Занятия 6-7: «Развитие педагогики в России в IX–XVIII вв.»
Задачи:
- определить историко-культурные условия своеобразия древнерусской педагогики;
- выявить новые тенденции в осмыслении природы человека, целей и путей его образования в отечественной культуре и педагогике;
- охарактеризовать реформы Петра I в сфере образования;
- рассмотреть развитие теории и практики отечественного образования в XVIII в.
План:
1. Феноменологическая сущность основных понятий темы:древнерусская педагогическая традиция, российская педагогическая традиция.
2. Исходные положения гуманистическая педагогической традиции России.
3. Принятие христианства и его влияние на развитие образования и педагогической мысли.
4. Два периода в развитии педагогической мысли в России: киевский (Х-13-ый века); московский (14-17-ый века) (содержательная характеристика каждого периода).
5. Литературные и педагогические памятники 11-12-го веков.
6. Петровские реформы в области образования: предпосылки и «прорыв» в мировую историю.
7. Педагогические взгляды и деятельность отечественных мыслителей и общественных деятелей 18-го века (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.И. Янкович).
8. Формирование в России общественно-педагогического сознания.
Методический материал в помощь подготовки к занятию:
1).Вопросы и задания для домашней работы:
1. Дайте сравнительную характеристику древнерусских педагогических идей X–XIII вв. и западноевропейских педагогических идей того же времени
2. Проведите сравнительный анализ «Книги Притчей Соломоновых» и «Домостроя». Какие библейские идеи явились ведущими для отечественной педагогики XV–XVI вв.?
3. В чем сущность социокультурных процессов, определивших развитие отечественной педагогики в XVII в.?
4. Какие последствия имели петровские реформы для дальнейшего развития отечественного образования?
5. В чем заключалось общее и особенное в интерпретации образования И.И. Бецким и Н.И. Новиковым?
b. Литература:
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985.
- Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования». – СПб, 1996.
- Демков М.И. История русской педагогики. – 3-е изд. – М., 1913.
- Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
- История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Под общ. ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.
- История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учебн. заведений/ Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип.– М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2001.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997 и др
3).Вопросы для самоконтроля:
1.В чем особенности развития воспитания и обучения в Древней Руси?
2. Какими новыми чертами отличались школа, созданная в начале XVIII в.?
3. Что общего и особенного Вы находите в деятельности отечественных просветителей XVIII в.?
4. Какие педагогические идеи, рассматриваемые в данный период, представляются Вам значимыми для теории и практики современного образования?
4)Темы для творческих работ:
1.Влияние общественного быта на воспитание детей в России.
2. Вестернизация отечественного образования: положительное и отрицательное.
3. Дайте характеристику учебного заведения XVII в. (на выбор).
5).Методические рекомендации:
Развитие отечественного образования с конца X в. было ориентировано в первую очередь на православное христианство, что во многом определило ее многие специфические черты. В ходе реформ Петра I началась активная «европеизация» всех сторон российской жизни.
В ходе изучения данной темы особо следует обратить внимание на следующие аспекты: историко-культурные условия, определившие своеобразие отечественной педагогики в рассматриваемый период; соотношение древнерусской педагогической традиции с византийской и западноевропейской педагогической традицией; сущность западных идей, получивших распространение в России во второй половине XVIII в.