Компетентностный подход в работе педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе школ и детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами педагог обязан обеспечить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.

Психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования, в реализации современных образовательных стандартов в рамках модели сопровождения.

Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом учреждения, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Новые задачи педагога-психолога образовательной организации:

1) создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

2) обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;

3) разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;

4) разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;

5) взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траекторий образовательного учреждения;

6) подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции.Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенцииозначают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

7.3. Профессиональная компетентность педагога-психолога в новых образовательных условиях

Формирование профессиональной компетентности происходит в процессе профессионального обучения в вузе. Будущий специалист овладевает различными знаниями, умениями и навыками, а также способностями совершенствования в личностном и профессиональном плане.

У выпускников вузов должен быть сформирован целый ряд общепрофессиональных компонентов, таких как:

– формирование целостного восприятия окружающего мира, процесса и результата деятельности;

– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям;

– овладение культурой системного подхода в деятельности, овладение принципами конструирования устойчивых систем

– формирование у выпускника учебного заведения толерантности в суждениях и деятельности и др.

Процесс развития специалиста В.А. Сластенин представляет во взаимодействии внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), способствующих возникновению положительного потенциала развития специалиста. В ходе образования создаются внутренние условия развития. Своим содержанием образование задает определенные идеалы для обучающегося, многократно, в рамках разных учебных дисциплин, обращает специалиста к их осмыслению, оцениванию и применению их в профессиональной деятельности.

Процесс подготовки будущих психологов в системе высшего образования должен быть направлен на формирование профессиональных компетенций, конкурентоспособности и профессионализма деятельности будущего специалиста, обладающего необходимым уровнем профессионально важных качеств, в том числе умением проектировать траекторию профессионально-личностного самосовершенствования.

Окончание высшего учебного заведения не означает для педагога-психолога завершения обучения и достижения им высокого уровня профессиональной компетентности. Для педагога-психолога должно произойти осознание невозможности остановиться в профессиональном развитии, довольствоваться достигнутым уровнем; должно быть стремление к постоянному обновлению знаний, совершенствованию практических навыков и умений, формированию устойчивой мотивации личностного и профессионального развития. Профессиональная деятельность педагога-психолога требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.

Развитие профессиональной компетентности в процессе профессиональной деятельности зависит от многих факторов, среди которых важными являются:

– профессиональная позиция педагога-психолога;

– индивидуальный стиль профессиональной деятельности;

– взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом;

– возможность повышения квалификации, как в условиях самой школы, так и за ее пределами;

– мотивация специалиста к совершенствованию своих профессиональных знаний, умений, навыков.

Профессиональная позиция педагога-психолога – это целостное психическое образование, отражающее устойчивую систему отношений, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных предпочтений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые труде. Важность рассмотрения профессиональной позиции педагога-психолога обуславливается тем, что она выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации им собственной профессиональной и личностной концепции, в рамках которой выстраивается деятельность педагога- психолога и формируется его профессиональная компетентность. Профессиональная позиция педагога-психолога в реальной школе определяют, с одной стороны, нормативными документами, а с другой стороны – системой отношений психолог – администрация.

По мнению Р.В. Овчаровой, эффективность и функциональность этих отношений зависят от многих причин, в том числе от решения следующих вопросов:

– определены ли границы полномочий педагога-психолога при принятии тех или иных решений;

– определены ли ситуации, в случае возникновения которых педагог- психолог может обращаться за помощью и консультацией к директору и другим представителям школьной администрации;

– оговорены ли формы контроля над деятельностью педагога-психолога, сроки текущей отчетности;

– определена ли степень обязательности рекомендаций педагога-психолога для участников образовательного процесса.

В качестве стратегии укрепления статусной позиции педагога-психолога И.В. Дубровина предлагает уйти от чисто информативного или отчетного характера совместных встреч по итогам психолого-педагогических консилиумов. Это, прежде всего возможность по-новому взглянуть на происходящие в школе события, на процесс развития школы как целостной педагогической системы, сделать управление ее более эффективным и обоснованным.

Наиболее полно анализ этих позиций и моделей взаимодействия дан в работах М.Р. Битяновой с точки зрения их влияния на статус психолога в школе. Выделены следующие позиции: «психолог – личный психотерапевт директора», «сам себе специалист», «самый умный», «Психолог – школьный сотрудник, один из нас». Профессиональная позиция педагога-психолога выступает совокупной детерминантой его активности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера профессиональной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и технологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и значимые интересы субъектов образовательной среды. И соответственно, профессиональная позиция стимулирует развитие профессиональной компетентности педагога-психолога.

Рядом авторов (В.П. Беспалько, Л.Н. Панова, Г.Н. Сериков и др.) развивается мысль о том, что одним из условий развития профессиональной компетентности в образовательной среде является повышение квалификации внутри самой школы. По мнению авторов, внутришкольная система повышения квалификации система должна отвечать требованиям устойчивости (продолжительности существования), адаптивности (адекватной реакции на внешние изменения), прогрессивности (усиления потребности педагогического коллектива в активном самосовершенствовании и самореализации) и эффективности. Интегративным показателем эффективности работы внутришкольной системы повышения квалификации для педагога-психолога выступает уровень профессиональной компетентности.

Среди эффективных средств воздействия на развитие профессиональных качеств является:

– участие педагога-психолога в прохождении аттестации на квалификационную категорию;

– формирование, обобщение и распространение передового опыта;

– участие в общешкольных профессиональных проектах;

– участие педагога-психолога в аттестации образовательного учреждения.

На основе анализа других исследований, посвященных проблемам непрерывного образования в целом (Л.И. Анциферова, В.Б. Гаргай, Т.В. Заморская, Г. М. Коджаспирова, И.В. Клемешова, В.И. Маслов, Э.М. Никитин, В.Г. Онушкин и др.), можно отметить, что непрерывное образование, представленное именно системой повышения квалификации, способствует развитию профессиональной компетентности педагогов-психологов, их подготовке к деятельности в новых образовательных условиях.

Профессиональное образование, представленное именно системой повышения квалификации, способно помочь в решении выделенных вопросов развития профессиональной компетентности педагогов-психологов. Развитие профессиональной компетентности педагогов-психологов на базе института повышения квалификации должно проходить с учетом особенностей подготовки психологических кадров в регионе, развития службы практической психологии образования в целом и специфики профессиональной компетентности педагогов-психологов. Формирование профессиональной компетентности педагога-психолога во многом детерминируется его внутренней позицией. «Никакие усилия не могут привести к профессиональной компетентности, если педагог-психолог «не движется сам», то есть, не активен, не стремится стать «больше, чем он есть», не является субъектом процесса саморазвития». Поэтому, в развитии профессиональной компетентности педагога-психолога важным является профессиональное саморазвитие.

По мнению ряда ученых (В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин) профессиональное саморазвитие – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. В основе процесса профессионального саморазвития лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессионализма («Я -реальное профессиональное») и некоторым моделируемым состоянием («Я-идеальное профессиональное»). В процессе профессионального саморазвития формируется индивидуальная профессиональная картина мира – новообразование в структуре профессии и активное к ней отношение, т.е. формируется профессиональное самосознание.

И.В. Вачков условно выделяет уровни возможностей профессионального самоопределения педагога-психолога в процессе профессиональной деятельности:

- приобщение к культуре,

- приобщение к своей профессии,

- приобщение к специальности, приобщение к своей должности,

- приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам.

По мнению Л.М. Митиной, в основе профессионального и личностного развития лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности – творческой самореализации. Правомерно будет считать, что личностное развитие педагога-психолога является залогом его успешного развития профессиональной компетентности, где особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. От личностной, жизненной, профессиональной позиции педагога-психолога, от профессиональных ценностей зависит развитие профессиональной компетентности, а, следовательно, и эффективность его профессиональной деятельности.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1.Дайте определение понятию «профессиональная компетентность».

2. Назовите и охарактеризуйте ключевые образовательные компетенции.

3. С чего начинается формирование профессиональной компетентности?

4. Что вы понимаете под «профессиональной позицией педагога-психолога»?

5. Дайте определение понятию «профессиональное саморазвитие».

6. Назовите уровни возможностей профессионального самоопределения по И.В. Вачкову.

Тема 8.Требования к личной и профессиональной компетентности в деятельности психолого-педагогического направления

Цели и задачи изучения темы:

Цель -дать информацию о требованиях к личной и профессиональной компетентности в деятельности психолого-педагогического направления.

Задачи –проинформировать о профессиональной компетентности педагога –психолога и её структуре, о компетенциях педагога-психолога (общепедагогических, общепрофессиональных, специальных), о личностных качествах педагога-психолога, о взаимодействии педагога-психолога с другими профессионалами, воспитывать уважительное отношение друг к другу, к своей будущей профессии; развивать культуру учебной деятельности, культуру речи, культуру мышления, коммуникативные способности и др.

Образовательные результаты освоения темы:

Коды компетенций Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОПК-1   способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учётом закономерностей психического развития обучающихся и их зоны ближайшего развития Знать:закономерности психического развития, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, особенности образовательной деятельности
Уметь:учитыватьзакономерности психического развития, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, особенности образовательной деятельности
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками выстраивания взаимодействия с учётом закономерностей психического развития, механизмов взаимодействия участников образовательного процесса, особенностей образовательной деятельности
ОПК-2 использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации Знать:научно-обоснованные методы, технологии в психолого-педагогической деятельности
Уметь:обрабатывать данные, результаты применения современных методов и технологий и интерпретировать полученные результаты
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):научно-обоснованными методами, технологиями в психолого-педагогической деятельности
ОПК-3 уметь организовать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений     Знать: психологию общения, особенности поликультурной среды и особенности организации совместной деятельности участников образовательной среды
Уметь: использовать знания психологии общения, особенностей поликультурной среды и особенностей организации совместной деятельности участников образовательной среды
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками организации общения с учётом особенностей поликультурной среды и особенностей организации совместной деятельности участников образовательной среды
ОПК-10 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности Знать:виды коммуникаций
Уметь:осуществлятькоммуникацию в устной и письменной формах
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками коммуникации в устной и письменной формах
ПК-3 способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на основе результатов диагностики психического развития обучающихся Знать:стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на основе результатов диагностики психического развития обучающихся
Уметь:проектироватьстратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на основе результатов диагностики психического развития обучающихся
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на основе результатов диагностики психического развития обучающихся
ПК-4 способностью конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся Знать:способыконструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся
Уметь:конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся
ПК-6 способностью разрабатывать рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения обучающегося Знать: теоретические основы разработки рекомендаций субъектам образования, теоретические основы развития и обучения ребенка
Уметь: составлять, разрабатывать рекомендации для субъектов образования с учетом развития и обучения ребенка применять современные технологии
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыком составления и разработки рекомендаций для субъектов образования с учетом развития и обучения ребенка применять современные технологии
ПК-8 способностью оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности Знать:принципы организации образовательной деятельности и оказания содействия в её оптимизации
Уметь:оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):способностью оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности
ПК-9 способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности Знать:основы консультирования участников образовательного процесса
Уметь:консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности
ПК-10 способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования Знать: проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования
Уметь: определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыком определения и решения проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования
ПК-23 готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности Знать:современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
Уметь:использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками использования современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной деятельности
ПК-27 готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности Знать:методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности
Уметь:использовать активныеметоды привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками использования активных методов привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности
ПК-28 способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность Знать: основы проектирования и реализации образовательных и оздоровительных программ развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Уметь:проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
ПК -31 способностью к конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся   Знать: теоретические основы индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми
Уметь: взаимодействовать с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью конструктивно взаимодействовать с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся
ПК-34 способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся Знать: актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся
Уметь: выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся

Наши рекомендации