Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Авторство:Е.Я. Голант, Е.И. Перовский)
Это одна из ранних классификаций методов обучения. Методы обучения делятся в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность на
· пассивные методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)
· активные методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).
1.2 Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Авторы:Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.)
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют:
· словесные методы (источником знания является устное или печатное слово) занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой;
· наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций;
· практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий) основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.
1.3 Классификация методов обучения по дидактической цели (Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова)
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
· методы приобретения новых знаний;
· методы формирования умений и навыков;
· методы применения знаний;
· методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.
1.4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Авторы: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер
· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
· репродуктивные преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
· проблемного изложения преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем;
· частично-поисковые (эвристические) учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания;
· исследовательские предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
1.5 Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Автор Бабанский Ю. К)
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
• перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
• словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
• наглядные (демонстрация, иллюстрация);
• практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
• логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
• гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
• самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
• методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
• методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.