Итоговая диагностика: тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост

Количество повторов — не более 4. Фиксируется количество слов после каждого предъявления.

Через 30 минут ребенок должен вспомнить слова.

8. Тест «Найди отличия» (Черемошкина Л.В.)

Цель: Определить эффективность внимания ребенка.

Оборудование: Карточка с односюжетными картинками, различающимися отдельными деталями и имеющими 15 отличий; часы с секундной стрелкой.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Процедура: необходимо фиксировать: время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (за ошибки считаются повторы, неправильно названные отличия и пропущенные отличительные признаки).

9. Методика «Шифровка»(Н.Я. Семаго, М. М. Семаго)

Цель: Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Оборудование: Бланк с заданиями

Инструкция:«Посмотрите внимательно на задание. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (галочку), в каждом треугольнике - вертикальную палочку (точку), в кружке вы будете рисовать горизонтальную линию (крестик), а ромбик остается пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите у себя это на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).

Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать».

Основную часть инструкции можно повторить дважды: «В каждой фигуре ставьте свой знак, заполняйте все фигуры по очереди». С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры - показано на образце у них на бланке.

10. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия(М.Безруких)

Цель: Изучение уровня развития зрительного восприятия.

Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти».

1. Стартовая диагностика

ЗАДАНИЕ 1. Инструкция: «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».

ЗАДАНИЕ 2 Инструкция: «Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь. Постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обведи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив. Отложи карандаш».

ЗАДАНИЕ 3. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки, к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш».

ЗАДАНИЕ 4. Инструкция:«Сейчас мы будем находить знакомые фигуры, и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяснить и показать) Посмотри внимательно на карточку. Здесь нарисован треугольник (прямоугольник). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник (прямоугольник)».

ЗАДАНИЕ 5. Инструкция: «Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: те линии, которые уже есть, обводить нельзя».

Тест Керна – Йерасека

Цель: Определение сформированности общих представлений. Выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.

Данный тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

Инструкция по применению теста.

Пред выполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины, так как он это умеет (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить. Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

На обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части - образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов. Ручку перед ребенком кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).

В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентраций внимания. Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения.

Во время выполнения заданий требуется следить за детьми, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует - правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать, несмотря на указания, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и др.

12. Методика « Домик»

Цель: исследование произвольности поведения ребенка, способности действовать по образцу, уровня сформированности тонкомоторных движений, координации в системе «глаз - рука».

Оборудование: картинка с изображением домика

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку с изображением домика. На своем листе нарисуй точно такой же домик. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ничего нельзя, можно поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Понятно задание? Тогда приступай к работе».

Оценивается:

Наличие деталей (обязательными считаются все элементы рисунка).

Рисует ребенок по памяти или зрительно соотносит каждый элемент с образцом.

Как часто ребенок отвлекается.

Наличие ошибок (перечень ошибок смотри ниже).

Соотнесение окончательного результата своей работы с образцом.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение, точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

- отсутствие какой-либо детали;

- нарушение пропорций (увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка)

- неправильно нарисованный какой-либо элемент;

- неправильное расположение деталей в пространстве (расположение забора не на общей с домиком линии, смещение трубы, существенное смещение окна от центра, расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии, основание крыши соответствует основанию домика);

- отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

- разрывы в местах необходимых соединений и залезание линий одна на другую.

13. Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе».(Я.Л. Коломинский)

Цель: Определить статус ребенка в системе межличностных отношений, т. е. насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию.

Инструкция:

Начало года: «Ответь, пожалуйста, на вопрос - с кем из группы ты бы хотел играть вместе? Назови троих ребят».

Конец года: «Ответь, пожалуйста, на вопрос - с кем из группы ты бы хотел вместе пойти в школу, в один класс? Назови троих ребят».

Процедура: Ответы детей заносятся в протокол социометрического исследования. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных выборов.

Критерии оценки:

1 категория - «звезды» (5 и более выборов);

категория - «предпочитаемые» (3-4 выбора);

категория - «принятые» (1-2 выбора);

категория - «непринятые» (0 выборов).

1 и 2 статусные группы являются благоприятными, 3 и 4 - неблагоприятными. В зависимости от полученных ответов можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчужденный.

Во время обследования на каждого ребенка заполняется протокол психологического обследования. После всесторонней обработки результаты обследования ребенка заносятся в сводную таблицу, где подсчитывается суммарный балл по всем критериям.

Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, учитывается не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого, т.е. зону его ближайшего развития. Результаты диагностики также позволяют психологу выстроить стратегию действия по отношению к ребенку, если результат оказывается ниже нормы, т.е выделить основные направления коррекционно-развивающей работы. Как правило это:

1. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

2. Развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций.

3. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

В результате психолого- педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ, определяется его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен и нигде не учитывается. При переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении. Пути решения проблемы:

- непосредственный контакт психолога ДОУ и школы;

- встречи родителей и детей с будущими педагогами;

- знакомство с образовательными программами школ.

Всё это поможет родителям определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия для детей.

Существует и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. При поступлении в школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его возрастных и индивидуальных особенностей. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, развития коммуникативных умений, а так же развития крупной и мелкой моторики.

В результате, игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному обучению.

Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей к школьному обучению.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса и ускорению обучения.

В связи с этим, необходимо предпринять попытку обобщить и структурировать различные формы взаимодействия, касающиеся подготовки ребенка к успешному обучению в школе, а так же определить основные направления обеспечения эффективного взаимодействия между дошкольным и школьным образованием. А именно: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

- заключение договора между ДОУ и школой по обеспечению преемственности;

- планирование совместной деятельности, направленной на решение проблем, возникающих в процессе подготовки детей к успешному обучению в школе;

- организация деятельности по подготовке к школе, осуществляемая педагогами и психологом ДОУ: стартовая диагностика, групповые занятия, коррекционно-развивающая работа, итоговая диагностика;

- проведение совместных профилактических мероприятий с привлечением детей и родителей, будущих выпускников: «Экскурсия в школу», «День открытых дверей», «День знаний». Всё это вызывает интерес к школьному обучению, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах;

- проведение ГМО с участием специалистов ДОУ и школы (учителей будущих первоклассников, педагогов-психологов);

- организация и проведение родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе с участием психолога и учителя школы. Это помогает родителям в выборе школы и программы обучения;

- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Согласованная работа с психологами школ позволит оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ребенком ещё в ДОУ. Использование единого диагностического пакета для будущих первоклассников, рекомендованного Управлением образования, позволяет психологу школы увидеть объективную картину уровня подготовки ребенка, не травмируя его психику. Такое сотрудничество ради детей и позволит добиваться положительных результатов.

Ради детей можно найти время, силы и средства для осуществления процесса эффективного взаимодействия между учреждениями дошкольного и начального школьного обучения.

Наши рекомендации