Понятие местного самоуправления в современной России

Современное демократическое государство не может обеспечить опти-мальное управление экономическими и со­циальными процессами, если не гарантирует существова­ние местного самоуправления.

Формирование и развитие современной модели местно­го самоуправления в Российской Федерации осуществляет­ся с учетом не только отечественного опыта, но и под влия­нием зарубежных стандартов в этой сфере.

В юридической литературе различаются четыре основ­ные системы местного самоуправления: англосаксонская, французская, или континен-тальная, иберийская и система Советов. Основным критерием для типологизации здесь служат .принципы взаимоотношений и разделения компе­тенции между центральными и местными органами.

В рамках англосаксонской модели,получившей распро­странение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы выступают автономно, прямое подчинение нижестоящих органов вы­ше-стоящим отсутствует.

Вторая модельместного самоуправления - европейская континен-тальная, или французская.Она присуща Франции, Италии, Польше, Болга-рии и была заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Строится на основе сочета­ния выборности представительных и исполнительных ор­ганов местного самоуправления и назначении из центра на места полно-мочных представителей государственной вла­сти, которые имеют свой круг полномочий.

Третью модель называют иберийской,посколь­ку она получила распро-странение в Испании, Португалии и многих испаноязычных государствах Латинской Америки. В рамках данной модели на всех уровнях административно-территориальной структуры государства есть выборные со­веты, а также избираемые населением или советом их ис­полнительные органы. Совет - местный нормотворческий орган, алькальд- его исполни-тельный орган. Назначаемых сверху должностных лиц нет, однако избран-ный алькальд утверждается центром как представитель государства в дан­ной административно-территориальнойединице, в полно­мочия которого входит контроль за деятельностью совета.

Принципиальное отличие от вышеуказанных систем муниципально-гоуправления имеет советская модель,кото­рая была характерна для СССР и других стран «мировой системы социализма», а также для некоторых развиваю­щихся государств, ориентирующихся на социалистическую перс-пективу. Сейчас в той или иной форме советская мо­дель продолжает сохраняться лишь в немногих странах, таких, как Китай, Куба, КНДР. В рамках этой модели Со­вет рассматривается как орган государственной власти, избирающий, в свою очередь, другой государственный ор­ган — исполнительный комитет — коллегиальный орган, государственного управления в данной административно-территориальной единице. Государственные должностные лица для контроля за деятельностью Совета не назначают­ся, но Советы как органы государственной власти подчи­нены по вертикали вышестоящим представительным орга­нам. При этом Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы.

Таким образом, в зарубежных странах четко прослежи­вается государ-ственность местного самоуправления. Не­смотря на то что во многих стра-нах наблюдается тенденция к разграничению государственной админи-страции и мест­ного самоуправления, тем не менее органы местного само­управления все в большей степени вовлекаются в решение государственных

дел.

В отличие от этого в Российской Федерации акцент де­лается на само-стоятельность и автономность местного са­моуправления, на исключитель-ные полномочия населения по решению вопросов местного значения. В этом заключа­ется особенность современной российской модели местного самоуправления, которая получила юридическое закрепле­ние на конститу-ционном уровне.

Конституция РФ впервые провозгласила местное само­управление второй формой осуществления публичной власти.

В 2003 г.был принят Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 131-ФЗ), составивший осно­ву реформирования муниципального управления в России. Согласно Конституции РФ и данному Закону местное са­моуправление представляет собой комплексное, сложное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

· как основополагающий принцип осуществления вла­сти в обществе

и государстве, который определяет систему управления демократиче-

ского правового государства и является одним из элементов конституци-

онного строя РФ;

· как право граждан на самостоятельное решение во­просов местного

значения;

· как форму народовластия.

В качестве основ конституционного строя местное само­управление полу-

чает оформление в ст. 3 и 12 гл. 1 Конститу­ции РФ. В первой из названных статей местное самоуправ­ление рассматривается как одна из форм народо-властия, составляющая сущность конституционного строя России. Согласно ст.3 единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосред-ственно, так и через органы государственной власти и органы местного­ само-управления. Статья 12 гарантирует незыблемость и самостоятельность мест- ного самоуправления в пределах своих полномочий.

В ст. 1 Закона 131-ФЗ также указано, что местное самоуправление сос-тавляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантиру-ется и осуществляется на всей территории РФ.

Выступая в качестве субъективного права граждан, местное само-управление составляет важный элемент их конституционного статуса. Прямо не названное в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам челове­ка и гражданина, косвенно закреплено это право закреплено в ст. 32, где провозглашается право граждан на участие в управлении делами госу-дарства и их возможность избирать и быть избранными, в том числе в органы местного само­управления.

Содержание права граждан на участие в местном са­моуправлении включает право контролировать и оцени­вать деятельность его органов, право на равный доступ к муниципальной службе, обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправ­ления, получение полной и достоверной информации об их деятельности. Население муниципального образова­ния может осуществлять право на местное самоуправление как на «общественных», непрофессиональных на-чалах, так и на постоянной основе — в качестве выборных должност­ных лиц, депутатов представительных органов, а также в качестве муниципаль-ных служащих.

Право гражданина на осуществление местного само­управления не может быть ограничено по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединени­ям. Таким образом, это право, как и другие конституцион­ные права и свободы человека и гражданина, основывается на принципе равноправия.

Определение местного самоуправления, характеризу­ющее его как форму народовластия, содержится в Законе 131-ФЗ. Согласно данному определению местное самоуправление— это форма осу­ществления народом своей власти, обеспечивающая в пре­делах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредствен­но и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Ранее (в федеральном законе от 28.08.1995г. № 154-ФЗ) местное само-управление определялось как дея­тельность населения, а не как форма власти. При этом тер­мин «власть» с местным самоуправлением не употреб-лял­ся, что давало основания считать местное самоуправление общественной организацией, хотя реально оно — действи­тельно форма власти, так как без властных полномочий, ни о каком решении местных вопросов не может быть

и речи.

Исходя из характеристик местного самоуправления, можно выде-лить присущие ему признаки:

· самостоятельное решение населением вопросов мест­ного значения;

· пределы самостоятельности местного самоуправления устанавлива-

ются Кон­ституцией РФ, федеральными законами и законами субъ­ек-
ектов РФ;

· многообразие организационных форм осуществления;

· организационное обособлениеорганов местного са­моуправления в

системе органов государственной власти;

· учет мнения населения, исторических, культурных, национальных и

иных местных особенностей.

Наши рекомендации