы, как организовать дискуссию и как ею управлять, как мотивировать участников дискуссии, как говорить, как избежать конфликтных ситуаций и пр.

4.Рефлексией Учащиеся должны научиться рефлексии, анализу собственной деятельности. Должны понять, как оценить результаты совместной деятельности, индивидуальное и групповое участие, сам процесс.

5.Взаимодействием для саморазвития Учащиеся должны осознать, что успех их учебной деятельности зависит от успеха каждого отдельного учащегося. Они должны помогать друг другу, поддерживать и вдохновлять друг друга, помогать развиваться, так как в условиях обучения в сотрудничестве это – необходимый «взаимовыгодный» процесс. При этом, каждый отвечает за всех, за все, за весь учебный процесс.

Технология обучения в сотрудничестве на первый взгляд проста: преподаватель разбивает учащихся на группы по 4-5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание – решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т.д. Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы. При этом то, что представляется на общий суд индивидуалом, воспринимается через призму представлений и знаний группы в целом. Поэтому это восприятие не всегда совпадает с тем, что имел в виду человек. В итоге создается групповое мнениепо каждому конкретному вопросу.Какие педагогические технологии можно отнести к обучению в сотрудничестве? -кооперативное обучение -проблемный метод -метод проектов


Наши рекомендации