Развитие института опеки и попечительства
Реализация мер, направленных на социальную защиту детей, оставшихся без попечения родителей, а также своевременное оказание помощи детям и родителям в разрешении внутрисемейных конфликтов, способствуют сохранению тенденции сокращения числа вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2010 году выявлено 93,8 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году - 106,7 тыс. детей, в 2008 году – 115,6 тыс. детей).
Последовательно принимаемые меры в этой области позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье.
Федеральными и региональными органами государственной власти ведется целенаправленная работа по поддержке института семьи, семейного воспитания детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
В целом сформирована правовая база для организации работы по опеке и попечительству над детьми.
В целях реализации норм Федерального закона «Об опеке и попечительстве» принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1125, которым определен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей и утверждающее распределение субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2010 году бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
Проверки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, проведенные в 2009-2010 года Рособрнадзором в 13 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Бурятия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Брянская, Ленинградская, Мурманская, Новосибирская, Рязанская, Свердловская и Ярославская области), выявили ряд проблем. Недостатки в подборе, учете и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних детей приводят к отмене усыновлений, освобождению, отстранению опекунов и попечителей от выполнения ими своих обязанностей, а иногда и преступлениям в отношении подопечных. Кроме того, выявлены многочисленные нарушения в деятельности опекунов и попечителей, в том числе нарушения имущественных прав подопечных.
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ
С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Общее число инвалидов в 2010 году в Российской Федерации имеет тенденцию к незначительному снижению, однако число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет за 2010 год несколько выросло и составило 550,5 тыс. человек, что больше, чем в 2009 году на 1,6%.
Число детей, впервые признанных инвалидами в Российской Федерации, по данным ФМБА России, имеет тенденцию к росту в течение трех лет – с 67,1 тыс. человек в 2008 году до 73,2 тыс. человек в 2010 году.
Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте 0-18 лет в 2008 году до 28,2 - в 2010 году. Наиболее высокий уровень первичной инвалидности в Северо-Кавказском федеральном округе, он превышает среднероссийский показатель почти вдвое и составляет 54,1 на 10 тыс. детского населения.
В структуре первичной инвалидности по возрасту преобладают дети до 3 лет, которые составляют около 43%, и с увеличением возраста процент снижается до 9% в возрастной группе 15-17 лет.
При первичном и повторном освидетельствовании признаются инвалидами около 92% детей, обратившихся в бюро медико-социальной экспертизы.
Среди факторов, усугубляющих возникновение инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
В 2010 году основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности, являются врожденные аномалии (23%), психические расстройства и расстройства поведения (19-20%), болезни нервной системы (17,9%). Дети-инвалиды вследствие новообразований составляют до 4,2% в общей численности детей инвалидов.
Уменьшению численности детей-инвалидов, а, соответственно, и более полной интеграции этой категории детей в общество, способствует внедрение в практику диагностики и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие рано активизировать силы пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка. Кроме проведения комплекса мероприятий по профилактике инвалидности и реабилитации детей-инвалидов, значительное место в сокращении численности детей-инвалидов занимают объективные социально-демографические условия.
Реализация программы «Родовый сертификат», действующей в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», позволила улучшить материально-техническую базу и лекарственное обеспечение учреждений родовспоможения, что является одним из важнейших элементов системы профилактики инвалидности.
Государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение, проездом к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.
В 2010 году всем детям, признанным инвалидами, разработаны индивидуальные программы реабилитации, в том числе 28% детей были рекомендованы технические средства реабилитации в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Важную роль в решении вопросов своевременного выявления и последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии играют психолого-медико-педагогические комиссии, которых в 2010 году насчитывалось на региональном и муниципальном уровнях около 1,4 тыс. (далее – ПМПК). Основными функциями ПМПК являются: выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе, что позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
В 2010 году коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, осуществлялась в 1257 дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в 7674 дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющих группы компенсирующей направленности.
В 2009 году коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, осуществлялась в 1,4 тыс. дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида (численность детей 140,8 тыс. детей) и в 7,5 тыс. дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющих группы компенсирующей направленности, в которых воспитывалось 1 340,7 тыс. детей.
По состоянию на начало 2010/2011 учебного года в России функционировало 1798 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ и школ-интернатов), в которых обучалось (воспитывалось) 207,7 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии (незрячих, слабовидящих, неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с задержкой психического развития, умственно отсталых и других). В 2009/2010 учебном году число таких образовательных учреждений составляло 1810, число обучающихся в них – 207,4 тыс. человек; в 2008/2009 учебном году – соответственно 1876 и 211,9 тыс. человек.
Более распространенная в Российской Федерации модель интеграции предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях. По состоянию на начало 2010/2011 учебного года в 12,7 тыс. специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях обучается 119,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2009/2010 учебном году – 130,8 тыс. детей в 14,1 тыс. классах в 2008/2009 учебном году – 148,3 тыс. детей в 15,7 тыс. классах).
Другой вариант интегрированного образования – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такой опыт в России также имеется в частности, в ряде регионов (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург и другие) созданы экспериментальные площадки по отработке такой модели интегрированного образования. По состоянию на начало 2010/2011 учебного года в государственных и муниципальных (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях обучается 137,8 тыс. детей-инвалидов (2009/2010 учебном году – 141,3 тыс. детей, в 2008/2009 учебном году – 142,9 тыс. детей).