Единство преподавания и учения
Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности и образование и воспитание.
Процесс обучения учащихся в школе проходит под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их, и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребёнка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельностью: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результата.
1) Этап планирования завершается составлением календарно-тематического или поурочного планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для её выполнения. При этом используются такие приёмы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.
2) Преподавание предполагает регулирование и коррегирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Результаты контроля учитываются учителем как в процессе изучения темы на уроке, так и в последующей работе, которая может быть замедлена для более качественного изучения, облегчена или усложнена. Регулирование и коррегирование процесса с использованием средств стимулирования обеспечивают выработку внутренних потребностей к процессу познания и активизируют деятельность учащихся.
3) Этап анализа осуществляется с позиции достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.
Деятельность учащихся в процессе обучения. Имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность её осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, то есть те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение имеет полимотивированный характер.
Всё многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:
1. Непосредственно-побеждающие мотивы – основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность и т.д.).
2. Перспективно-побуждающие мотивы – основаны на понимании значимости учения и знания вообще, связывание учебного предмета с будущей профессией, ожидание в перспективе получения награды и т.д. 3. Интеллектуально-побуждающие мотивы – основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность и т.д.).
Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности, которые имеют большое значение для эффективности учения. Следующий компонент учения – учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и др.), перцептивные действия (слушание, наблюдение, осязание и др.), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним – мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).
Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приёмы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.