Общие правила выполнения лабораторных работ.
Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса вариативной части. Для их выполнения студент должен ознакомиться с лабораторным оборудованием, а приборами и с техникой проведения основных лабораторных операций
Студенты должны строго соблюдать правила внутреннего распорядка и технику безопасности.
Перед каждым лабораторным занятием студент должен изучить соответствующий раздел учебника, конспекта лекций и описание лабораторной работы, ответить на вопросы для самоподготовки (письменно).
При оформлении отчета по лабораторной работе в тетради записывают дату, тему занятия, название лабораторной работы и опытов, краткое описание хода опыта и результаты, полученные при его выполнении, выводы.
При проведении эксперимента необходимо соблюдать следующие правила:
- опыты проводят в чистой посуде;
- нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку;
- сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой;
- нельзя путать пробки от разных склянок, пробки кладут на стол внешней поверхностью;
- нельзя уносить реактивы общего пользования на свое рабочее место;
- остатки металлов после опытов собирают в баночку, а не выбрасывают в раковину;
- дорогостоящие, ядовитые реактивы собирают в специально отведенную посуду;
- битую посуду отдают лаборанту, обрывки бумаги, спички и другой мусор выбрасывают в урну.
Правила техники безопасности
1. Выполнять лабораторные работы можно только надев халат.
2. Не трогайте, не включайте и не выключайте без разрешения преподавателя рубильники и электрические приборы.
3. Не загромождайте свое рабочее место и проходы между столами лишними предметами.
4. Нельзя брать вещества руками и пробовать их на вкус. При определении запаха склянку держат на расстоянии и направляют движением руки воздух от отверстия склянки или пробирки к носу.
5. Опыты с ядовитыми, сильно пахнущими веществами, с концентрированными кислотами и щелочами проводят в вытяжном шкафу (под тягой).
6. При приливании реактивов и при нагревании нельзя наклоняться над отверстием склянки во избежание попадания брызг на лицо и одежду.
7. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду.
8. С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вблизи нагревательных приборов.
Первая помощь при несчастных случаях
В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи: порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В серьезных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу.
Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка. Основные правила первой помощи сводятся к следующему:
- при ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором иода и перевяжите бинтом;
- при ожоге реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем либо разбавленной уксусной кислотой (при ожоге щелочью), либо раствором соды (при ожоге кислотой), а затем опять водой;
- при ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место обработайте свежеприготовленным слабым раствором марганцовки, смажьте обожженное место вазелином или мазью от ожогов; можно присыпать ожог содой и забинтовать;
- при химических ожогах глаз обильно промойте глаза водой, используя глазную ванночку, затем обратитесь к врачу.
Занятие №1
Реакции электрофильного присоединения и замещения
В органической химии
1. Актуальность темы.Ненасыщенные углеводороды – алкены, циклоалканы, алкадиены и алкины – проявляют способность к реакциям электрофильного присоединения, так как содержат двойные или тройные связи. Более важной in vivo является двойная связь. Возникновение двойной связи и ее превращения характерны для многих биохимических реакций. Ароматические соединения бензольного ряда, конденсированные и гетероциклические ароматические соединения вступают в реакции, не приводящие к нарушению ароматической системы, т.е. реакции электрофильного замещения, которые имеют важное медико-биологическое значение. Так, йодирование α-аминокислоты тирозина происходит в ходе биосинтеза йодсодержащих гормонов щитовидной железы; алкилирование ароматических субстратов осуществляется при биосинтезе некоторых коферментов и жирорастворимых витаминов.
2. Учебные цели.Сформировать и закрепить знания о реакционной способности насыщенных углеводородов (циклоалканов), непредельных алифатических углеводородов (алкенов, алкинов, алкадиенов), ароматических углеводородов (аренов).
3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.
Вопросы для самоподготовки
1. Классификация реакций в органической химии.
2. Промежуточные частицы (интермедиаты) − свободные радикалы, карбокатионы и карбоанионы, их электронное строение и факторы стабильности.
3. Гомолитический и гетеролитический разрыв химической связи. Типы реагентов в органических реакциях.
4. Особенности реакционной способности малых циклов, реакции замещения в средних циклах.
5. Реакции электрофильного присоединения (АЕ) в ряду алкенов и алкинов. Правило Марковникова и его объяснение с позиции электронных представлений (статический и динамический факторы).
6. Особенности реакций АЕ сопряженных диенах.
7. Реакции электрофильного замещения (SE) в аренах: галогенирование, нитрование, сульфирование, алкилирвоание, ацилирование.
8. Влияние электронодонорных и электроноакцепторных заместителей на направление и скорость реакций SE в бензольном ядре.
4. Вид занятия:практическое занятие.
5. Продолжительность занятия:2 академических часа.
6. Оснащение рабочего места:
6.1Посуда и приборы:
Штатив с пробирками, пипетки, стеклянная палочка. | на группу |
6.2. Объекты исследования:
Скипидар, фенол. | на группу |
6.3. Реактивы:
10% Раствор соды, 2% раствор KMnO4, бромная вода | на группу |
Содержание занятия