Нормативно-правовые основы детско-юношеского движения
В новой редакции российского Закона об образовании подчеркнута ведущая роль воспитания в образовательном процессе, а среди установленных законом принципов государственной политики в области образования выделены приоритеты воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В реализации этих задач, наряду с обновлением содержания образования, развивающим обучением, трудно переоценить значение деятельностного начала в воспитании – участие детей и подростков в становлении гражданского общества путём их активной деятельности в общественных объединениях.
Организаторы детско-юношеского движения и сами дети должны знать правовые основы функционирования своей общественной организации, чтобы реализовать в полном объёме предоставленные законами права и свободы, соблюдать установленные ими ограничения.
В настоящее время деятельность детских и молодёжных общественных объединений регламентируют следующие законодательные акты: Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон об общественных объединениях, Федеральный Закон о государственной поддержке молодёжных общественных объединений, Закон Российской Федерации об образовании с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 13 января 1996 года.
Право детей и молодежи на общественные объединения установлено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации. «Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний», - гласит статья 15 Конвенции о правах ребенка. «Каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется», - говориться в статье 30 Конституции Российской Федерации. Что понимается законом под общественным объединением? Гражданский кодекс, Закон об общественных объединениях общественных объединениях дают четкое определение этого понятия. «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» - такая формулировка содержится в статье 5 Закона об общественных объединениях. Добровольность объединения, общность интересов граждан, объединившихся для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, подчеркивается и в перечне основных признаков общественных организаций (объединений) в статье 117 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьей 4 Закона о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в детские объединения входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности с детьми, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. В молодежные объединения входят граждане в возрасте до 30 лет.
Необходимо различать общественные объединения и по их организационно- правовым формам. Согласно статье 7 Закона об общественных объединениях, в число таких форм входят общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Детские объединения, как правило, создаются в двух формах: общественная организация и общественное движение. В чем их различие? Общественная организация основывается на членстве, а общественное движение не предусматривает членства, но носит обязательно массовый характер.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Организаторам работы с детьми следует учесть, что регистрация общественных объединений предусмотрена только в случае приобретения им статуса юридического лица. А поскольку детские объединения, создаваемые в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, на такой статус не претендуют или уже входят в состав региональных детских объединений, уже имеющих свой устав и прошедших государственную регистрацию, - они могут функционировать без регистрации.
Федеральным Законом о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений определены гарантии, общие принципы, содержание и меры поддержки молодежных и детских общественных объединений на общероссийском и областном уровнях. Подобный закон существует и на региональном уровне. Он определяет меры организационной, информационной, финансовой и кадровой поддержки деятельности детских объединений.
Действующее законодательство содержит ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Пунктом 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, статьей 16 Закона об общественных объединениях запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой или религиозной розни. Подобные ограничения предусмотрены и пунктом 2 стати 15 Конвенции о правах ребенка.
Законом об образовании (пункт 5 статьи 1) не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием.
В Законе об образовании подчеркивается недопустимость принуждения обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительного привлечения их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях (пункт 15 стать 50).
Координация не запрещенной законом деятельности общественных детских и молодежных организаций в образовательном учреждении отнесена Законом об образовании к компетенции, то есть к кругу полномочий, самого образовательного учреждения (статья 32). Оно же несет ответственность за неисполнение этой функции, а также за нарушение прав и свобод обучающихся воспитанников.
Согласно закону, управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем (директором) определяется уставом этого учреждения. Но принцип единоначалия обязательно предполагает широкий круг полномочий директора и его персональную ответственность. При этом регулирование деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций отнесено приказом Министерства образования и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 года № 463/1268 к прямым должностным обязанностям директора учреждения образования. Конечно, в работе, направленной на развитие и координацию деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединений, на различных уровнях участвуют также заместители директора, старшие вожатые, педагоги-организаторы, классные воспитатели (классные руководители). Их место в структуре управления образовательными учреждениями определяют должностные обязанности. Но в любом случае главная роль и ответственность – первого руководителя!
Вышеназванным приказом утверждены и должностные обязанности педагогического работника, призванного непосредственно работать с детскими общественными организациями, объединениями в учреждении образования, - старшего вожатого. Принципиально значимые из них:
- старший вожатый не должен замыкаться на педагогическом руководстве одной из детских организаций; обязан информировать детей о различных действующих организациях и строить свою деятельность с учетом инициативы, интересов и потребностей воспитанников на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма;
- важная функция – помощь детским объединениям в программировании их деятельности, создание благоприятных условий формирования гражданской и нравственной позиции детей, организация интересного и полезного досуга;
- работа по подготовке руководителей первичных коллективов детских организаций, контакт с органами самоуправления, детьми, педагогами.
На региональном уровне существует ряд Законов, касающихся регламентации различных сфер деятельности детских объединений. В Законе Липецкой области «О взаимодействии органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями» статьей 8 определено, что государственная поддержка целевых социальных программ некоммерческих организаций осуществляется посредством представления грантов на безвозмездной, безвозвратной основе. В пункте 3 статьи 6 Закона Липецкой области «О государственной молодежной политике в Липецкой области» отмечается, что участие молодых граждан в реализации молодежной политики может осуществляться через ассамблеи юных граждан области, объединяющей граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Вопросы и задания:
1. Какой основной документ определяет правовые основы деятельности детского общественного объединения?
2. На основании какого документа осуществляется финансирование программ детских общественных объединений?
3. Какая деятельность общественных объединений запрещена Законом?
4. Перечислите основные должностные обязанности старшего вожатого.
Технологии целеполагания