Специфика работы с алаликами по формированию словаря
Проводится в разных видах деятельности, новые слова включаются во все системы взаимосвязей – в систему реальных отношений, в систему обобщений, формируются синтагматические и парадигматические связи, отрабатывается эмоциональный компонент слов.
Упражнения подбираются с учетом необходимости развития различных аспектов лексических значений слов: денотативного (конкретное обозначение действительности), сигнификативного (обобщенное отражение в слове обозначаемого, соотнесение с понятием), структурного (отношение данного знака к другим знакам внутри определенной знаковой системы), эмотивного (оценочного).
Виды упражнений.
- Упражнения на развитие денотативного аспекта лексических значений.
v Показ предметов, признаков, действий с одновременным их называнием.
v Выбор слова, соответствующего названию картинки, из словесного ряда (от контрастных по фонетической структуре слов к близким).
v Показ изображений предметов, действий и признаков с одновременным называнием.
v Выбор картинки, соответствующей произнесенному слову, из числа картинок со значительно отличающимися и сходными изображениями.
v Называние зрительно сходных объектов и их сравнение с опорой на наглядность.
v Называние предмета и его описание (с опорой на наглядность и без).
v Объяснение этимологии слова в том случае, если она связана с внешними признаками объекта. (Черника, светлячок, треугольник)
v Сравнение однокоренных слов и соответствующих им объектов, если значение корня слова соотносится с каким – либо внешним признаком объекта.
v Подбор слова по описанию объекта: выбор по описанию картинки или предмета их нескольких, отгадывание загадок, построенных на перечислении признаков предмета (Два брюшка, 4 ушка – подушка).
v Вставка пропущенного слова в предложение с использованием предметной картинки.
v Различение слов, обозначаемых сходные предметы, признаки, действия, с опорой на наглядность и без (моет-стирает).
- Упражнения на развитие сигнификативного аспекта лексических значений.
- Разнообразные виды классификации предметов, признаков и действий или соответствующих изображений с называнием каждого из них и обобщением: а) называние обобщающим словом группы предметов, признаков и действий; б) выбор предметов, относящихся к определенной категории (овощи, посуда) и называние их; в)раскладывание предметов или картинок в 2 категориальные группы, называние предметов (картинок) и групп; г) называние по памяти предметов, признаков и действий, относящихся к определенной категориальной группе.
- Дифференциация однородных предметов или групп по назначению, например, столы – письменный, кухонный, журнальный.
- Логическое определение предметов или действий, например, бежит – быстро перемещается по суше.
- Называние предметов или действий по логическому определению, например, помещение для машин – гараж.
- Исключение лишнего слова из словесного ряда.
- Объяснение этимологии слов, если есть очевидная связь с логическим определением, например, подберезовик.
- Отгадывание загадок, в содержании которых раскрываются существенные стороны предметов или явлений, например, все пробует на зуб – сосну, и вяз и дуб (пила).
- Объяснение некоторых видов переноса наименования в многозначных словах. (метафора – по сходству, метонимия – по смежности). Например, бежит – молоко, слива – дерево, слива – плод.
- Упражнения для развития структурного аспекта лексических значений.
o Подбор предмета к действию и наоборот (с наглядностью и без).
o Подбор признака к предмету и наоборот (с наглядностью и без).
o Вставка недостающих слов в предложения (с использованием сюжетных картинок и без).
o Сравнение противоположных явлений и обозначение их словами – антонимами.
o Подбор предметов или картинок к антонимичным парам слов (длинные и короткие карандаши), выполнение противоположных действий по инструкции, содержащей антонимы (подними – опусти руки).
o Подбор антонимов с использованием парных картинок.
o Подбор антонимов к предъявленным устно словам.
o Нахождение антонимов в пословицах, анализ содержания пословиц (труд кормит, а лень портит).
o Вставка антонима в словосочетание или фразу (храбрый воин-…заяц).
o Договаривание стихотворений, содержащих антонимы. (Мальчик радостный пошел, и решила кроха. Буду делать хорошо и не буду…)
o Выбор антонимов из словесного ряда, состоящего из 3-4 слов (с использованием предметной картинки и без)
o Выбор слов – синонимов из словесного ряда (с использованием предметной картинки и без). Нахождение синонимов в тексте.
o Замена последнего намеренно измененного в стихотворении слова синонимом в рифму. Панцирь носит черепаха, прячет голову от испуга (страха).
o Подбор синонимов к предъявляемым устно словам.
o Подбор наиболее подходящего слова из пары синонимов для названия картинки, например, к картинкам с изображениями осеннего и зимнего пейзажей подбираются названия из пары «холод – мороз».
o Замена синонимом слова во фразе или словосочетании (снег идет – снег падает, снег кружится, снег валит).
o Замена синонимом слова в предложении. (Строители построили большой (высокий, огромный, многоэтажный, просторный) дом.).