Вопрос. Собрания (сходы) граждан: история развития, роль в системе управления местными делами в настоящее время, порядок созыва и проведения.

Ст.24 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом МО в соответствии с законами субъектов РФ. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, предусмотренных п.6 ст.15 настоящего ФЗ, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей МО, обладающих избирательным правом.

П.6 ст.15 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В отдельных поселениях УМО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов МСУ собраниями (сходами) граждан.

Полномочия сходов в дореволюционной России были очень большие (см. вопрос 6). В годы советской власти собрания (сходы) закреплялись в законодательстве в качестве одной из форм осуществления МСУ по месту жительства. При этом определялся конкретный перечень вопросов, которые находились в ведении собраний. Решения принимались открытым голосованием и были обязательны для исполнения всеми жителями населенного пункта. Обязанность реализации решения собрания возлагалась на исполкомы местных советов.

В настоящее время роль собраний (сходов) граждан в системе управления местными делами существенно меняется. Порядок созыва и проведения определятся УМО:

#G0Ст.77 Устава г. Петрозаводска: Собрания граждан по месту жительства являются формой непосредственного участия жителей города в решении вопросов местного значения. Собрания граждан созываются по микрорайонам, жилым массивам, кварталам, улицам, жилым домам. В случаях, когда созыв собрания затруднен, могут проводиться конференции (собрания представителей) жителей соответствующих территориальных частей города.

Предложения о созыве общих собраний (сходов), конференций граждан, вопросах, подлежащих рассмотрению на них, могут вноситься органами МСУ, органами ТОСУ, местными отделениями общественных организаций и движений, руководителями муниципальных предприятий, учреждений, организаций, группами граждан (не менее 5 процентов от числа граждан, проживающих на данной территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе), конференции).

Общее собрание (сход) граждан считается правомочным, если на нем присутствует не менее 1/З от числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины избранных представителей.

В работе собраний имеют право участвовать граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории, обладающие избирательным правом.

Общие собрания (сходы), конференции граждан: избирают органы ТОСУ; в случаях, предусмотренных УМО, избирают управляющих поселковыми, сельскими администрациями; рассматривают вопросы, связанные с образованием, наименованием и переименованием волостей, населенных пунктов; рассматривают вопросы благоустройства территории, торгового, медицинского, бытового обслуживания населения, водоснабжения и иные вопросы жизнеобеспечения населения; заслушивают отчеты органов ТОСУ, управляющих поселковыми, сельскими администрациями, иных должностных лиц органов МСУ; заслушивают информации депутатов ЗС РК, представительного органа местного самоуправления района (города, волости) о своей деятельности; ходатайствуют перед компетентными органами о привлечении нарушителей к административной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Решения собрания принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании. Они доводятся до сведения органов МСУ г. Петрозаводска и населения соответствующей территории. Решения собраний, принятые в пределах их собственных компетенций, обязательны для исполнения всеми жителями соответствующих территориальных частей города. Принятые решения по вопросам местного значения доводятся до сведения Петрозаводского городского Совета, Главы МСУ, других заинтересованных органов и должностных лиц и учитываются ими в своей деятельности.

Вопрос.

Партии, выражая политическую волю своих членов, ставят основными задачами участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов.
Партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Партии равны перед законом.
Партии имеют право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников - депутатов в соответствующих Советах народных депутатов.
Массовые общественные движения преследуют политические или иные цели и не имеют фиксированного членства.
Военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Профессиональные союзы во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, кооперативными и иными общественными объединениями представляют и защищают интересы членов профессиональных союзов в области производства, социально-экономической и культурной областях. Все профессиональные союзы равны перед законом.
Политические партии и профессиональные союзы имеют только фиксированное индивидуальное членство.



Наши рекомендации