Конституционные принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления, отражая основные идеи и законо-
мерности развития общества, составляют базу, фундамент, без которых невоз-можны организация и деятельность населения и органов местного самоуправ-ления.
Под конституционными принципами местного самоуправленияпони-маются закрепленные в Конституции РФ основные начала, определяющие организацию и функционирование институтов местного самоуправления. К ним относятся следующие принципы:
1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значе-ния.В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов мест-ного значения. В этом — суть местного самоуправления.
Конституционное положение о самостоятельности местного самоуправле-ния в пределах своих полномочий соответствует нормам Европейской Хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».
Самостоятельность местного самоуправления подразумевает прямой запрет для органов государственной власти и их должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления, а также образовывать органы и назначать должностных лиц местного управле-ния. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобя-зательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы социально-экономическогоразвития. Население самостоятельно определяет конкретные формы осуществления местного самоуправления и структуру муниципальных органов.
Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления, как и самостоятельность любой публичной власти в рамках единой государст-венности, относительна. Существуя в рамках одной страны, взаимодействуя с органами государственной власти, функционируя, в конечном счете, наряду с другимисистемами в интересах человека, местное самоуправление имеет самые разные ограничители своей самостоятельности.
Прежде всего, это его статус, который определяет включенность местного самоуправления в общую систему общественного порядка, государственного иобщественного управления и самоуправления. Другой рациональный ограни-читель самостоятельности местного самоуправления также объективного характера — очерченность его полномочий вопросами местного значения, локальной территорией. Кроме того, местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей, как дефицит финансовых средств, общие интересы местного сообщества, а также субъективных факторов: уров-ня развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения.
Значительно корректирует проведение самостоятельной муниципаль-ной политики деятельность органов государственной власти. Принятие новых законов, осуществление правительством общегосударственной поли-тики в конечном счете не только затрагивает интересы населения муници-пальных образований, но и требует участия тех или иных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могутнаделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач ифункций на местном уровне.
2. Организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти.Принцип организационного обособления определяет место самоуправления в системе управления обще-ством и государством.
Публичная власть осуществляется в России на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов РФ и муниципальном, хотя источник у них единый — многонациональный народ России. Причем первые два уровня представляют государственную власть, а третий— уровень местного самоуправления.
Акцент на организационную обособленность органов местного само-управления от системы органов государственной власти сделан в ст. 12 Конституции РФ, где определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Исходя именно из этого принципа, строятся основы взаимоотношений муниципальных образований между собой, органов местного самоуправления и органов государствен-ной власти.
Конституция РФ,устанавливая организационную обособленность местного самоуправления, закрепляет за ним собственную (исключи-тельную) компетенцию, в пределах которой оно самостоятельно.
Как и всякая публичная власть, местное самоуправление имеет общую основу с государственной властью, которая на муниципальном уровне приоб-ретает новые черты, связанные прежде всего с возможностью ее осуществле-ния непосредственно за счет использования потенциала самоорганизации граждан. Таким образом, местное самоуправление не является альтерна-тивой государственной власти, а представляет собой специфический элемент государственного устройства. Закрепление за местными органами полно-мочий— результат разграничения компетенции между центром и местами в рамках единого государственного механизма.
3. Соразмерность полномочий местного самоуправления матери-ально-финансовым ресурсам.Конституция РФ гарантирует экономиче-скую и финансовую самостоятельность местного самоуправления.
Экономическая самостоятельность местного самоуправления определя-ляется наличием муниципальной собственности и правом самостоятель-ного управления ею. К объектам муниципальной собственности относят-ся: имущество органов местного самоуправления, включая средства мест-ного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, муниципаль-ные предприятия, земельные участки и другое недвижимое и движимое иму-щество.
Финансовую основу местного самоуправления составляет право орга-нов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворе-ние основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Для этого за муниципальными образованиями закрепляются отчисления от федеральных налогов и налогов субъекта РФ, которые являются доходными источниками местного бюджета. Кроме этого, для нормального обеспечения жизнедеятельности населения органы местного самоуправления должны сами «зарабатывать» дополнительные средства за счет предоставляемых населению платных услуг.
4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправленияс учетом и использованием исторических, национальных, культурных и иных местных традиций. Принцип многообразия форм организации и осуществления местного самоуправления можно рассматривать в трех аспектах: а) территориальном; б) национальном; в) структурном.
Территориальный аспект предполагает осуществление местного самоуправления в границах различных административно-территориаль-ных единиц с учетом исторических особенностей и устоявшихся традиций. Так, в Ульяновской области муниципальные образования созданы в соста-ве поселений(городских и сельских), в том числе административных цент-ров соответствующих муниципальных районов, городских округов, в том числе один городской округ – город Ульяновск - административный центр субъекта РФ (Ульяновской области). В Астраханской области — в город-ских, районных и сельских поселениях; в Пензенской области — в городских и сельских поселениях, а районыявляются государственными административно-территориальнымиединицами. Но состоянию на 1 января 2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 24 151 муниципальное образование.
Наличие территории является одним из необходимых элементов ста-туса муниципального образования, поскольку, как следует из Закона № 131-ФЗ, местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий-
ской Федерации в границах муниципальных образований.
Закон № 131-ФЗ предусматривает пять видов муниципальных обра-ваний:
· два вида поселений — сельское и городское;
· муниципальный район;
· городской округ;
· внутригородская территория города федерального значения.
Последний вид муниципальных образований пока используется только в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге.
Согласно Закону № 131-ФЗ сельское поселение -один или несколько сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, стойбищ и т.д.), объединенных общей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение- город или поселок городского типа с прилегаю-щей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправ-ления.
Поселения создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов, прежде всего для решения вопросов обеспечения условий жизнедеятельности насе-ления: вопросы благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, организации транспорта внутри поселения и т.д.
Муниципальный район— несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого .характера населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые также могут осуществлять отдельные государственные полномочия. Муниципальные районы, как пра-вило, - административно-территориальные единицы в составе субъекта РФ. К полномочиям муниципальных районов отнесены, например, организация ритуальных услуг, переработка твердых бытовых отходов, организация и содержание образовательных учреждений и т.п.
Городской округ— территория города с прилегающей территорией, наделенная статусом муниципального образования.
Исходя из этого, население вправе образовывать муниципальные обра-зования, отличающиеся друг от друга не только количественными характе-ристиками (площадь территории, численность населения), но и качествен-ными показателями (уровень социально-экономического развития, финан-совый потенциал, наличие объектов государственной и муниципальной соб-ственности).
Вся территория страны должна быть покрыта как поселениями, так и муниципальными районами. Исключением являются малонаселенные территории, где плотность населения более чем в три раза ниже, чем плотность сельского населения в среднем по стране. Там вся территория будет покрыта только муниципальными районами. Но, естественно, на населенной территории должны быть и поселения. В настоящее время к числу территорий с низкой плотностью населения согласно распоря-жению Правительства РФ от 25.05.2004 № 707-р отнесены районы в 30 субъектах РФ. В Приволжском федеральном округе это Килемарский и Юринский районы Республики Марий Эл; Горнозаводский и Красно-вишерский районы Пермского края.
Закон № 131-ФЗ не предусматривает подчинение поселений муни-ципальным районам. У поселения и района имеются свои отдельные перечни полномочий, а следовательно, не должно быть сферы совместной компетенции, где может иметь место такое подчинение.
Свою территорию субъекты РФ самостоятельно разграничивают на поселения и муниципальные районы. Законом № 131-ФЗ определен ряд критериев для принятия таких решений. Например, из положений Закона вытекает, что в малонаселенных местностях населенные пункты с численностью тысяча человек и выше включаются в состав других поселе-ний, т.е. как правило являются самостоятельными муниципальными образованиями. В местностях с высокой плотностью населения муници-пальные поселения образуются при численности населения более 3-х тысяч человек.
Наибольшее количество муниципальных образований по состоянию на 1 января 2008 г. расположено в Приволжском федеральном округе — 6771, а наименьшее количество — в Уральском федеральном округе — 1351.
Из субъектов РФ наибольшее количество муниципальных образований расположено в Республике Башкортостан - 1020. Наибольшее количество городских округов расположено в Свердловской области — 67 (73% от всех муниципальных образований области).
В Ульяновской области образовано 167 муниципальных образова-ний, в том числе:
- 3 городских округа(Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск);
- 21 муниципальный район;
- 143 городских и сельских поселения.
В настоящее время наблюдается тенденция упразднения поселений на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях. При этом должны быть соблюдены два условия: во-первых, численность населения сельского поселения должна быть менее 100 человек, и, во-вторых,решение об упразднении поселения должно приниматься на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Национальный аспект обусловлен этническим многообразием населе-ния Российской Федерации. Органы местного самоуправления непосред-ственно выражают интересы жителей и способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов.
Необходимость учитывать исторические и иные местные традиции явля-ется требованием, которое последовательно реализуется в законодательстве РФ о местном самоуправлении.Базовое положение определено в п. 1 ст. 131 Конституции РФ, где указано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях сучетом исторических ииных местных традиций.
Закон № 131-ФЗ допускает, чтобы местные обычаи и традиции учитывались при установлении наименований органов местного самоуправ-ления и определении символики муниципального образования.
Анализ наименований представительных органов местного самоуправ-ления показывает, что в большинстве административных центров субъектов РФ, являющихся муниципальными образованиями, представительный орган именуется городской думой (в 31 муниципальномобразовании), в 12 город-ских муниципальных образованиях — именуются городским советом, в 9 — городским советом народных депутатов, в 5 — городским собранием. В большинстве муниципальных районов представительные органы именуются собраниями депутатов или собранием представителей.
Структурный аспект предполагает разнообразие в избрании населе-нием той или иной модели организации местного самоуправления.
Закон № 131-ФЗ содержит некоторые новшества в регулировании ор-ганизационной структуры органов местного самоуправления, в том числе:
1) обязательным стало наличие не только представительного органа, но
и главы муниципального образования, а также местной администрации (ис-полнительно-распорядительного органа муниципального образования), в то время как ранее (Законом от 28.08.1995г. № 154-ФЗ) обязательным был только представительный орган;
2) предусматривается запрет на совмещение главой муниципального образования должности руководителя представительного органа и главы местной администрации муниципального образования.
Если глава муниципального образования избирается непосредственно на-селением, то уставом муниципального образования устанавливается, что он входит в состав представительного органа и является его председателем либочто он является главой местной администрации.
Если же, согласно уставу, глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, он может быть только руководителем представительного органа.
Вместе с тем указанные ограничения не распространяются на органы мест-ного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемогоглавой муниципального образова-вания, одновременно исполняющим полномочия председателя представитель-ного органа муниципального образования. Это позволяет решить кадровую проблему в сельских поселениях;
3) в Законе № 131-ФЗ детально описывается контрактная система най-ма главы местной администрации (сити-менеджера), который назначается на должность на конкурсной основе;
4) для представительного органа местного самоуправления района пре-дусматривается возможность его формирования из представителей посе-лений. Это является одним из средств исключения подчинения поселения району. Закон 131-ФЗ предусматривает также формирование представитель-ного органа муниципального района посредством прямых выборов депу-татов.
Закон № 131-ФЗ предусматривает минимальную численность депута-тов представительного органа муниципального образования в зависимости от численности населения, обладающего активным избирательным правом.
В мае 2009 г. полномочия представительного органа муниципального образования были существенно расширены. Теперь в исключительной компе-тенции представительного органа муниципального образования принятие ре-шения об удалении главы муниципального образования в отставку. Кроме того, в настоящее время представительный орган муниципального образо-вания вправе заслушивать ежегодные отчеты главы муниципального образо-вания, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципальногообразования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципаль-ного образования.
5. Законность в организации и деятельности местного самоуправ-ления.На деятельность органов местного самоуправления распространяет-ся закрепленный в ст. 15 Конституции РФ принцип законности: «...органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы». Права исвободы человека в соответствии со ст. 18 Конституции РФ должны определять смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления.
Реализация принципа законности обеспечивается посредством таких форм, как контроль и надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина,а также путем обжалования неправомерных решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления в судебном порядке.
Обязательная государственная регистрация уставов муниципальных образований обеспечивает контроль за соответствием уставов действую-щему законодательству. Государственная регистрация уставов муниципаль-ных образований осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципаль-ных образований».
С 1 января 2009 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 ведется федеральный регистр муниципальных норма-тивных правовых актов. Уполномоченным федеральным органом исполни-тельной власти по его ведению и методическому обеспечению является Министерство юстиции РФ. Сведения, содержащиеся в федеральном реги-стре муниципальныхнормативных правовых актов, предоставляются граж-данам и организациям через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг).
6. Гласность и учет общественного мненияв деятельности местного самоуправления. Гласность— важнейший принцип демократического устройства местного самоуправления, обеспечивающий открытый характер функционирования органов местного самоуправления, систематическое ин-формирование населения муниципального образования об эффективности принятых в его интересах решений.
Осуществление этого важного принципапредполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительного органа муни-ципального образования, о вопросах, решаемых выборными и другими ор-ганами местного самоуправления. Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание прини-маемых ими решений. В-третьих, органы местного самоуправления должны использовать традиционные организационно-массовые формы работы с избирателями, обязаны рассматривать проекты правовых актов, внесенные населением, на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).
7. Запрет на ограничения прав местного самоуправления.В ст. 133 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в России гарантируется:
· правом на судебную защиту;
· правомна компенсацию дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами государственной власти;
· запретомна ограничение прав местного самоуправления, установлен-
ленных Конституцией РФ и федеральными законами.
В связи с этим на государственные органы возлагаются функции обеспе-чения, охраны и защиты местного самоуправления. К ним, в частности, отно-сятся разработка правовой основы организации и деятельности местного самоуправления; установление правовых гарантий экономической, финансовой и организационной самостоятельности местного самоуправления; соблю-дение принципов взаимодействия муниципальных органов и органов госу-дарственной власти.
Государственные гарантии местного самоуправления не исчерпыва-ются созданием правовой базы местного самоуправления, правового меха-низма защиты прав местного самоуправления. Существует законодательно определенная необходимость государственной поддержки местного самоуправления.
Так, на основании Указа Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления», в целях совершенствования государственной политики в области развития местного самоуправления создан соответствующий Совет при главе государства.
Основными задачами Совета являются:
а) подготовка предложений по осуществлению государственной по-литики в области развития местного само управления и определение прио-ритетных направлений ее реализации;
б) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъ-ектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образо-ваний;
в) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления.