Нормативные правовые акты о местном самоуправлении в Российской Федерации и субъектах РФ
В целях построения модели местного самоуправления в Российской Федерации был принят Федеральный закон от28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако до 2003 г. стройная системафедерального правового регулиро-вания отношений в муниципальной сфере так ине сложилась. Это обусло-вило необходимость проведение реформы всей системы местного само-управления.Начальной точкой этой реформы стало внесение 14 января 2003 г. Президентом РФ в Госдуму проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции». Законопроект был опубликован для всеобщего обсуждения, направлен в органы государственной власти субъектов РФ и в муниципальные образо-вания для внесения изменений и дополнений, выработки рекомендаций и предложений.
Ко второму чтению в Госдуму поступило более 20 тыс. поправок и дополнений, что свидетельствовало об активности регионов (субъектов РФ) и муниципалитетов, о неформальном подходе к обсуждению предложенного законопроекта.В июне 2003 г. состоялось второечтение закона. 16 сентября 2003 г. Госдума приняла закон о местном самоуправлении в третьем чтении, а 24 сентября егоодобрил Совет Федерации. 6 октября 2003г. Закон был подписан Президентом Российской Федерации.
Федеральныйзакон от06.10.2003г. № 131-ФЗ«Об общих принципахорганизации местного самоуправления Российской Федерации» в полном объеме вступил в силу с 1 января 2009 г. До этой даты имел место переходный период.
За время переходного периода, в целях обеспечения реализации поло-жений Закона, органами государственной власти субъектов РФ была про-ведена работа по установлению границ муниципальных образований и наделениюсоответствующих муниципальных образований статусом городско-го, сельского поселения, городского округа, муниципального района;обес-печению формирования органов местного самоуправления во вновь образо-ванных муниципальных образованиях; приведению в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ нормативных правовых актов субъектов РФ о местном самоуправлении, что обеспечило создание необходимых условия для функционирования местного самоуправления в полном объеме.
Следует отметить важность переходного периода, поскольку только за этот период, еще до вступления Закона в полную силу, в него неодно-кратно вносились изменения и дополнения: семь раз в 2004 г., восемь раз в 2005 г., 10 раз в 2006 г., 10 раз в 2007 г. и шесть раз в 2008 г.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в соответствии с Консти-туцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организаци-онные и экономические основы и принципы организации местного само-управления в России, определяет государственные гарантии его осуществления.
Данный Закон существенно изменил концепцию местного самоуправле-ния. Пожалуй, в наибольшей степени изменениям были подвергнуты терри-ториальные основы местного самоуправления.
Ранее в России существовала одноуровневая модель местного само-управления. Новый Федеральный закон предусматривает возможностьсоз-дания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом территориигородских исельских поселений входят в состав территории муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями. Т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневоеместное самоуправление.
Особенностью нового Закона является также то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое нововведение в целом оценивается положительно. Оно призвано скорректировать ситуацию, когда являющиеся муниципальными образо-ваниями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.
В результате реформы вместо примерно 12 000 муниципальных обра-зований, существовавших ранее вРоссийской Федерации, возникло более 24 тысяч муниципалитетов.
Закон также предусматривает особенности осуществления местного самоуправления вгородах федерального значения, закрытых администра-тивно-территориальных образованиях (ЗАТО), городах-наукоградах,на при-граничных территориях.
Существенным изменениям подверглись организационные основы мест-ного самоуправления. Новый закон резко сужает возможности муници-пальных образований в данной сфере. Он очень подробно регулирует систему органов местного самоуправления вплоть до определения минимальной численности представительных органов местного самоуправления ипорядка занятия должности главы местной администрации.
Закон регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отраже-ния в федеральном законодательстве, что, безусловно, является положи-тельным моментом. В первую очередь это касается главы, регулирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Сейчас наибольшие сложности возникают при определении того, какие полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления, являются государственными и требуют отдельного финан-сирования. В Законе № 131-ФЗ сделана попытка решить данный вопрос, устанавлены обязательные требования к законам о наделении органов мест-ного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формы контроля органов государственной власти за реализацией органами мест-ного самоуправления переданных им отдельных государственных полномо-чий и пределы вмешательства государства в данную сферу.
Однако Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ вызывает не только положи-
тельные отзывы. Его отдельные аспекты вызвали серьезные споры еще на этапе разработки. В первую очередь они касались заметного увеличения возможности государственных органов и должностных лиц вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления идаже прямо подменять их. Существует мнение, что многие положения нового Закона существенно ограничивают самостоятельность местного самоуправ-ления, гарантированную Конституцией РФ.
Многие вопросы местного самоуправления отражены в отраслевом законодательстве: административном, финансовом, гражданском и др. Помимо федеральных законов муниципалыю-правовые отношения регули-руются значительным числом подзаконных актов.
По определенным вопросам местного самоуправления (система, стру-ктура органов местного самоуправления, вопросы выборов органов и долж-ностных лиц и т.д.), особенно до их законодательной регламентации, допус-тимо издание указов Президента РФ. Таков, например, Указ Президента РФ от 28.04.2008г. № 607«Об оценке эффективности деятельности органов мест-ного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
По функциональным вопросам, требующим единообразной регламента-ции в масштабах государства, принимаются постановления Правительства РФ и ведомственные акты федеральныхорганов исполнительной власти. Чаще всего это общие акты для всех органов, включая органы местного самоуправления, реже — только для последних, например постановление Правительства РФ от 01.06.2005 № 350 «О ведении государственного реестра муниципальныхобразований Российской Федерации». При этом функцио-нальный характер подобных актов должен всецело соответствовать законам и указам, ни в коей мере не выходя за их пределы.
В настоящее время в общей сложности более 300 федеральных законов, законов РСФСР и Российской Федерации содержат нормы муниципального права. Более 1600 федеральных подзаконных актов являются источниками муницилально-правовыхнорм. В их числе: свыше 500 указов Президента РФ, более 1100 постановлений Правительства РФ, а также нормативные право-вые акты иных органов исполнительной власти,количество которых уста-новить затруднительно в связи с отсутствием необходимого общефеде-ральногоучета.
Нормы федерального законодательства развиваются и конкретизи-руются в региональном (субъектов РФ) законодательстве, которое, как правило, закрепляет модель муниципальной власти на территории субъекта РФ с учетом географических, исторических и социально-экономических особенностей. Правовые основы местного самоуправления в конкретном субъекте РФ устанавливаются следующими нормативными правовыми ак-тами:
1) конституциями республик и уставами других субъектов РФ.
Практически все конституции (уставы) субъектов РФ содержат раздел, посвященный организации местного самоуправления на территории соот-ветствующег субъекта Федерации;
2) законами субъектов РФо местном самоуправлении. Например, в Саратовской области принято 11 областных законов в сфере местного само-управления;
3) подзаконными актами: постановлениями и распоряжениями выс-
шего должностного лица субъекта РФ постановлениями и распоряжениями
высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;
4) решениями конституционных (уставных) судов субъектов РФ по воп-росам местного самоуправления.
На основе анализа законодательных актов субъектов РФ, регламентирующих вопросы организации местного самоуправления, можно сделать вы-вод о том, что они отражают борьбу двух тенденций. Сутью одной из них является тезис о местном самоуправлении как продолжении государ-ственной власти на местах, в соответствии с другой — местное само-управление понимается как самоорганизация населения, при которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
2.3. Нормативные правовые акты муниципальных образований
Первичный (низовой) уровень нормативно-правового регулирования местного самоуправления образуют муниципальные правовые акты, т.е. акты, принимаемые непосредственно населением и органами местного самоуправления муниципальных образований. Под ними Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ понимает «решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформ-ленное, обязательное для исполнения на территории муниципального обра-зования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер».
Указанное в данном Законе определение муниципального правового акта позволяет выделить следующие признакимуниципальных правовых актов:
· егодокументальное оформление;
· принимаютсянаселением непосредственно либо органом или долж-ностным лицом местного самоуправления;
· принимаются по вопросам местного значения или по вопросам осу- ществления переданных на исполнение органам местного самоуправ-ления отдельных государственных полномочий;
· территориальная ограниченность (обязательны для исполнения только на территории соответствующего муниципального образова-
ния);
· нормативный либо индивидуальный характер.
Муниципальные правовые акты можно классифицивать по следую-
щим основным группам:
· уставымуниципальных образований;
· решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан;
· правовые акты представительного органа муниципального образо-
вания;
· правовые акты главы муниципального образования;
· правовые акты главы местной администрации и иных должностных
лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного само-управления несутответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конститу-ции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В системе муниципальных правовых актов актами высшей юридической силы являются уставы муниципальных образований иоформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан. Эти актыимеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны им противоречить.
Устав- основной нормативный правовой акт муниципального образова-ния. Это своеобразная «местная конституция», включающая в себя основ-ные нормы, регламентирующие организацию и деятельность местного сооб-щества на началах самоуправления. Это правовой символ самоорганиза-ции и саморегулирования, определяющий роль граждан в управлении на местах. Как акт учредительного характера,уставмуниципального обра-зования придает юридический характер фактическисложившимся или складывающимся правоотношениям. Он регулирует широкий спектр вопросов жизни местного сообщества, связанных с решением вопросов местного зна-чения.
Устав принимается представительным органом муниципального об-разования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих актив-ным избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредст-венно на сходе граждан. Проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию. При этом также должны быть указаны порядок учета представительным органом муниципального образования предложений по проекту устава ипорядок участия граждан в его обсужде-нии на публичных слушаниях.
Уставмуниципального образования подлежит государственной регист-рации в органах юстиции. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ уста-навливает два основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования:
1)противоречие его Конституции РФ, федеральным законам, принима-емым в соответствии с ними конституции (уставу) и законам субъекта РФ;
2) нарушение установленного федеральным законом о местном само-управлении порядка принятия устава.
Отказ в государственной регистрации устава муниципального обра-зование, а также нарушение сроков регистрации могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований определена в Федеральном | законе от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», в соответствии с которым государственную регистрацию уставов муници-пальных образований организует уполномоченный федеральный орган ис-полнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных обра-зований.
Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 146 полномо-чия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Главные управления (управления) Министерства юстиции РФ по субъекту РФ.
В соответствии с Рекомендациями по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных право-вых актов о внесении изменений в уставы муниципальныхобразований, ут-вержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26.08.2005г. № 147 государственная регистрация включает в себя:
· проверку (юридическую экспертизу) устава, муниципального право-вого акта о внесении изменений в устав на предмет соответствия тре-
бованиям Конституции РФ и федерального законодательства, консти-туции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ;
· проверкусоблюдения установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесе-нии изменений в устав;
· присвоение номера государственной регистрации уставу, муници-пальному правовому акту овнесении изменений в устав;
· выдачу свидетельства о государственной регистрации устава, муници-пального правового акта о внесении изменений в устав;
· включениесоответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований.
Государственный реестр уставов муниципальных образований явля-ется сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении измененийв уставы муниципальных образований.
В государственный реестр уставов муниципальных образований субъ-
екта РФ включаются следующие сведения:
1) государственный регистрационный номер устава муниципального
образования;
2) реквизиты устава муниципального образования (орган, приняв-
ший устав, наименование устава, номер и дата утверждения реше-
ния, которым принят устав);
3) сведения об источнике и о дате официального опубликования
(обнародования) устава муниципального образования.
Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые
акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.
Устав муниципального образования после государственной регистра-
ции подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародова-нию) и вступает в силу только после его официального опубликования (об-народования).
Конкретные требования к содержанию устава изложены в ст. 44 За-кона № 131-ФЗ и в ряде других его положений, согласно которым в уставе муниципального образования должны определяться:
· наименование, границы и состав территории муниципального образования;
· вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципаль-ного образования;
· формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопро-сов местного значения, в том числе путем формирования органов территориального общественного самоуправления;
· виды, порядок принятия, официального опубликования и вступ-ления в силу муниципальных правовых актов;
· срок полномочий представительного органа муниципального образо-вания, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуп-равления и выборных должностных лиц, а также основания ипорядок прекращения полномочий указанных органов;
· виды ответственности органов и должностных лиц местного само-управления, основания наступления этой ответственности и порядок ее применения;
· порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюд-жета, а также порядок контроля за его исполнением;
· порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Наиболее значимые вопросы организации и деятельности местного самоуправления решаются населением непосредственно путем проведе-ния местного референдума, на сходах и собраниях граждан.
Решения местного референдумаимеют высшую юридическую силу, обязательны для исполнения на всей территории муниципального обра-зования и не нуждаются утверждении ни органами или должностными лицами местного самоуправления, ни государственными органами.
Сходы гражданмогут проводиться только в небольших муниципаль-
ных образованиях. Практика показывает, что в поселениипри числе жите-лей более 300—400 человек организовать сход уже сложно, поэтому сходы организуются в поселениях, где проживает не более 100 человек, обладающих активным избирательным правом.
Порядок созыва и проведения схода граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции устанавливаются уставом муниципа-льного образования в соответствии с законами субъектов
К муниципальным нормативным правовым актам также относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицамиместного самоуправления по вопросам своего ведения. Наименования и виды таких актов, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с зако-ном № 131-ФЗ и законами субъектов РФ.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муници-пального образования, иными выборными органами местного самоуправ-ления, главой местной администрации, органами территориального обще-ственного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Если говорить об иерархии муниципальных правовых актов, то среди них наибольшую значимость имеют решения выборных представительных органов муниципальногообразования, затем акты главы муниципального образования и главы местной администрации.
Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Данные нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ, федеральному законодательству, законам субъектов РФ, уставу муни-ципального образования. Согласно Закону № 131-ФЗ в случае признания судом нормативного правового акта представительного органа муници-пального образования, главы муниципального образования противоречащим конституционным нормам и указанным ранее нормативным правовым актам он подлежит отмене. Если данные органы местного самоуправления не выполнят решения суда, то представительный орган местного самоуправ-ления может быть распущен, а глава муниципального образования отрешен от должности.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправ-ления принимаются в форме решений, постановлений и распоряжений. Представительный орган муниципальногообразования повопросам, отне-сенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов РФ и уставом муниципального образования, принимает решения, которые могут быть двух видов: нормативные иненормативные. Нормативные решения содержат правовые нормы и устанавливают общеобязательные правила на территории муниципального образования, например решение Саратовской городской Думы «О мерах по ремонту транзитно-уличной сети города». Ненормативные решения регулируют вопросы организации дея-тельности представительного органа местного самоуправления, например решение Саратовской городской Думы «Об утверждении состава рабочей группы по разработке Положения о проведении конкурса на должность гла-вы местной администрации».
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образова-вания для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, вправе отклонить указанный нормативный правовой акт и в течение 10 дней направить его на доработку в представительный орган муниципального образования. Еслипри повторном рассмотрении принятый нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной числен-ности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельно-
сти представительного органа муниципального образования, например поста-новление Председателя Саратовской городской Думы «Об утверждении положения о кадровом резерве аппарата Саратовской городской Думы», рас-поряжение Председателя Саратовской городской Думы «О проведении праздничных мероприятий в честь годовщины Победы в Великой Отечест-венной войне».
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, ус-тановленных уставом муниципального образования и решениями представи-тельного органа местного самоуправления, издает постановления и распо-ряжения. Постановления, как правило, издаются по вопросам местного зна-чения и по вопросам, связанным с исполнением отдельных государственных полномочий; распоряжения – по вопросам организации работы исполни-тельного органа местного самоуправления.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами, издает постановления, например постановление Главы администрации г. Саратова «Об утверждении Регламента коллегии ипостоянно действую-щего совещания».
В настоящее время согласно Положению о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 607, в целях обеспечения верховенства КонституцииРФ и федеральных законов, учета исистематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации консти-туционного права граждан на получение достоверной информации и соз-дания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного само-управления, должностными лицами и организациями ведется федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Принципами веде-ния регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность содержащихся в нем сведений.