Современный взгляд на возможности лиц с ТМНР
Дети с ТМНР ещё сравнительно недавно (до середины 1990-х) считались «необучаемыми». В итоге они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где, в большинстве случаев, вся помощь сводилась к содержанию и уходу. Приученные в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке лица с ТМНР обнаруживали полную неспособность к независимой жизни в социуме. Таким образом, ошибочное понимание «обучаемости» как способности ребёнка осваивать академические (школьные) знания, быть равным по уровню интеллектуального развития своим сверстникам с сохранным здоровьем на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно этой категории лиц и нанесло невосполнимый социальный, нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей с ТМНР и их семьям.
В последние годы в Беларуси наблюдается стремление специалистов, родителей и многочисленных общественных организаций объединить усилия в защиту и укрепление прав лиц с ТМНР на достойную жизнь на принципах гуманистических ценностей. Благодаря изменениям государственной политики Республики Беларусь в сфере специального образования в настоящий момент дети с ТМНР имеют право на обучение и воспитание, а также получение коррекционно-развивающей помощи в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, начиная с младенческого возраста и на протяжении всей жизни. К учреждениям, обеспечивающим получение этой категорией лиц специального образования, относятся Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
В представлениях современного педагога ребёнок с ТМНР – это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости (в определённых областях жизнедеятельности и на определённом уровне), включаться в социум (с разной степенью участия). Основным вектором специального образования детей с ТМНР является подготовка к независимой жизни в условиях, которые обеспечивают достоинство личности, способствуют её уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества. При этом под независимой жизнью понимают отсутствие постоянной зависимости от посторонних в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.
Ограничения жизнедеятельности и особые образовательные потребности детей с ТМНР
Существенным препятствием на пути к самостоятельной жизни детей с ТМНР являются ограничения жизнедеятельности, причина которых кроется не столько в комплексном нарушении физических и психических функций у этой категории лиц, сколько во внешних средовых условиях, не обеспечивающих успешность их жизнедеятельности. Речь идёт о специальной организации пространства; конструктивных особенностях зданий и мебели; вспомогательных приспособлениях, увеличивающих мобильность, познавательные и коммуникативные возможности.
При оценке ограничений детей с ТМНР мы отмечаем, что они испытывают затруднения во всех областях жизнедеятельности:
- не могут самостоятельно передвигаться, удерживать своё тело в сидячем положении;
- имеют трудности с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей;
- не могут объясняться с другими при помощи речи;
- имеют существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации;
- затрудняются по собственной инициативе вступать и поддерживать контакт с другими людьми;
- не могут адекватно выражать эмоциональные состояния и вести себя в определённых ситуациях, демонстрируют деструктивные действия и др.
Производными от ограничений детей с ТМНР являются их образовательные потребности. Образовательные потребности раскрывают направленность и механизм компенсаторных процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как профилактика и преодоление ограничений ребёнка через определение и удовлетворение его образовательных потребностей.
Основные образовательные потребности детей с ТМНР можно разделить на три больших группы.
Ø Осознание собственной личности.
Здесь речь идёт о том, чтобы создать для детей с ТМНР возможность активно познавать собственное тело и осуществлять элементарный уход за ним. Собственное тело, как первичное пространство ощущений и обучения, представляет собой «мост к внешнему миру» (Пфеффер). Удовлетворение этой потребности предполагает переживание и познание ребёнком с ТМНР на собственном опыте разнообразных чувственных ощущений в соматической области; сознательное восприятие и различение частей тела и их функций; принятие помощи при уходе за телом и приёме пищи; осознание необходимости физической гигиены и принятие посильного участия в ней и др.
Ø Осознание другой личности.
Дети с ТМНР должны научиться понимать, что существуют также и другие люди, которые ведут себя по-иному. С ними можно вступать в контакт, чтобы привлечь к себе внимание, сообщить о своих желаниях и самочувствии, получить радость от общения. При осознании другой личности особенно важно, чтобы ребёнок мог испытывать и переживать физический контакт; знать и различать людей, осуществляющих уход; реагировать на обращения окружающих; устанавливать зрительный контакт с ними; понимать настроение партнёра по общению; применять доступные вербальные и невербальные средства общения сообразно повседневным жизненным ситуациям и др.
Ø Осознание окружающего предметного мира.
Активное столкновение с окружающими предметами является важнейшей предпосылкой для развития восприятия, моторики, речи и мышления. При этом основной акцент следует сделать на познание предметов окружающего мира и их функций на сенсорной основе; различение и выделение внешних признаков предметов (величина, форма, цвет и др.); выполнение элементарных бытовых и трудовых действий; осуществление элементарной продуктивной деятельности с бумагой, картоном, пластическими и др. материалами; развитие практической ориентировки в пространстве и во времени и др.
Ø Осознание окружающего социального мира.
Дети с ТМНР нуждаются в объяснении социальных явлений жизни и общепринятых норм поведения. Удовлетворение данной потребности связано с пониманием, распознаванием и выражением эмоций; проигрыванием и исполнением социальных ролей; выполнением требований взрослого и социальных правил; соблюдением очерёдности действий; посещением общественных мест; участием в совместных досуговых и спортивных мероприятиях и др.
Определение ограничений жизнедеятельности и связанных с ними образовательных потребностей осуществляется индивидуально для каждого ребёнка с ТМНР. Удовлетворение образовательных потребностей осуществляется как через взаимодействие ряда специалистов (учитель-дефектолог, учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, медицинский работник и др.) с самими ребёнком и его семьёй, так и через выполнение необходимых для него средовых преобразований.
Таким образом, дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных каналов компенсации их нарушений, и нуждаются в постоянной поддержке во всех областях жизнедеятельности, а также индивидуальном сопровождении на протяжении всей жизни. Вместе с тем, ребёнок с ТМНР рассматривается как личность, способная активно функционировать в социуме при условии, что коррекционно-развивающая работа строится адресно с учётом ограничений жизнедеятельности каждого ребёнка, а также в соответствии с его особыми образовательными потребностями, осуществляется рядом специалистов в тесном сотрудничестве с семьёй и включает в себя создание соответствующих средовых условий.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бгажнокова, И.М., Ульянцева, М.Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
2. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
3. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.