Понятие местного самоуправления в современной России
Современное демократическое государство не может обеспечить опти-мальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления.
Формирование и развитие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта, но и под влиянием зарубежных стандартов в этой сфере.
В юридической литературе различаются четыре основные системы местного самоуправления: англосаксонская, французская, или континен-тальная, иберийская и система Советов. Основным критерием для типологизации здесь служат .принципы взаимоотношений и разделения компетенции между центральными и местными органами.
В рамках англосаксонской модели,получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы выступают автономно, прямое подчинение нижестоящих органов выше-стоящим отсутствует.
Вторая модельместного самоуправления - европейская континен-тальная, или французская.Она присуща Франции, Италии, Польше, Болга-рии и была заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Строится на основе сочетания выборности представительных и исполнительных органов местного самоуправления и назначении из центра на места полно-мочных представителей государственной власти, которые имеют свой круг полномочий.
Третью модель называют иберийской,поскольку она получила распро-странение в Испании, Португалии и многих испаноязычных государствах Латинской Америки. В рамках данной модели на всех уровнях административно-территориальной структуры государства есть выборные советы, а также избираемые населением или советом их исполнительные органы. Совет - местный нормотворческий орган, алькальд- его исполни-тельный орган. Назначаемых сверху должностных лиц нет, однако избран-ный алькальд утверждается центром как представитель государства в данной административно-территориальнойединице, в полномочия которого входит контроль за деятельностью совета.
Принципиальное отличие от вышеуказанных систем муниципально-гоуправления имеет советская модель,которая была характерна для СССР и других стран «мировой системы социализма», а также для некоторых развивающихся государств, ориентирующихся на социалистическую перс-пективу. Сейчас в той или иной форме советская модель продолжает сохраняться лишь в немногих странах, таких, как Китай, Куба, КНДР. В рамках этой модели Совет рассматривается как орган государственной власти, избирающий, в свою очередь, другой государственный орган — исполнительный комитет — коллегиальный орган, государственного управления в данной административно-территориальной единице. Государственные должностные лица для контроля за деятельностью Совета не назначаются, но Советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным органам. При этом Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы.
Таким образом, в зарубежных странах четко прослеживается государ-ственность местного самоуправления. Несмотря на то что во многих стра-нах наблюдается тенденция к разграничению государственной админи-страции и местного самоуправления, тем не менее органы местного самоуправления все в большей степени вовлекаются в решение государственных
дел.
В отличие от этого в Российской Федерации акцент делается на само-стоятельность и автономность местного самоуправления, на исключитель-ные полномочия населения по решению вопросов местного значения. В этом заключается особенность современной российской модели местного самоуправления, которая получила юридическое закрепление на конститу-ционном уровне.
Конституция РФ впервые провозгласила местное самоуправление второй формой осуществления публичной власти.
В 2003 г.был принят Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 131-ФЗ), составивший основу реформирования муниципального управления в России. Согласно Конституции РФ и данному Закону местное самоуправление представляет собой комплексное, сложное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:
· как основополагающий принцип осуществления власти в обществе
и государстве, который определяет систему управления демократиче-
ского правового государства и является одним из элементов конституци-
онного строя РФ;
· как право граждан на самостоятельное решение вопросов местного
значения;
· как форму народовластия.
В качестве основ конституционного строя местное самоуправление полу-
чает оформление в ст. 3 и 12 гл. 1 Конституции РФ. В первой из названных статей местное самоуправление рассматривается как одна из форм народо-властия, составляющая сущность конституционного строя России. Согласно ст.3 единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосред-ственно, так и через органы государственной власти и органы местного само-управления. Статья 12 гарантирует незыблемость и самостоятельность мест- ного самоуправления в пределах своих полномочий.
В ст. 1 Закона 131-ФЗ также указано, что местное самоуправление сос-тавляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантиру-ется и осуществляется на всей территории РФ.
Выступая в качестве субъективного права граждан, местное само-управление составляет важный элемент их конституционного статуса. Прямо не названное в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, косвенно закреплено это право закреплено в ст. 32, где провозглашается право граждан на участие в управлении делами госу-дарства и их возможность избирать и быть избранными, в том числе в органы местного самоуправления.
Содержание права граждан на участие в местном самоуправлении включает право контролировать и оценивать деятельность его органов, право на равный доступ к муниципальной службе, обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, получение полной и достоверной информации об их деятельности. Население муниципального образования может осуществлять право на местное самоуправление как на «общественных», непрофессиональных на-чалах, так и на постоянной основе — в качестве выборных должностных лиц, депутатов представительных органов, а также в качестве муниципаль-ных служащих.
Право гражданина на осуществление местного самоуправления не может быть ограничено по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Таким образом, это право, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, основывается на принципе равноправия.
Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Законе 131-ФЗ. Согласно данному определению местное самоуправление— это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Ранее (в федеральном законе от 28.08.1995г. № 154-ФЗ) местное само-управление определялось как деятельность населения, а не как форма власти. При этом термин «власть» с местным самоуправлением не употреб-лялся, что давало основания считать местное самоуправление общественной организацией, хотя реально оно — действительно форма власти, так как без властных полномочий, ни о каком решении местных вопросов не может быть
и речи.
Исходя из характеристик местного самоуправления, можно выде-лить присущие ему признаки:
· самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
· пределы самостоятельности местного самоуправления устанавлива-
ются Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъек-
ектов РФ;
· многообразие организационных форм осуществления;
· организационное обособлениеорганов местного самоуправления в
системе органов государственной власти;
· учет мнения населения, исторических, культурных, национальных и
иных местных особенностей.