Правила выполнения лабораторных работ

Теоретические основы электротехники

Методические рекомендации

по выполнению лабораторных работ для студентов заочной формы обучения по специальности 1-74 06 05-01 Энергетическое обеспечение сельского хозяйства (электроэнергетика)

ЧАСТЬ 1

Лабораторная работа №1. Исследование нелинейных цепей постоянного тока.

Лабораторная работа №2. Исследование индуктивной катушки с ферромагнитным сердечником.

Минск, 2017

УДК 621.3(07)

ББК 32.2я7

Т33

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ для студентов заочной формы обучения специальности 1-74 06 05-01 Энергетическое обеспечение сельского хозяйства (электроэнергетика) по курсу «Теоретические основы электротехники», часть третья, рассмотрены на заседании кафедры электротехники агроэнергетического факультета.

Протокол № 7 от 9 января 2017 года.

Составители: канд. тех. наук, доц., зав. каф. электротехники А.В. Крутов,

ст. преподаватели Т.Ф. Гузанова, И.И.Скочек, М.А.Бойко

СОДЕРЖАНИЕ

Правила выполнения лабораторных работ 4

Правила безопасности при выполнении

лабораторных работ 6

Лабораторная работа №1. Теоретические сведения 9

Отчет по лабораторной работе №1 11

Лабораторная работа №2. Теоретические сведения 15

Отчет по лабораторной работе №2 19

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторные занятия преследуют цель более глубокого усво­ения теоретических вопросов путем экспериментальной проверки ос­новных положений курса. Кроме того, эти занятия способствуют вы­работке навыков проведения исследования и анализа электрических цепей и электромагнитного поля.

Перед выполнением лабораторных работ, в начале семестра каждый студент должен изучить правила безопасности, относящиеся к данной лаборатории.

К каждому очередному лабораторному занятию необходимо изучить описание лабораторной работы и соответствующий тео­ретический материал по конспекту лекций и учебным пособиям. Электричес­кие схемы и таблицы для записи наблюдений должны быть подготов­лены заранее.

Перед началом выполнения каждой работы проводится проверка готовности студентов к этой работе. В случае неподготовленности студент к работе не допускается.

Прежде чем собирать электрическую цепь, следует ознакомиться с находящимся на рабочем месте оборудованием, выяснить его назначение, параметры каждого элемента цепи, а для приборов — пределы измерений, род тока и цену деления шкалы. При наличии на рабочем месте автотрансфор­маторов типа ЛАТР и реостатов следует установить в начальное по­ложение их движки, чтобы после включения электрической це­пи напряжение и ток в ней были минимальными. После этого необхо­димо собрать электрическую цепь.

Сборку сложной электрической цепи рекомендуется начинать с последовательно соединенных элементов и приборов, а затем под­ключать параллельные ветви как самой электрической цепи, так и приборов.

Каждая собранная электрическая цепь, а также произведенные в ней изменения должны быть про­верены преподавателем или лаборантом и толь­ко с их разрешения цепь может быть включена под напряжение. Во время выполнения лабораторных работ студенты должны строго выполнять правила безопасности и соблюдать дисциплину. Лица, нарушающие правила безопасности, отстраняются от выпол­нения работы. К ним, по ходатайству кафедры могут применяться меры дисциплинарного воздействия.

Проводя те или иные испытания, необходимо стремиться получить достоверные результаты. Следует помнить, что небрежность в снятии показаний приборов и записях обычно приводит к ошибкам, неправильным выводам о свойствах испытуемой цепи. При наличии грубых ошибок в испытаниях опыт или вся лаборатор­ная работа должны быть проведены повторно.

При выполнении работы бригадой студенты должны распределить обязанности и периодически ими меняться. При этом все должны активно вникать в смысл проводимых испытаний, уметь собирать электрические схемы, определять цену деления прибора.

После окончания каждого опыта необходимо ознакомить с резуль­татами замеров преподавателя и только с его разрешения разбирать электрическую цепь. По завершении лабораторных занятий необходимо оборудование и приборы аккуратно составить на рабочем месте, а провода, перемычки убрать со стола и сложить в установленное преподавателем место. После этого студенты присту­пают к оформлению отчета.

Отчет по проведенной работе оформляется каждым студентом, должен содержать: название работы, ее цель; электрические схемы цепей, исследованных в данной работе; заполненные таблицы, графики или иные результаты всех опытов, проведенных в работе; расчетные формулы и результаты вычислений; анализ результатов и выводы.

Отчеты оформляются на специальных бланках или в обычной тет­ради аккуратно, с использованием чертежных принадлежностей и с соб­людением стандартных графических и буквенных обозначений для элементов электрических схем.

Все графики должны быть выполнены в соответствующем масштабе и с обозначением величин. На графиках обязательно должны быть нанесены точки, по которым строились кривые.

Отчет по проведенной работе должен быть защищен студентом в конце занятия или перед началом следующей работы. В противном случае студент, не отчитавшийся за две работы, не допускается к выполнению следующей. Пропущенные лабораторные занятия по уважительным или неуважительным причинам должны быть отработаны в период, согласованный с преподавателем, с разрешения деканата.

Наши рекомендации