По основам организации детского движения

Авторы-составители:

Боева Л.А. зав. кабинетом теории и практики

детского движения ИРО

Ельчанинова О.Н. методист кабинетом теории и

практики детского движения ИРО

Пособие посвящено организации и развитию детского общественного движения Липецкой области. В нем представлены как теоретические основы детского движения, так и конкретные методические рекомендации. Пособие может быть использовано для подготовки и переподготовки кадров детских общественных объединений.

Книга предназначена организаторам детского движения, старшим вожатым, методистам, педагогам, заинтересованным в развитии детского общественного движения.

Содержание

Введение  
I. Детское движение как предмет научного познания  
1.1. Социокинетика детства – отрасль научных знаний о детском движении  
1.2. Детское движение: терминология и сущность  
1.3. Воспитательный потенциал детского объединения  
1.4. Социализация личности ребенка в детском общественном объединении  
1.5. Типология детских общественных объединений  
1.6. Вариативно - программный подход к деятельности детских общественных объединений  
1.7.История детского движения России  
II. Методика и практика работы в детском общественном объединении  
2.1. Нормативно-правовые основы современного детского движения  
2.2. Технологии целеполагания  
2.3. Формы работы детских общественных объединений  
2.4. Анализ работы старшего вожатого  
2.5. Законы и традиции детских общественных объединений  
2.6. Делопроизводство и планирование деятельности в детском объединении  
2.7. Организация и проведение сбора  
2.8. Технологии работы с лидерами детских общественных объединений  
2.9. Социальное проектирование школьников  
III. Деятельность детских объединений в системе образования  
3.1. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений  
3.2. Основные требования к профессии и организации труда старшего вожатого  
IV. Приложения  
1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Из письма Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16)  
2. Положение о ступенях ростапионера Липецкой областной пионерской организации  
3. Должностные инструкции старшего вожатого (из опыта работы МОУ СОШ № 128 г. Москвы)  
4. Список литературы  



I. Детское движение

Как предмет научного познания

Социокинетика детства – отрасль научных знаний

О детском движении

До недавнего времени детское движение исследовалось разными науками. Ученые, обратившиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, осуществляли свои изыскания строго в рамках предметных областей педагогики, психологии, философии, истории. Обобщая суждения ученых, можно представить приоритетные направления в исследовании детского движения следующим образом:

̶ исторические науки: детские и подростковые самодеятельные движения как звено общественного движения;

̶ политология: связь идеологии и политики в детском и подростковом самодеятельном движении;

̶ социология: детские и подростковые самодеятельные движения как способ жизнедеятельности ребенка;

̶ психология: развитие личности ребенка в детских общественных объединениях;

̶ педагогика: взаимодействие социальных институтов воспитания и детских и подростковых самодеятельных организаций; взаимодействие взрослого и ребенка в условиях детских и подростковых самодеятельных движений.

Изучением проблем детского движения и его истории более всего занималась педагогическая наука (Н.К. Крупская, Ф.Ф.Королев, В.С. Хонгин, В.Г. Яковлев др.).

Педагогические труды Н.К. Крупской - важный теоретический источник для изучения проблем детского движения. В ее работах раскрываются цели и задачи детского движения, принципы, на которых оно строит свою деятельность. В них - анализ опыта скаутизма, который Н.К. Крупская рекомендовала для использования, особенно методов, привлекательных для детей и подростков. Она сумела глубоко раскрыть заложенные в пионерском движении объективные возможности эффективного сочетания его социальной природы и воспитательного потенциала.

Дальнейшее развитие теории детского движения шло в нескольких направлениях:

̶ проблемы совершенствования деятельности пионерской организации (В.В. Лебединский, К.Д. Гадина, Б.Е. Ширвинд, А.П. Шпон);

̶ социально-педагогические аспекты пионерской работы и вопросы подготовки руководителей пионерских коллективов (А.А. Деркач);

̶ исследования различных форм пионерской работы (В.С. Безрукова, Т.Н. Мальковская, С.А. Шмаков, З.А. Ходорковская).

Сегодня изменился объект исследования: вместо единственной массовой политической организации возникло детское и подростковое самодеятельное движение, что вызвало к жизни новые научные направления:

− проблемы социализации личности в детской организации (Л.В. Волохов);

− программирование деятельности детского общественного объединения (Ю.Н. Таран).

В начале 90-х годов возникла Ассоциация исследователей детского движения, которая объединила в своих рядах представителей различных наук: педагогики, психологии, социологии, философии, истории, политологии, культурологии, медицины, правоведения.

Было предложено объединить все знания в новой научной отрасли – науке о детском движении. Предложенное название – социокинетика детства (социальное, общественное детское движение).

По основам организации детского движения - student2.ru Социокинетика детства: особая научная область, система (совокупность) научных знаний о детском общественном (социальном) движении.

Социокинетика детства включает:

1. Общую теорию детского движения.

2. Педагогику и психологию детского движения.

3. Методику деятельности детских общественных объединений,

организаций.

4. Историю и историографию детского движения.

Термин оригинален, отражает особенности детского движения как явления действительности. Автор термина, а так же концептуального образа науки о детском движении – доктор педагогических наук Титова Елена Владимировна (г.Санкт - Петербург).

Задача новой науки: составить научную основу осмысления процессов общественной жизни детей.

Предмет изучения: детское общественное движение. Современное детское движение существует сегодня на двух принципах: как стихийное детское движение и как детское движение, организованное взрослыми.

Предметная область включает три аспекта:

̶ феномен детского общественного объединения;

̶ деятельность общественных объединений, их функционирование, социальное взаимодействие;

̶ формирование личности в деятельности общественного объединения и организации.

Объектом науки выступает та часть детского движения, в которой дети сотрудничают со взрослыми, т.е. детское движение в системе государства и общества. Детское движение изучается:

̶ как особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых;

̶ как специфическая форма участия детей в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации гражданских прав и свобод ребенка;

̶ как своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процесс социализации личности.

Зачем изучать детское движение? Для того чтобы прогнозировать, какая из ветвей детского движения наиболее продуктивна и перспективна; чтобы определить факторы, влияющие на выбор ребенка - участвовать или нет в общественном объединении.

По основам организации детского движения - student2.ru Вопросы и задания:

1. Детское общественное движение изучалось в рамках предметных областей различных наук - психологии, философии, истории и др. Что изучает в детском общественном самодеятельном движении педагогика?

2. Определите объект изучения социокинетики детства.

Наши рекомендации