Процедура защиты дипломного проекта

Защита дипломного проекта как выпускной квалификационной работы является элементом итоговой государственной аттестации студентов высших учебных заведений, завершающих процесс обучения.

Защита дипломных проектов проводится публично, т.е. на открытых заседаниях ГЭК по защите выпускных квалификационных работ с участием не менее двух третей ее списочного состава. Состав ГЭК по защите выпускных квалификационных работ формируется из председателя, четырех членов, ответственного секретаря.

Сроки защиты устанавливаются в соответствии с учебно-тематическим рейтинг-планом, календарным учебным графиком и размещаются на кафедральном стенде. На стенде также размещается информация о составе государственных экзаменационных комиссий.

Дипломный проект со всеми сопроводительными документами передаётся в ГЭК по защите выпускных квалификационных работ. Защита ВКР проводится в случае, если имеются по каждому студенту:

- приказ о допуске к итоговой государственной аттестации;

- протокол ГЭК по приему государственного экзамена;

- приказ об утверждении тем и руководителями ВКР;

- рукопись ВКР и электронная версия ВКР, оформленные в установленном порядке;

- отзыв руководителя ВКР;

- отзыв рецензента;

- графический материал (в форме раздаточного материала);

- отчет по проверке ВКР на плагиат и обоснованное решение кафедры (в случае если процент заимствований выше порогового значения);

- проект приложения к диплому, согласованный с выпускником.

Защита дипломного проекта происходит в следующей последовательности.

Председатель ГЭК в начале заседания устанавливает студентам время для устного изложения основных результатов ВКР и ответов на вопросы членов комиссии. Общая продолжительность защиты дипломного проекта не должна превышать 15 мин.

Председатель ГЭК по защите выпускных квалификационных работ зачитывает фамилию, имя и отчество дипломника и тему дипломного проекта. После этого дипломнику даётся слово для выступления с докладом. В ходе доклада обязательна ссылка на раздаточный материал.

Затем дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать аргументированные и исчерпывающие ответы. Помимо членов ГЭК по защите выпускных квалификационных работ вопросы вправе задавать любые лица, присутствующие на защите. Вопросы могут относиться к теме дипломного проекта или специальным дисциплинам, изученным в процессе обучения в вузе. В этой связи студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных дисциплин, которые имеют прямое отношение к теме дипломного проекта.

Вопросы, в случае необходимости, можно записать и подготовить ответы, при этом разрешается пользоваться дипломным проектом. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении аргументированно отстаивать свою точку зрения.

После ответа студента на все вопросы председатель ГЭК зачитывает отзыв научного руководителя либо дает возможность руководителю выступить с отзывом. Выступление руководителя должно быть кратким и касаться аспектов отношения студента к выполнению работы, самостоятельности, инициативности и результатов проверки текста ВКР на объем заимствований.

Далее слово предоставляется рецензенту или председатель зачитывает его письменный отзыв и студенту предоставляется возможность ответить на сделанные замечания.

После окончания публичной защиты проводится закрытое совещание ГЭК по защите выпускных квалификационных работ, на котором на основе критериев определяется оценка каждой выпускной квалификационной работы. На данное заседание могут быть приглашены для участия в обсуждении руководители и рецензенты дипломных работ. Результаты определяются открытым голосованием членов ГЭК.

Таблица 2

Критерии оценки выпускных квалификационных работ

(дипломных проектов)

№ п/п Направление оценки Критерии оценки Балл
Общая характеристика работы   1.1. Работа не содержит новых результатов, для анализа не привлекались неиспользованные ранее данные
1.2. Работа содержит новые результаты, для анализа привлечены неиспользованные ранее данные
1.3. Работа носит исследовательский характер по оригинальной теме
1.4. Работа выполнена по заказу органа государственной или муниципальной власти, государственного или муниципального учреждения, предприятия
  Актуальность темы   2.1. Актуальность исследования обоснована неубедительно, общими, декларативными утверждениями. Анализ степени изученности заменен перечислением научных публикаций
2.2. Актуальность темы обоснована, но не показана связь с реальными потребностями общества, удовлетворение которых необходимо в настоящее время. Проведен анализ научных подходов к изучению исследуемого вопроса, но не показаны слабоизученные аспекты, подлежащие разработке
2.3. Актуальность темы убедительно обоснована и связана с реальными потребностями общества, удовлетворение которых необходимо в настоящее время. Проведен анализ научных подходов к изучению исследуемого вопроса, показаны слабоизученные аспекты, подлежащие разработке
Соблюдение календарного плана выполнения работы 3.1. Существенные отклонения от установленных сроков
3.2. Незначительные отклонения от установленных сроков
3.3. Полное соблюдение установленных сроков
  Соблюдение требований к содержанию ВКР   4.1. Четкость формулировки необходимых элементов исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретическая (методическая) основа исследования, методы, база)  
4.2. Адекватность и достаточность источников информации (полнота и новизна использованной научной литературы, применение справочных изданий, монографий и публикаций в научных периодических изданиях)  
4.3. Наличие глубокого и всестороннего анализа управленческой и/или хозяйственной деятельности объекта исследования, дающего основания для разработки проектных мероприятий  
4.4. Логичность изложения (наличие логических связей как внутри, так и между разделами дипломного проекта)  
4.5. Наличие выводов по разделам дипломного проекта и обобщения полученных результатов в заключении  
4.6. Обоснование проектных мероприятий результатами анализа управленческой и хозяйственной деятельности объекта исследования  
4.7. Соответствие предлагаемых проектных мероприятий целям и перспективным тенденциям развития объекта исследования  
4.8. Соответствие уровня разработки темы дипломного проекта современному уровню разработок, методических положений и рекомендаций по организации управления  
4.9. Обеспечение наглядности результатов исследования (визуализация информации посредством использования таблиц, графиков, диаграмм, алгоритмов, схем и т.д.)  
По пунктам 4.1.- 4.9. оценка осуществляется с использованием следующей системы:
Частично удовлетворяет требованию
Частично удовлетворяет требованию
Полностью удовлетворяет требованию
Качество оформления работы 5.1. Существенные отклонения от принятых стандартов
5.2. Незначительные отклонения от принятых стандартов
5.3. Полное соответствие стандартам
  Используемые методики и инструменты исследования   6.1. Использование традиционных методик и инструментов исследования известных авторов
6.2. Использование собственных или оригинальных методик и инструментов с авторскими элементами. Обоснование целесообразности использования данного инструментария
    Достигнутые результаты     7.1. Выводы носят общий характер, не понятно их практическое (научное) значение
7.2. Полученные результаты могут использоваться в деятельности органов государственной или муниципальной власти, государственных или муниципальных учреждений, предприятий
7.3. Предлагаемые рекомендации внедрены или приняты к внедрению (справка или акт о внедрении) и/или имеется убедительное обоснование практической значимости полученных результатов
Презентации результатов исследования 8.1. Соблюдение установленного регламента, свободное владение материалом, логичность построения доклада, риторическое мастерство, использование современных информационных технологий для представления результатов исследования  
По пункту 8.1. оценка осуществляется с использованием следующей системы:  
Частично удовлетворяет требованию
В основном удовлетворяет требованию
Полностью удовлетворяет требованию
  Оценка научного руководителя   9.1. Степень самостоятельности работы дипломника в процессе разработки дипломного проекта  
9.2. Отличительные положительные стороны дипломного проекта, являющиеся личной заслугой дипломника  
9.3. Положительные личностные качества дипломника, проявленные в процессе выполнения дипломного проекта  
По пунктам 9.1.-9.3. оценка осуществляется с использованием следующей системы:  
Частично удовлетворяет требованию
В основном удовлетворяет требованию
Полностью удовлетворяет требованию
Оценка рецензента 10.1. Замечания существенные
10.2. Есть незначительные замечания
10.3. Замечания отсутствуют
Ответы на вопросы членов ГЭК по защите выпускных квалификационных работ 11.1. Отсутствие правильных ответов
11.2. Значительные затруднения при ответах
11.3. Ответы полные, исчерпывающие
Общая оценка 51-70 баллов – 3 («удовлетворительно») 71-89 баллов – 4 («хорошо») 90-100 баллов – 5 («отлично»)


Результаты защит оглашает председатель ГЭК после окончания закрытой части заседания ГЭК.

Оценка «отлично» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлено глубокое освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой, а ее автор показал умение работать с литературой и нормативными документами, проводить исследования, делать теоретические и практические выводы. Работа имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При защите ВКР студент-выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, раздаточный материал и т.п.) легко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При защите ВКР студент-выпускник показывает хорошее знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы, но не на все из них дает исчерпывающие и аргументированные ответы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах рецензентов имеются замечания по содержанию работы и методике исследования. При защите ВКР студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, допускает существенные недочеты, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются серьезные критические замечания. При защите работы студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия или раздаточный материал. При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студентов, самостоятельность суждения о полученных результатах, качество оформления работы и ход ее защиты.

Выпускникам, защитившим дипломный проект с положительной оценкой, присваивается квалификация «менеджер» по специальности «Государственное и муниципальное управление», выдаётся государственный диплом о высшем образовании установленного образца. Если студент показал отличные успехи за период обучения, претендует на диплом с отличием и изъявил желание продолжить послевузовское образование, по результатам защиты ГЭК по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о его рекомендации для дальнейшего обучения в аспирантуре.

Повторная защита выпускных квалификаци­онных работ с целью повышения положительной оценки не разрешается. Апелляции на решения экзаменационной комиссии и Государствен­ной аттестационной комиссии не принимаются.

На протяжении всего заседания ГЭК по защите выпускных квалификационных работ в обязательном порядке ведутся протоколы заседания, куда вносятся заданные вопросы, ответы, особые мнения. На каждого студента оформляется отдельный протокол заседания ГЭК по защите выпускной квалификационной работы. Протокол подписывается председателем ГЭК, членами комиссии и секретарем комиссии.

В этот же день после оформления протоколов заседания студентам объявляют результаты защиты дипломного проекта.

Оценка за ВКР заносится в зачетную книжку студента и подтверждается подписями председателя и членов экзаменационной комиссии.

После завершения всех итоговых испытаний проводится заседание государственной аттестационной комиссии (ГАК) и составляется заключительный протокол заседания ГАК по присуждению квалификации (степени) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании (с отличием, без отличия).

После окончания работы ГЭК руководитель ООП в срок не позднее десяти дней после отчислении выпускников передает (пересылает по электронной почте) электронные версии ВКР в формате pdf в научно-техническую библиотеку для размещения в электронно-библиотечной системе Университета.

Рукописи защищенных ВКР хранятся на кафедре факультета в течение 6 лет. На выпускающей кафедре результаты защиты систематизируются в сводной форме.

Особые случаи

Студент, не прошедший государственную (итоговую) аттестацию по неуважительной причине или получивший на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные оценки, вправе пройти данную аттестацию повторно не ранее чем через три месяца и не позднее чем через пять лет после прохождения ИГА впервые. В этом случае выпускник отчисляется из университета и ему выдается академическая справка. Повторная ИГА для одного студента может быть назначена не более двух раз.

При восстановлении в высшем учебном заведении для прохождения повторной государственной (итоговой) аттестации выпускнику по решению вуза может быть изменена тема выпускной квалификационной работы.

Студенту, не проходившему итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должны быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестации без отчисления из вуза. Он может защитить ВКР на одном из следующих заседаний ГЭК. Если план заседаний комиссии в текущем семестре исчерпан, заведующий выпускающей кафедрой и председатель ГАК совместно назначают внеплановое заседание комиссии. Его проводят в срок не позднее четырех месяцев, начиная с даты, указанной на документе, предъявленном выпускником.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. ГОСТ 7.1 – 84 «Библиографическое описание документа»

2. ГОСТ 7.32 – 01 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»

3. ГОСТ 7.1 – 03 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»

4. ГОСТ 7.0.5 – 2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация»

5. ГОСТ 2.601 – 2006 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»

6. ГОСТ Р.6.30 – 03 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

7. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденное решением Ученого совета Университета от 26.03.2010, протокол № 8.

8. Порядок проведения итоговой государственной аттестации выпускников Университета в 2013/2014 учебном году, принятый Ученым Советом 01 октября 2013 г., протокол № 3.

9. Государственное и муниципальное управление: итоговая аттестация студентов. Учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Коваленко-М.; Инфра-М, 2006 г.

10. Основы дипломного проектирования. Учебно-методическое пособие для студентов / под. ред. д.э.н., профессора Н.А. Платоновой. – М.: Дашков и К, 2010 г.

Приложение 1.

Примерное содержание отдельных рекомендуемых тем выпускных

квалификационных работ

Тема: Оценка инвестиционной привлекательности региона (муниципального образования)

Введение

Раздел 1. Теоретическая часть. Теоретические и методические основы разработки дипломного проекта

1.1. Теоретические основы привлечения инвестиций в регион (муниципальное образование)

1.2. Инвестиционная привлекательность как составляющая инвестиционного климата

1.3. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности территорий

Раздел 2. Аналитическая часть. Характеристика и анализ состояния объекта исследования

2.1. Особенности инвестиционного процесса в регионе (муниципальном образовании)

2.2. Социально-экономическая характеристика региона (муниципального образования)

2.3. Анализ инвестиционных возможностей социально-экономического развития региона (муниципального образования)

Раздел 3. Проектная часть. Разработка проектных мероприятий

3.1. Обоснование применения мер, стимулирующих приток инвестиций в регион (муниципальное образование)

3.2. Определение потребностей региона в инвестиционных ресурсах

3.3. Организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности региона (муниципального образования) и т.п.

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Наши рекомендации