Классификация дислалии ло механизмам
Классификация нарушений звукопроизношения по механизмам, в отличие от классификации по проявлениям, учитываетэтиопатогенетическую обусловленность имеющихся дефектов,что позволяет определить дифференцировзнный подход к их устранению.
Дислалия может представлять собой как самостоятельное нарушение речи, так и проявляться на фоне какого-то более сложного речевого расстройства, в частности, на фоне общего недоразвития речи.
Основными причинами, не позволяющими ребенку овладеть правильным звукопроизношением в процессе онтогенеза, являются следующие:
1. Анатомические дефекты в строении артикуляторных органов(губ, языка, подъязычной связки, челюстей, зубов, мягкого и твердого неба), чисто механически препятствующие правильному звукообразованию.
2. Недостаточнаяподвижность артикуляторных органов, не связанная снарушением их иннервации и проявляющаяся в некоторой замедленности, неловкости и неточности их движений.
3. Нарушение слуховойдифференциации некоторых акустически похожих звуков. В этих случэях ребенок, имеющий нормальный биологический слух, не чувствует разницы в звучании таких, например, звуков, как С и Ш, С и Ц, Р и Л и др. Вместо двух разных звуков в каждой из названных пар он слышит только один «усредненный» звук, означающий для него одновременно и С, и Ш (или С и Ц; Р и Л). Трудности дифференциации по слуху фонетически сходных звуков нередко сохраняется даже в школьном возрасте.
4.. Недостаточно благоприятная социальная среда - что конкретно может выражаться в следующем:
- быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребенку четко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни зрительно (внёшний вид артикуляции);
- «двуязычие» в семье, при котором ребенок в период становления у него звукопроиэношения постоянно слышит совершенно разные «образцы» звуков, которым он пытается подражать;
- дефектное произношение звуков окружающими людьми, часто усваиваемое ребенком по подражанию: если мама произносит Р «картаво», то ребенок, имея перед собой такой образец звучания этого звука, непроизвольно, по подражанию, воспроизводит именно такую артикупяцию;
- «педагогическая запущенность», выражающаяся в том, что с ребенком мало разговаривают и почти не обращают виимания на его речь в том числе и на правильность произношения звуков;
- подлаживание взрослых под детскую речь (так называемое «сюсюканье»), когда взроспые сознательно воспроизводят в своей речи неправильно произносимые ребенком звуки: «холосый» вместо «хороший», «я хотю тяю» вместо «я хочу чаю» и т.п. Такое произношение для маленького ребенка является нормальным, одкако для преодоления этого возрастного своеобразия в произношении звуков ему необходимо иметь перед собой тот правильный образец их звучания, которому он должен следовать. Подлаживание же взрослых под детскую речь не только лишает ребенка правильного образца для подражания, но даже как бы и поощряет его такое ненормативное произношение. В подобных случаях «детское» произношение звуков задерживается у детей надолго и в дальнейшем требует логопедической помощи.
- почти постоянное пребывание малолетнего ребенка в коллективе сверстников, имеющих точно такие же своеобразия в произношении звуков. Здесь также отсутствует нормальный образец для подражания.
Нередко наблюдается сочетание нескольких или даже всех названных неблагоприятных факторов, что особенно отрицательно сказывается на формировании у детей звукопроизношения. В подобных случаях проявления и механизмы нарушений звукопроизношения носят сложный характер и с большим трудом поддаются коррекции.
Здесь названы только самые ближайшие и совершенно очевидные причины, не позволяющие ребенку овладеть правильным произношением речевых звуков. Однако истинные причины нарушений скрыты гораздо глубже, поскольку большинство врожденных аномалий и разного рода функциональных сдвигов в работе речевых анализаторов «приобретается» детьми в процессе неблагополучного протекания беременности и родов у матери или даже связано с неблагоприятной наследственностью.
В настоящее время в логопедии имеются две классификации дислалии с учетом этиопатогенеза. Традиционная классисрикация (Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, 0. В. Правдина и др.), и классификация Б.М. Гриншпуна.