Сущность психологии, как профессии. История развития психологии
Прежде чем говорить о профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, необходимо в целом рассмотреть психологию, как профессию. Профессия психолога – это сравнительно молодая профессия. Ее появление было непосредственно связано с фактом выделения психологии в самостоятельную науку. Известно, что вплоть до конца XIX века психология существовала и развивалась в рамках философии, как один из ее разделов. Лишь во второй половине XIX века возникли необходимые объективные предпосылки для выделения ее в самостоятельную науку. Именно в этот период был сделан ряд важнейших открытий в области физиологии нервной системы, изобретены первые приборы для проведения психологических исследований (хроноскоп, эстезиометр, эргограф и другие), а в исследовательской практике получил достаточно широкое применение метод эксперимента.
В 1879 г. в истории развития психологии произошло знаменательное событие – немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт организовал в Лейпциге первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию, которая вскоре была преобразована в Институт экспериментальной психологии. Этот институт с самого начала своего существования превратился в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились будущие ученые-психологи из многих стран мира, в том числе из России. Вслед за организацией вундтовского института (и по его образцу) начинают создаваться другие психологические лаборатории и кафедры. Так, у нас, в России, выдающийся ученый В.М. Бехтерев в 1885 г. открывает в Казанском университете первую лабораторию экспериментальной психологии. Чуть позже психологические лаборатории открываются в Одессе, Москве, Петербурге.
Ученые, работающие в области психологии, стали заниматься не только чисто теоретическими, научными проблемами, но и принимать активное участие в изучении и решении практических задач; возникающих в различных сферах практики: в образовании, промышленности, в клинике, в хозяйственной жизни. Соответственно возникает острая социальная потребность в специалистах психологического профиля. В связи с этим высшие учебные заведения во многих странах приступают к подготовке кадров психологов, начинают выходить специальные психологические журналы, создаются профессиональные психологические общества и ассоциации. В 1889 г. в Париже был созван I Международный психологический конгресс. Подобные конгрессы стали затем проводиться регулярно. Все это привело к тому, что психология в конце XIX века приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, а с ее рождением появилась и новая профессия – психолог. Профессиональная деятельность психолога характеризуется двумя основными функциями; исследовательской и практической. Первая выражается в том, что психолог, как и представитель любой другой конкретной науки, «добывает», «производит» определенные знания. В отличие от других, это такие знания, которые позволяют понять и объяснить природу и закономерности человеческого сознания и поведения, пути развития и формирования личности. Вторая функция заключается в том, что психолог в своей практической деятельности осуществляет ряд полезных действий, направленных на человека, на достижение таких гуманитарных и социальных целей как сохранение психического здоровья людей, создание условий для правильного развития личности ребенка и взрослого. Во многих других профессиях, как правило, доминирует либо та, либо другая функция (например, ученый-астроном, физик-теоретик занимаются, в основном, только исследовательской деятельностью; юрист-адвокат, строитель и т.д. – практической деятельностью). Специфика же профессии психолога как раз в том и состоит, что в его деятельности две указанные функции очень тесно связаны и взаимодействуют одна с другой. Главная задача психолога состоит как в расширении и углублении знаний о психологической природе человека, так и в приложении этих знаний и умений для блага отдельного индивида и общества в целом. Согласно классификации Е.А.Климова, профессию психолога следует отнести к типу «человек-человек», поскольку психолог и объектом своего изучения имеет человека, и в практической деятельности постоянно взаимодействует с другими людьми. Конечно, психолог не является единственным профессионалом, который имеет дело с человеком и решает гуманитарные и социальные задачи. Родственными и близкими к психологии являются профессии педагога, врача, социолога, журналиста. Психологу очень часто приходится сотрудничать с представителями данных профессий при решении некоторых задач. Возможны и взаимные переходы из других профессий в психологию и наоборот. В этой связи можно привести много примеров из истории психологии. Так, педагог П.П. Блонский, учитель-филолог Л.С. Выготский стали выдающимися отечественными психологами, медики К.К. Платонов и Ф.Д. Горбов выросли в крупных психологов и внесли большой вклад в развитие психологии труда. В то же время профессия психолога позволяет в случае необходимости обрести себя и успешно работать по другой, родственной профессии: педагогом, социологом, журналистом и т.д. Иначе говоря, окончание вуза по специальности «психология» жестко не привязывает выпускника к определенной профессии и открывает перед ним достаточно широкие возможности профессиональной реориентации. По своему содержанию и целевой направленности деятельность современного психолога достаточно разнообразна. Но основными ее направлениями являются следующие: 1) исследовательская; 2) практическая; 3) преподавательская; 4) организаторская (управленческая). В соответствии с этим в профессии психолога выделяются четыре специальности: психолог-исследователь, практический психолог, психолог-преподаватель и психолог-организатор.