По основам организации детского движения
Авторы-составители:
Боева Л.А. зав. кабинетом теории и практики
детского движения ИРО
Ельчанинова О.Н. методист кабинетом теории и
практики детского движения ИРО
Пособие посвящено организации и развитию детского общественного движения Липецкой области. В нем представлены как теоретические основы детского движения, так и конкретные методические рекомендации. Пособие может быть использовано для подготовки и переподготовки кадров детских общественных объединений.
Книга предназначена организаторам детского движения, старшим вожатым, методистам, педагогам, заинтересованным в развитии детского общественного движения.
Содержание
Введение | |
I. Детское движение как предмет научного познания | |
1.1. Социокинетика детства – отрасль научных знаний о детском движении | |
1.2. Детское движение: терминология и сущность | |
1.3. Воспитательный потенциал детского объединения | |
1.4. Социализация личности ребенка в детском общественном объединении | |
1.5. Типология детских общественных объединений | |
1.6. Вариативно - программный подход к деятельности детских общественных объединений | |
1.7.История детского движения России | |
II. Методика и практика работы в детском общественном объединении | |
2.1. Нормативно-правовые основы современного детского движения | |
2.2. Технологии целеполагания | |
2.3. Формы работы детских общественных объединений | |
2.4. Анализ работы старшего вожатого | |
2.5. Законы и традиции детских общественных объединений | |
2.6. Делопроизводство и планирование деятельности в детском объединении | |
2.7. Организация и проведение сбора | |
2.8. Технологии работы с лидерами детских общественных объединений | |
2.9. Социальное проектирование школьников | |
III. Деятельность детских объединений в системе образования | |
3.1. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений | |
3.2. Основные требования к профессии и организации труда старшего вожатого | |
IV. Приложения | |
1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Из письма Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16) | |
2. Положение о ступенях ростапионера Липецкой областной пионерской организации | |
3. Должностные инструкции старшего вожатого (из опыта работы МОУ СОШ № 128 г. Москвы) | |
4. Список литературы |
I. Детское движение
Как предмет научного познания
Социокинетика детства – отрасль научных знаний
О детском движении
До недавнего времени детское движение исследовалось разными науками. Ученые, обратившиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, осуществляли свои изыскания строго в рамках предметных областей педагогики, психологии, философии, истории. Обобщая суждения ученых, можно представить приоритетные направления в исследовании детского движения следующим образом:
̶ исторические науки: детские и подростковые самодеятельные движения как звено общественного движения;
̶ политология: связь идеологии и политики в детском и подростковом самодеятельном движении;
̶ социология: детские и подростковые самодеятельные движения как способ жизнедеятельности ребенка;
̶ психология: развитие личности ребенка в детских общественных объединениях;
̶ педагогика: взаимодействие социальных институтов воспитания и детских и подростковых самодеятельных организаций; взаимодействие взрослого и ребенка в условиях детских и подростковых самодеятельных движений.
Изучением проблем детского движения и его истории более всего занималась педагогическая наука (Н.К. Крупская, Ф.Ф.Королев, В.С. Хонгин, В.Г. Яковлев др.).
Педагогические труды Н.К. Крупской - важный теоретический источник для изучения проблем детского движения. В ее работах раскрываются цели и задачи детского движения, принципы, на которых оно строит свою деятельность. В них - анализ опыта скаутизма, который Н.К. Крупская рекомендовала для использования, особенно методов, привлекательных для детей и подростков. Она сумела глубоко раскрыть заложенные в пионерском движении объективные возможности эффективного сочетания его социальной природы и воспитательного потенциала.
Дальнейшее развитие теории детского движения шло в нескольких направлениях:
̶ проблемы совершенствования деятельности пионерской организации (В.В. Лебединский, К.Д. Гадина, Б.Е. Ширвинд, А.П. Шпон);
̶ социально-педагогические аспекты пионерской работы и вопросы подготовки руководителей пионерских коллективов (А.А. Деркач);
̶ исследования различных форм пионерской работы (В.С. Безрукова, Т.Н. Мальковская, С.А. Шмаков, З.А. Ходорковская).
Сегодня изменился объект исследования: вместо единственной массовой политической организации возникло детское и подростковое самодеятельное движение, что вызвало к жизни новые научные направления:
− проблемы социализации личности в детской организации (Л.В. Волохов);
− программирование деятельности детского общественного объединения (Ю.Н. Таран).
В начале 90-х годов возникла Ассоциация исследователей детского движения, которая объединила в своих рядах представителей различных наук: педагогики, психологии, социологии, философии, истории, политологии, культурологии, медицины, правоведения.
Было предложено объединить все знания в новой научной отрасли – науке о детском движении. Предложенное название – социокинетика детства (социальное, общественное детское движение).
Социокинетика детства: особая научная область, система (совокупность) научных знаний о детском общественном (социальном) движении.
Социокинетика детства включает:
1. Общую теорию детского движения.
2. Педагогику и психологию детского движения.
3. Методику деятельности детских общественных объединений,
организаций.
4. Историю и историографию детского движения.
Термин оригинален, отражает особенности детского движения как явления действительности. Автор термина, а так же концептуального образа науки о детском движении – доктор педагогических наук Титова Елена Владимировна (г.Санкт - Петербург).
Задача новой науки: составить научную основу осмысления процессов общественной жизни детей.
Предмет изучения: детское общественное движение. Современное детское движение существует сегодня на двух принципах: как стихийное детское движение и как детское движение, организованное взрослыми.
Предметная область включает три аспекта:
̶ феномен детского общественного объединения;
̶ деятельность общественных объединений, их функционирование, социальное взаимодействие;
̶ формирование личности в деятельности общественного объединения и организации.
Объектом науки выступает та часть детского движения, в которой дети сотрудничают со взрослыми, т.е. детское движение в системе государства и общества. Детское движение изучается:
̶ как особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых;
̶ как специфическая форма участия детей в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации гражданских прав и свобод ребенка;
̶ как своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процесс социализации личности.
Зачем изучать детское движение? Для того чтобы прогнозировать, какая из ветвей детского движения наиболее продуктивна и перспективна; чтобы определить факторы, влияющие на выбор ребенка - участвовать или нет в общественном объединении.
Вопросы и задания:
1. Детское общественное движение изучалось в рамках предметных областей различных наук - психологии, философии, истории и др. Что изучает в детском общественном самодеятельном движении педагогика?
2. Определите объект изучения социокинетики детства.