Контрольно-мониторинговая диагностика (вводная и итоговая)
Выявление уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций: фонематического слуха, произношения; мелких мышц руки; пространственной ориентации, координации движений, телесная ловкость; координации в системе «глаз-рука».
Формирование неречевых психических школьно-значимых функций
Коррекция и совершенствование зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления. Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов. Анализ предметов и геометрических фигур разного размера, формы, цвета. Воспроизведение заданных фигур различными способами (построение из палочек или спичек, рисование в воздухе, моделирование из тесьмы, с помощью пальцев и т.п.). Преобразование фигур. Дорисовывание незавершенных контуров.
Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к собственному телу. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей. Определение местоположения предметов относительно собственного тела. Обозначение направления графически (схемой). Уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.
Коррекция координации в системе «глаз-рука»
Узнавание реальных, стилизованных контурных и силуэтных, точечных или пунктирных, зашумленных или наложенных предметов, геометрических фигур, букв, цифрового материала. Угадывание предметов, букв или цифр на незаконченных рисунках. Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков. Преобразование фигур, букв или цифр. Воспроизведение, перерисовывание, конструирование предложенных объектов, последовательных рядов, узоров. Письмо цифр, букв и слов по шаблону.
Совершенствование сукцессивных способностей
Совершенствование сукцессивных функций (рядообразования, слухоречевой памяти на временные последовательности).
Выработка способностей к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.
Совершенствование слухоречевой памяти
Выделение и называние неречевых звуков. Различение на слух голоса по высоте, силе и тембру. Воспроизведение ритмического рисунка с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.
Коррекция и совершенствование фонематического восприятия. формирование четких фонематических представлений.
Коррекция несовершенных навыков чтения и письма
Упрочнение звуко- буквенных связей. Формирование и развитие стабильного графического образа сходных печатных и рукописных букв изученных на учебных занятиях.
Предметные результаты освоения содержания
Программы предупреждения нарушений письменной речи
При реализации программы предупреждения нарушений письменной речи:
· у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
· ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учатся видеть, слышать, рассуждать);
· у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
· у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Приложение №4.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
СУРДОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Пояснительная записка
Создание специальных условий обучения для слабослышащих обучающихся обязательно предполагает определенное своеобразие содержания образования, изменение темпов и сроков обучения, перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий, а также индивидуальную лечебно-профилактическую работу.
Проведение коррекционной работы обогащает общее развитие ребенка, приближая его к развитию нормально слышащих детей, создает базу для коррекционной работы и становится основой для подготовки ребенка с нарушением слуха к социализации в общество.
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи направлены на подготовку выпускника к самостоятельной деятельности, на формирование уверенности в себе и адаптацию в обществе.
Цель программы
· оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).
Основной целью реабилитационных занятий является совершенствование навыков восприятия учащимися устной речи на слуховой, слухо-зрительной и зрительной основе и коррекция произносительной стороны речи.
Общеразвивающая и коррекционная работа с детьми с нарушениями слуха направлена на:
- утверждение устной речи как основного средства общения детей с нарушением слуха;
- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха в целях создания полисенсорной основы для формирования, развития и коррекции устной речи детей с нарушениями слуха;
- преодоление возможных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения, ценностно-личностных ориентировок;
- обеспечение всестороннего развития детей с нарушениями слуха, в том числе с комплексными нарушениями, при которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия;
- успешную подготовку к социализации в общество;
Задачи
1. Обучение глухих и слабослышащих учеников нормам речевого общения, принятым среди слышащих. Обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.
2. Обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалогов.
3. Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
4. Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.
Методы коррекционной работы:
Словесные методы обучения
Наглядные методы обучения
Практические методы обучения
Проблемно-поисковые методы обучения
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
Создание ситуации успеха в учении
Методы письменного контроля
Игровой метод
Приёмы коррекционной работы:
Показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка
Форма проведения: индивидуальное занятие
Содержание программы.
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связано между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо - зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Данная программа состоит из двух разделов:
1) Развитие слухового восприятия
2) Обучение произношению
Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование у неслышащих школьников навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и развивается как речевой слух детей, так и восприятие ими неречевых звучаний (включая музыкальные).
Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности. В коррекционной работе стоит еще одна немаловажная задача - это преодоление последствий, вызванных поражением слухового анализатора.
Принципиальным является положение о том, что коррекционная работа в специальной школе не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе; она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса:
- общеобразовательные уроки;
- индивидуальные занятия по развитию слуха и речи;
- занятия во внеурочное время;
Развитие слухового восприятия (РСВ).
Развитие слухового восприятия и формирование произносительных навыков в школах для глухих и слабослышащих детей обусловлено спецификой обучения детей со сложным слухом и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Система работы по РСВ направлена на развитие нарушенной слуховой функции, формирование и совершенствование у учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи, восприятия музыки, различных неречевых звучаний. Работа по РСВ повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и создает условия для более успешного преодоления последствий тугоухости и глухоты.
На специальных индивидуальных занятиях учащиеся в основном воспринимают речь на слух. При формировании произносительных навыков используются как слухо-зрительный, так и слуховой способы восприятия речи, а также разнообразные приемы коррекции в произношении, включая работу с компьютерными программами.
Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха, и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты.
Речевой материал условно разбит на разделы:
- речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
В зависимости от речевого развития учащихся учитель может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является обучение детей различению, опознаванию и распознаванию на слух слов, словосочетаний, фраз, а также подготовка к восприятию на слух текстов.
Обучение произношению.
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Обучение произношению ведется в первую очередь на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми на основе подражания.
Программа по обучению произношению состоит из разделов:
- речевое дыхание
- голос
- звуки речи и их сочетания
- слово
- фраза
Коррекция произносительных навыков осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Широко применяется звукоусиливающая аппаратура, стационарная и индивидуальные слуховые аппараты. Используются учебники по произношению для глухих, для слабослышащих детей, а также разнообразные логопедические пособия. Коррекция недостатков воспроизведения звуков проводится на индивидуальных занятиях и составляет их основное содержание.
Занятия по РСВ и обучению произношению проводятся со всеми учащимися, независимо от состояния их тонального слуха и произносительных навыков. Оснащенность занятий техническими средствами и дидактическим материалом также является непременным условием коррекционной работы.
Требования к умениям учащихся:
- Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в темпе приближающемся к нормальному. Передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания (радость, удивление), используя естественные невербальные средства коммуникации (выражение лица, естественные жесты).
Слова произносить слитно, с ударением, реализовывать возможности
воспроизведения звукового состава (точно и приближенно с использованием регламентированных замен).
- Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя).
- Различать знакомый по звучанию речевой материал с учетом индивидуальных слуховых возможностей учащихся.