Формирование общеевропейской системы сопоставимых степеней на основе компетентностного подхода.

Формирование общеевропейской системы сопоставимых степеней на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход занимает в настоящее время лидирующее место в теории и практике европейского высшего образования. Компетенция – важнейшая характеристика обучающегося, обеспечивающая решение многих проблем, которые связаны с формированием европейского пространства высшего образования и обеспечением прозрачности рынка образовательных услуг. Широкому внедрению компетентностного подхода в образование предшествовало успешное освоение данного подхода в бизнесе и менеджменте (прежде всего, в профессиональном отборе и развитии кадров). Разработка компетентностного подхода знаменует собой образование новой парадигмы высшего образования, нацеленной на решение следующих основных задач: 1. Повышение качества образования и возможностей трудоустройства; 2. Воспитание у студентов необходимых социальных качеств личности; 3. Формировании ЕПВО. Родоначальник компетентностного подхода в бизнесе Д.МакКлелланд предложил следующие методы, способствующие выявлению помогающих в успешной работе качеств человека: 1. Использование «критериальных выборок»; 2. Определение оперантного поведения; 3. Восприимчивость к контексту.

Требования ФГОС ВОк результатам освоения ООП: компетентностная модель выпускника вуза.

Согласно ФГОС ВО выпускник с квалификацией (степенью) « бакалавр » в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями: универсальными (общенаучными и инструментальными), социально-личностными, общекультурными и профессиональными.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров.

ФГОС ВО требует, чтобы для каждой магистерской программы были сформулированы цели в области обучения и воспитания личности.

Цели магистерской программы в области обучения определяют получение углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Выпускник по определенному направлению подготовки с квалификацией ( степенью ) « магистр » в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, должен обладать (общекультурными) универсальными и профессиональными компетенциями по видам деятельности ( производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, другие виды деятельности ).

Требования ФГОС ВО к структуре ООП. Требования ФГОС ВОк условиям реализации ООП.

Требования ФГОС ВО к структуре ООП.

Раздел ФГОС ВО формулирует требования к составляющим ООП с учетом ее профессиональной направленности и их объемам в виде циклов. Этот раздел содержит требования к наличию составляющих ООП в виде разделов основной образовательной программы. Требования к структуре ООП включают требования к объему трудоемкости государственной (итоговой) аттестации.

Указывается также перечень обязательных дисциплин ООП и требования к соотношению обязательной и вариативной части ООП с учетом ее уровня.

Уточнение особенностей структуры ООП, реализующей ФГОС, целесообразно провести в ходе сравнения со структурой ООП второго поколения. Такое сравнение позволяет показать преемственность двух документов и наглядно выявить дополнительные характеристики, вводимые в структуру ООП с целью повышения ее качества.

Основная образовательная программа второго поколения имеет следующий типовой компонентный состав:

– общие положения, дающие обоснование ООП (цели, области, виды, объекты профессиональной деятельности);

– учебный и календарные планы;

– программы учебных дисциплин;

– программы практик;

– программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации.

Требования ФГОС ВОк условиям реализации ООП.

1. Общее положение. Концептуальное положение: миссия, цели, ценности. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты освоения ООП.

2. Учебный план. Матрица соотнесения (распределения) компетенций по всем учебным дисциплинам/модулям и практикам учебного плана и по годам обучения. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин. Обобщенный перечень основных образовательных технологий

3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной/модулем с указанием уровня их освоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.

4. Программы практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности.

5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики.

Основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (далее – УЦ) ООП:

– гуманитарный, социальный и экономический цикл;

– математический и естественно-научный цикл;

– профессиональный цикл – и включают разделы:

– практика и научно-исследовательская работа;

– итоговая государственная аттестация.

3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной/модулем с указанием уровня их освоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.

4. Программы практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности.

5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики.

Словесные методы обучения.

Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным и ВУЗовским предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения. В процессе применения этих методов, преподаватель посредством слова, обращенного к учащимся, объясняет, закрепляет, активизирует в речи учебный материал.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий и мышления, требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, лекция, беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они являются ведущими. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи преподавателя и учащихся.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстрацийиметод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Технические средства обучения: техническое обеспечение основных функций педагога, комплексы ТОО в различных формах учебных занятий, гибкие автоматизированные обучающие системы (ГАОС), компьютеризация обучения.

В широком внедрении и использовании технических средств, оптической и акустической техники, программированного обучения, обучающих машин, кино, телевидения и компьютеров одним из главных факторов видится повышение качества обучения и воспитания в высшей школе. ТСО призваны расширить возможности преподавателя, педагога в усилении его воздействий с точки зрения повышения качества усвоения студентами учебного материала, а также повышения эффективности обучения в целом. Контрольно-корригирующие функции педагога обеспечиваются различными техническими устройствами отображения, обработки и документирования (фиксации) информации, получаемой от обучаемых по каналам обратной связи. В рамках организационных функций педагога в целях повышения активности самих студентов в различных видах учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные занятия) в комплекс ТСО могут входить различные тренажеры, имитаторы реальных объектов. В качестве средств коммуникации технические устройства выступают и в обучении, опосредуя взаимодействие педагога и обучаемого. В отдельных случаях педагогическое общение может быть полностью технически опосредованным, т. е. здесь обучения становится автоматизированным. Примером автоматизированных систем обучения являются гибкие автоматизированные обучающие системы (ГАОС), приоритет в работке которых принадлежит А.М.Зимичеву и его сотрудникам. ГАОС относят к числу современных интенсивных технологий обучения, позволяющих более, чем в пять раз сократить сроки обучения без существенного увеличения психической напряженности учащихся. ГАОС представляет собой комплексы современной аудивизуальной и компьютерной техники, которые в автоматизированном режиме, без участия преподавателя в специально организованной психолого-педагогической среде в сжатые сроки (3 до 5 дней) позволяют приобрести новые для людей профессиональные навыки и умения.

Компьютеры не должны и не могут полностью заменить человека, автоматизировать целиком ни труд учителя, ни учебную деятельность студентов.Известно, что при компьютерном обучении для работы с ЭВМ в диалоговом режиме трудно составить программу в расчете на безличного пользователя. А это означает, что должны быть разработаны такие принципы диалога человека и машины, которые учитывали бы многообразие индивидуально-психологических характеристик пользователей.

Дисциплинарно-модульные программные документы ООП ВО.

Совокупность дисциплинарно-модульных программных документов ООП ВПО включает: 1) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 2) программы учебной и производственной практик; 3) программу НИР.

Рабочие программы учебных дисциплин, практик составляют традиционный содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов.

Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО, состоит в их компетентностной ориентации.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик находятся в тесной взаимосвязи как между собой, так и со следующими компонентами (разделами) из общей структуры ООП, реализующей ФГОС ВПО:

– "Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО".

– "Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО".

– "Компетентностно-ориентированный учебный план" и др.

Тесная взаимосвязь определяет сопряженность в разработке всех программных документов ООП, а также итерационный характер процесса проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП и других ее компонентов (разделов).

В связи с этим, помимо традиционных требований, в состав учебной программы дисциплины, практики рекомендуется внести следующую информацию:

– перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций;

– матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;

– перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп компетенций;

– перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций).

В силу идентичности шаблонов программ учебной и производственной практик достаточно привести перечень разделов программ без конкретизации вида практики.

1. Цель практики.

2. Задачи практики.

3. Место практики в структуре ООП.

4. Формы проведения практики.

5. Место и время проведения практики.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

7. Структура и содержание практики с указанием трудоемкости в зачетных единицах и часах.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые при проведении практики.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

10. Формы аттестации студентов по итогам практики.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.

12. Материально-техническое обеспечение практики.

В разделе "Учебная и производственная практики" указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми вуз имеет заключенные договора на проведение учебных практик.

В том случае, если практики осуществляются в вузе, перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно-технического потенциала.

Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

(Общая структура (макет) рабочей программы учебной практики и общая структура (макет) производственной практики представлены в источнике [3: 22–29].)

Программа НИР может включаться в ООП ВПО либо самостоятельным разделом, либо как программа одного из видов учебной практики. В данной программе указываются виды, этапы НИР, в которых обучающийся должен принимать участие.

Формирование общеевропейской системы сопоставимых степеней на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход занимает в настоящее время лидирующее место в теории и практике европейского высшего образования. Компетенция – важнейшая характеристика обучающегося, обеспечивающая решение многих проблем, которые связаны с формированием европейского пространства высшего образования и обеспечением прозрачности рынка образовательных услуг. Широкому внедрению компетентностного подхода в образование предшествовало успешное освоение данного подхода в бизнесе и менеджменте (прежде всего, в профессиональном отборе и развитии кадров). Разработка компетентностного подхода знаменует собой образование новой парадигмы высшего образования, нацеленной на решение следующих основных задач: 1. Повышение качества образования и возможностей трудоустройства; 2. Воспитание у студентов необходимых социальных качеств личности; 3. Формировании ЕПВО. Родоначальник компетентностного подхода в бизнесе Д.МакКлелланд предложил следующие методы, способствующие выявлению помогающих в успешной работе качеств человека: 1. Использование «критериальных выборок»; 2. Определение оперантного поведения; 3. Восприимчивость к контексту.

Наши рекомендации