Проблемно-ориентированный анализ
Введение
В нашей стране происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Изменения в системе дошкольного образования зафиксированы на уровне правовых оснований через следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Нормативно - правовые документы призваны обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование одним из уровней общего образования.
Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования становится гибкость образовательных программ, их подстраиваемость под различные потребности семей.
Принципы дошкольного образования раскрываются в стандарте как полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; индивидуальный подход к каждому ребенку; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьями воспитанников; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; возрастная адекватность; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Таким образом, одной из важнейших задач современного дошкольного образования является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах его жизни.
Глава 1. Аналитическая часть
Направления педагогической деятельности за 2014-2017г.г.
Я работаю в дошкольном учреждении 3 года. За данный период моя педагогическая деятельность велась по следующим напрвления:
- повышение профессиональной компетентности в сфере современных технологий по здоровьесбережению дошкольников, овладение инновационной технологией ТИКО-моделирования как эффективного ресурса реализации ФГОС ДО;
- организация социального партнерства с семьями воспитанников, специалистами ДОУ по реализации проектной деятельности;
- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства.
Исходя из перечисленных направлений деятельности, я ставила перед собой следующие основные задачи:
- систематизировать работу по внедрению наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий;
- организовать совместную работу всех участников образовательных отношений в реализации проекта по взаимодействию с родителями воспитанников;
- внедрить в практику своей работы инновационную технологию ТИКО-моделирования как средство познавательно-речевого развития дошкольников;
- принять активное участие в конкурсной деятельности ДОУ и города.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Вывод: таким образом, проанализировав результаты промежуточного мониторинга за последние три года, я увидела положительную динамику детского развития и освоения детьми образовательной программы.
За период посещения детьми группы запас их компетенций значительно увеличился. Для этого я предлагала детям творческие задания, вовлекала в различные виды деятельности, создавала условия для детского саморазвития.
Во время освоения образовательной программы у детей развивались интегративные качества. Данные промежуточного мониторинга показывают, что дети стали проявлять любознательность, активность, стали сопереживать друг другу, научились контролировать свои эмоции и управлять своим поведением, у детей появилась мотивация к учебной деятельности, стремление решать интеллектуальные и личностные задачи и добиваться результата.
При педагогической диагностике учитываю степень реальных достижений каждого ребенка, т.к. у разных детей они варьируют в силу различных объективных обстоятельств и условий жизни. Для обработки и анализа полученных данных использую следующие методы: наблюдения в самостоятельной и совместной деятельности, анализ детских работ, индивидуальные и совместные беседы с детьми, дидактические игры. Данные заношу в индивидуальные карты развития детей.
На основе анализа результатов педагогической диагностики и выявления причин возникновения проблемных ситуаций в развитии детей вношу коррективы в планирование работы с группой детей в целом, намечаю пути индивидуальной образовательной траектории для отдельных воспитанников, определяю методы поддержки детского развития, формы взаимодействия с семьей ребенка.
В процессе индивидуальной работы я использовала технологию разноуровневого обучения, то есть индивидуально работала с теми детьми, у которых что-то не получалось, и с теми, у которых более высокий потенциал развития. Одним детям я более подробно объясняла возможные варианты решения проблемы, другим давала задания повышенного уровня сложности. Результаты индивидуальной работы отражались в результатах промежуточного мониторинга освоения детьми образовательной программы. После изучения и анализа полученных результатов, я строила дальнейшую работу на основе технологии разноуровневого обучения.
Взаимодействие с социумом открыло большие возможности использования различных ресурсов в образовательной деятельности с целью обогащения знаний детей об окружающем мире (детская библиотека, краеведческий музей, музыкальная школа, библиотека им. П.П. Бажова). Дети получили большой багаж знаний по темам: «Музыка навеянная детством», «Зима в лесу», «Русская изба» «Музыкальные инструменты», «Победе посвящается» и др.
Повышению познавательной активности детей способствовало также участие в различных городских, областных и всероссийских конкурсах и выставках детского творчества:
- Муниципальныйконкурсдетскоготворчествапобезопасностидорожногодвижения «Светлячок» , 2017г.
- Детский шашечный турнир, 2017 г., ДОУ
- Муниципальный конкурсдетскоготворчества «Автомобиль, которыйяпридумалсам», 2016
- Муниципальный конкурсдетскоготворчества «Книжки-малышки, нарисованные ребятишками», 2016
- Всероссийскийконкурсподизайну «Воздушныйшар», 2015
- VIII Всероссийский конкурс детского рисунка «Забавные отпечатки», 2015
- Общероссийскаяакция «Урокбезопасностидлядетейиродителей» врамкахсоциально-ориентированногопроекта «Отформированиядорожной
культурыкбезопасностижизни», 2016
- Всероссийскийконкурсдекоративно-прикладногоискусства «Эксклюзивнаязакладкадлякниги», 2016
Также, мы с ребятами принимали участие в акциях: «Сладкая посылка солдату», «Подари жизнь» для животных из приюта «Ковчег», «Подарим хорошее настроение», «День добрых дел», «День дарения книги», «Помоги зимующим птицам».
Глава 2. Проектная часть
Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, и прежде всего – отношений между родителями и детьми. Современные родители имеют возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования. Теперь главную семейную ценность представляет собой забота о материальном благополучии семьи и обеспечить детям наилучшие возможности для получения хорошего образования. Но вместе с тем заметно снижается ценность детско-родительских отношений, общения с детьми, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.
Сегодня недостаточно ограничивать работу с семьей психолого-педагогическим просвещением, простым обменом информацией между родителями и педагогами.
Необходимое условие успешности организации воспитательно-образовательной работы в детском саду – вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.
Поэтому считаю, что необходимо задуматься над тем, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с законом «Об образовании в РФ» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.
С моей точки зрения сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Поэтому считаю, что необходимо создать социальное партнерство в образовательных отношениях, в которых участники смогут развивать базовые компетенции, необходимые им для решения проблем в вопросах образования ребенка. Результат – целевые ориентиры в условиях реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС ДО.
Проблема существующих форм взаимодействия с родителями состоит вих чрезмерной регламентированности со стороны детского сада.
Цель моей дальнейшей деятельности: усиление субъектной позиции родителей в управлении образовательным процессом группы посредством нетрадиционных форм взаимодействия.
Задачи:
1. Уменьшить непосредственное участие педагога в мероприятиях на основе увеличения родительской активности (Обмен позициями: первые выступают в роли зрителей, слушателей и участников, вторые – в роли организаторов, инициаторов).
3. Разработать и реализовать проекты на основе двустороннего воздействия: детского сада на семью и семьи на детский сад.
4. Обеспечить систематическую реализацию разработанных проектов в повседневной жизни группы в процессе взаимодействия с семьей.
|
Заключение
Применение современных образовательных технологий дал положительную динамику роста уровня познавательного развития воспитанников, которую я прослеживала при проведении мониторинга.
Считаю, что интегрированный подход имел определенные преимущества: способствовал формированию целостной картины мира, повышало мотивацию, формировал познавательный интерес, раскрепощал детей в творчестве, помогал решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.
Я пришла к выводу, что интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, способствует проявлению творческой активности педагога.
ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Применяемые мной здоровьесберегающие технологии, были эффективными для профилактики заболеваний, а также формирования у детей умений заботиться о сохранении своего здоровья.
Современные технологии ТИКО – моделирования и проектирования способствовали проявлению познавательной активности детей в различных видах детской деятельности.
Взаимодействие с родителями детей в различных формах– позволило организовать единое пространство для всех участников образовательных отношений, сблизить детей и родителей, родителей и воспитателей, родителей между собой.
Развивающая предметно-пространственная среда, созданная мной в группе, соответствует требованиям стандарта – является безопасной вариативной, мобильной, доступной, провоцирующей детей на разного рода деятельность.
Одно из условий ФГОС это - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поэтому поиск новых методов обучения дошкольников привел к созданию педагогических условий для познавательного, коммуникативного, речевого развития дошкольников.Таким образом, созданные мной педагогические условия дали возможность детям проявить себя в различных видах детской деятельности, творческих и интеллектуальных конкурсах различных уровней, а взрослым осуществить единые подходы к воспитанию и образованию детей, тем самым повысить качество образовательной деятельности в группе.
Литература
1. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
2. «Дискуссия как форма обучения взрослых в современной системе дошкольного образования» В.Б. Веретенникова // Управление дошкольным образовательный учреждением, № 9, 2016, с.28.
3. «Интегративный подход в организации образовательного процесса в детском саду» И.В. Кашпар, Е.С. Пильчугова// Дошкольная педагогика, № 9, 2016, с. 31.
4. «Методическое сопровождение введения ФГОС ДОв практику дошкольной организации» А.В. Маркова//Методист дошкольного образовательного учреждении, № 16, 2015, с. 86
5. «Методы и методики педагогической диагностики в ДОО» Т.И. Ерофеева//Управление дошкольным образовательный учреждением, № 9, 2016, с.16.
6. «Психолога-педагогическая характеристика современного дошкольника» О.П. Пилипенко//Дошкольная педагогика, № 4, 2016, с. 53.
Интернет-ресурсы
http://www.eduportal44.ru/Sharya/ds7/3/Аналитический%20отчет%20воспитателя%20Ватагиной%20ЛП.pdf
Введение
В нашей стране происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Изменения в системе дошкольного образования зафиксированы на уровне правовых оснований через следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Нормативно - правовые документы призваны обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование одним из уровней общего образования.
Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования становится гибкость образовательных программ, их подстраиваемость под различные потребности семей.
Принципы дошкольного образования раскрываются в стандарте как полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; индивидуальный подход к каждому ребенку; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьями воспитанников; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; возрастная адекватность; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Таким образом, одной из важнейших задач современного дошкольного образования является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах его жизни.
Проблемно-ориентированный анализ
Задача современной образовательной политики – воспитание личности, способной к самоопределению, готовой принимать самостоятельные решения. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовании. Внедрение принципа интеграции образовательных областей в образовательном процессе является важнейшей качественной характеристикой, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением различных видов деятельности.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Образовательный процесс, построенный по принципу интеграции образовательных областей, решает такие задачи как:
- формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире;
- формирование обобщенных представлений;
- побуждение их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей;
- развитие у детей логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интегративный подход дает возможность:
- Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс;
- Объединить усилия разных специалистов в решении общих задач по обеспечению развития мотивации и способностей детей в различных видах деятельности;
- Получить качественно новый педагогический результат - использование разнообразных организационных форм взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых.
Новые подходы к организации образовательного процесса требуют изменения условий реализации педагогических задач и должны быть направлены на повышение эффективности за счет внедрения инновационных технологий, взаимодействия всех участников образовательного процесса на основе интеграции, единства целей и задач развития детей.
Возникает противоречие:
Между необходимостью внедрения новых форм организации образовательного процесса и несовершенством педагогических условий.
Объект исследования – процесс внедрения современных технологий в образовательную деятельность
Предмет исследования – познавательная активность детей
Цель: развитие познавательной активности детей посредством внедрения современных технологий в образовательную деятельность.
Задачи:
1. Выбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.
2. Внедрение современных технологий в педагогический процесс с целью повышения мотивации детей к получению новых знаний, ускорения процесса усвоения знаний с помощью современных технологий.
3. Создание системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.