Проектирование и использование инновационных технологий обучения.

Инновационно-образовательная деятельность в высшей школе – один из базисных видов деятельности в рамках научно-образовательного процесса – включает творческое преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового педагогического опыта в новые образовательные продукты, товары и услуги (новые специальности и направления подготовки выпускников, учебные знания, технологии, учебники и т.д.), способные обеспечить участникам инновационно-образовательной деятельности дополнительный эффект (педагогический, экономический и др.). Особую роль среди результатов инновационно-образовательной деятельности играют инновационные технологии обучения, поскольку уровень инновационной технологизации во многом определяет качество образования, экономическую эффективность и конкурентоспособность вуза. Совокупность инновационных образовательных технологий может выступать в качестве отличительной характеристики особенностей реализации данной ООП вуза и ее конкурентного преимущества. Инновационные технологии обучения выстраиваются в основном в русле личностно ориентированного подхода и опираются на активную познавательную позицию учащегося (в русле деятельностного подхода). Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает:

– активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное усвоение информации);

– возможность прикладного использования знаний в реальных условиях (например, во время практики);

– представление знаний в разнообразных формах (а не только в текстовой);

– подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности;

– акцент на процессе обучения, а не на запоминании информации.

Сравнительный анализ ключевых особенностей инновационных технологий обучения позволяет сделать вывод о том, что каждая модель обучения развивает какую-либо характеристику учебного процесса. В связи с этим можно утверждать, что инновационное образование в целом – это не какая-то определенная образовательная модель, а достаточно широкий принцип адекватного использования вновь открываемых потенциальных возможностей обучения. Инновационный подход в образовании определяется через умение и готовность руководителей и преподавателей проектировать и моделировать нужный вузу учебный процесс с использованием различных образовательных технологий на основе знания их потенциальных возможностей. Именно это делает процесс обучения в вузе технологичным, т.е. прогнозируемым и максимально приближенным к запланированным результатам.

В рамках такого проектирования целесообразно использовать смешанные модели, созданные на основе различных образовательных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в практике высшего образования. Так, в системе дистанционного образования эффективны принципы модульного обучения в сочетании с технологией полного усвоения знаний: содержание обучения удобно структурировать в учебные модули, а условия обучения (темп усвоения, количество повторов, проведение тестовых процедур и пр.) варьировать на основе технологии полного усвоения знаний.

48.Разработка и использование документации, регламентирующей содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ООП ВО

Программные документы первой группы регламентируют образовательный процесс по ООП ВПО в целом в течение всего нормативного срока ее освоения. В этой группе представлены такие традиционные документы, как учебный план и календарный учебный график. Вместе с тем компетентностная ориентация ФГОС ВПО влечет за собой необходимость усиления роли интегрирующих составляющих ООП ВПО. Такое усиление предлагается осуществлять двумя путями:

1) через дополнение и развитие такого традиционного документа как учебный план;

2) путем включения в состав ООП ВПО новых интегрирующих программных документов для обеспечения ее достаточной целостности и целенаправленности.

Вторая группа программных документов в составе ООП ВПО объединяет традиционные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебных и производственных практик, но с учетом приобретения всеми учебными курсами, предметами, дисциплинами (модулями), практиками соответствующей компетентностной ориентации.

Особый раздел ООП составляют документы, обеспечивающие учебно-методическое и информационное сопровождение образовательного процесса.В этом разделе ООП ВПО предлагается размещать следующие совокупности документов и материалов:

– состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО;

– комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ООП ВПО;

– комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава, ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО.

49. Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера(обеспечивающие целостность ООП ВПО)

1. Программы формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций студентов при освоении ООП (матрицы компетенций).

2. Состав, основное содержание и структурно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО.

3. Компетентностно-ориентированный учебный план.

4. Календарный учебный график: последовательность реализации ООП по годам (включают в себя теоретическое обучение, практики, аттестации, каникулы)

5. Сквозная программа промежуточных комплексных аттестаций студентов на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования ООП.

6. Программа итоговой государственной аттестации студентов-выпускников.

7. Сквозная программа надцисциплинарного учебного курса "Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО".

Дисциплинарно-модульные программные документы ООП ВО.

Совокупность дисциплинарно-модульных программных документов ООП ВПО включает: 1) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 2) программы учебной и производственной практик; 3) программу НИР.

Рабочие программы учебных дисциплин, практик составляют традиционный содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов.

Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО, состоит в их компетентностной ориентации.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик находятся в тесной взаимосвязи как между собой, так и со следующими компонентами (разделами) из общей структуры ООП, реализующей ФГОС ВПО:

– "Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО".

– "Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО".

– "Компетентностно-ориентированный учебный план" и др.

Тесная взаимосвязь определяет сопряженность в разработке всех программных документов ООП, а также итерационный характер процесса проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП и других ее компонентов (разделов).

В связи с этим, помимо традиционных требований, в состав учебной программы дисциплины, практики рекомендуется внести следующую информацию:

– перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций;

– матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;

– перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп компетенций;

– перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций).

В силу идентичности шаблонов программ учебной и производственной практик достаточно привести перечень разделов программ без конкретизации вида практики.

1. Цель практики.

2. Задачи практики.

3. Место практики в структуре ООП.

4. Формы проведения практики.

5. Место и время проведения практики.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

7. Структура и содержание практики с указанием трудоемкости в зачетных единицах и часах.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые при проведении практики.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

10. Формы аттестации студентов по итогам практики.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.

12. Материально-техническое обеспечение практики.

В разделе "Учебная и производственная практики" указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми вуз имеет заключенные договора на проведение учебных практик.

В том случае, если практики осуществляются в вузе, перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно-технического потенциала.

Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

(Общая структура (макет) рабочей программы учебной практики и общая структура (макет) производственной практики представлены в источнике [3: 22–29].)

Программа НИР может включаться в ООП ВПО либо самостоятельным разделом, либо как программа одного из видов учебной практики. В данной программе указываются виды, этапы НИР, в которых обучающийся должен принимать участие.

Наши рекомендации